Дорожников убьёт не коронавирус, а отсутствие битума!

17.09.2020

Каждый год одно и то же! Всё-таки, наши власти имеют изумительный талант создавать проблемы для тех, кто хочет работать, и ещё более изумительный талант эти проблемы не решать годами.

Вот и дорожно-строительные организации Восточного Казахстана снова взывают о помощи – в области нет битума!

Ровно три года назад наша газета уже публиковала открытое письмо дорожно-строительных организаций ВКО («Дайте битум!», «Flash!», №17, 7 сентября 2017 г.). Разница лишь в том, что тогда послание было адресовано премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, а теперь Аскару Мамину. А больше ничего не изменилось. Впрочем, ещё одно изменение есть – цена битума.

Если в 2017 году в проектно-сметную документацию по строительству, капитальному и текущему ремонту дорог была заложена стоимость тонны битума в 90-95 тысяч тенге, а уже в июле, в разгар дорожных работ, она взлетела до 150 000 тенге за тонну, то теперь цена также растёт, как на дрожжах: в июне 105 000, в июле – 118 000, в сентябре – 165 000 тенге за тонну! Но даже и по такой цене битума нет!

В 2010 году было заключено соглашение между правительствами РФ и РК по поставкам нефти и нефтепродуктов в Казахстан. В 2014 году это соглашение дополнили статьей, запрещающей с 1 января 2014 г. вывозить из России в Казахстан нефтепродукты, в том числе битум.

Если до этого запрета дорожники могли свободно закупать битум на любом российском нефтеперерабатывающем заводе, то теперь монополистом по производству этого важнейшего строительного материала стал казахстанский завод в Павлодаре.

Дорожники и в 2017 году, и сейчас, пишут главе правительства, что Павлодарский НХЗ умышленно «придерживает» битум, создаёт ажиотаж и завышает цены. Битум даже нельзя приобрести заранее, до начала ремонтных работ, «потому как битум на заводе есть, но цену, по которой его хотят продавать, никто не знает», - сообщают дорожники.

И вопрос об изменении соглашения с Россией никто не ставит, хотя с 2015 года начал действовать Евразийский экономический союз, предусматривающий свободу передвижения товаров! Наоборот, соглашение продлили до 1 января 2024 года!

Дорожные организации уже остро ставили этот вопрос в 2014, 2015, 2017 годах. Три года назад после подобного обращения Павлодарский завод «сжалился», и всем, кто подписал письмо, выделил по две цистерны битума по 120 000 тенге за тонну. И этой милости дорожники тогда радовались, ведь 120 тысяч – это не 150. Но решить проблему можно только разрешением на ввоз российского битума. Он и дешевле, и качественнее.

- Мы остаёмся при своём мнении: данное решение – это лоббирование интересов казахстанской нефтяной элиты. А кто позаботится о наших интересах, кто подумает о дорожных организациях? – сказал в интервью нашей газете в 2017 году директор ТОО «Дорожно-строительное управление №14» Александр Федосов.

И сегодня, как и три года назад, дорожники находятся под угрозой срыва выполнения работ. А срыв работ означает, что их занесут в реестр недобросовестных поставщиков, и предприятия уже не смогут участвовать в государственных закупках.

«В настоящее время в области по битуму сложилась кризисная ситуация, его практически нет. Сдача объектов в эксплуатацию находится под угрозой срыва. Реализация государственных программ в части экономического развития дорожной отрасли ВКО также находится под угрозой срыва» - пишут руководители дорожно-строительных организаций. И вновь просят отменить соглашение, запрещающее ввоз битума из РФ, дать возможность свободно закупать битум.

Под обращением подписались руководители десяти крупнейших дорожно-строительных организаций Восточного Казахстана.

Кстати, недавно премьер-министр побывал в Восточном Казахстане, в том числе проинспектировал и ход строительства дороги «Усть-Каменогорск – Талдыкорган». Стройка идёт нормально, и к концу года движение по новой трассе будет открыто. Видимо, для этой строки республиканского значения поставка битума идёт бесперебойно.

Агентство «Восточный экспресс»

Похожее