Беднейшие страны мира отходят от двухсменного образования. В Казахстане не победить даже третью смену

19.03.2021

ДАЖЕ БЕДНЕЙШИЕ СТРАНЫ МИРА СТАРАЮТСЯ ОТОЙТИ ОТ ДВУХСМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТ НЕЭФФЕКТИВНОГО И ПРОБЛЕМНОГО. В РК В ДВУХСМЕННЫХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ 4 ИЗ 5 ДЕТЕЙ

Кроме того, в стране насчитывается более 130 трёхсменных школ

 

На начало текущего 2020/2021 учебного года, по данным МОН РК, в стране функционировала 191 трёхсменная школа. Усилиями министерства по итогам 2020 года количество трёхсменных школ уменьшилось до 137. Были построены 43 новые школы; проблемы ещё 11 школ решены за счёт сокращения контингента и перераспределения учащихся в близлежащие заведения. При этом доля трёхсменных школ выросла с 1,5% до 1,9%. Это связано с вновь выявленными в 2020 году 68 трёхсменными школами. Кроме того, 34 школы в стране находятся в аварийном состоянии.

Оценить «позитивность» происходящего сложно, ведь речь идёт об условно успешной борьбе с трёхсменными школами, в то время как в цивилизованном мире даже двухсменные школы — повседневная реальность казахстанских детей — по сути являются атавизмом.

Даже в развивающихся странах двухсменные школы — явная проблема. Например, в Бангладеш, Камбодже и Индии, где такие школы местами всё ещё распространены, родители зачастую вынуждены прибегать к частному дополнительному обучению, чтобы заполнить пробелы в знаниях детей. Вторая смена рассматривается разве что как крайний вариант для детей-беженцев. К примеру, фонд Theirworld разработал двухсменную систему обучения для маленьких беженцев из Сирии в Ливане.

Однако в целом от подобных крайностей стараются отойти всюду в мире. Так, в 2019 году от двухсменной системы в начальной школе отказалась Намибия, одна из беднейших стран Африки.

В Казахстане в школах с двумя сменами в 2019/2020 учебном году обучались 83% учащихся. Ещё 7% учеников посещали трёхсменные школы.

 

 

Напомним: Казахстан взял на себя обязательства по выполнению Целей устойчивого развития, включая ЦУР № 4: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Однако говорить о качестве образования при физическом отсутствии нужного количества школ не представляется возможным даже теоретически.

Заметим, что трёхсменное, не говоря уже о двухсменном, образование всё ещё практикуется даже в крупнейших мегаполисах страны: так, 30% всех обучающихся в 2019/2020 учебном году в трёхсменных школах детей — жители Шымкента и столицы, Нур-Султана. О том, как в центре густонаселённого южного региона, Шымкенте, планируют решать проблему дефицита школ, в том числе путём переоборудования под школы заведений вроде тойханы, мы уже писали.

В таких условиях неудивительно, что рейтинги казахстанской системы образования ожидаемо невысоки. Так, по данным CEOWORLD magazine, Казахстан занял по этому показателю лишь 62-е место из 93. Первые места в рейтинге заняли Великобритания, США и Австралия, последнее — Ботсвана.

Рейтинг создавался на основе данных Economist Intelligence Unit (EIU), Всемирного экономического форума, ОЭСР, UNESOC, Times Higher Education, QS Top Universities, Reuters World's Top и т. д. Оценивались два ключевых параметра: индекс качества образования и индекс возможностей в этой сфере. И тот, и другой в РК, судя по результатам рейтинга, оставляет желать лучшего.

 

 

Очевидно, Казахстан теряет в качестве образования. По результатам участия в Международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся PISA страна в 2018 году заняла среди 78 стран-участниц лишь 69-е место по читательской и естественнонаучной грамотности и 54-е место — по математической. Это значительно более слабые показатели, чем в 2015 году, когда РК занимала 54-е, 43-е и 42-е места в мире соответственно.

По сути, у страны есть лишь один путь, позволяющий переломить текущий негативный тренд. Физическая нехватка школ и должных условий для обучения не может быть скомпенсирована ни уровнем учебников, ни подбором педагогического состава — только строительством необходимой образовательной инфраструктуры, причём в кратчайшие сроки.

В целом, в эту сторону Казахстан и движется. Для ликвидации трёхсменного обучения и аварийных школ МОН РК поручено наладить ежедневный мониторинг хода строительства до 2025 года 800 школ и модернизации 5000 сельских школ, предусмотренных программой партии Nur Otan, сообщает официальный информационный ресурс премьер-министра РК. Более 1000 школ планируется модернизировать уже в 2021 году.

 

Похожее