Хлебом – солью

05.10.2021

Именно так, по старой доброй традиции, в областном центре Восточного Казахстана встретили день пожилого человека. У хлебных отделов в магазинах можно было видеть шокированных пенсионеров.

Как самая дисциплинированная категория населения, они обычно заранее готовят денежки за хлеб. Однако, в этот праздничный день, им приходилось снова вытаскивать из сумок свои кошельки. Ведь именно в этот день значительно подорожала хлебная продукция одного из самых крупных хлебозаводов. Так, за булку производства хлебозавода «Каравай» под названием «На хмелю», а это один из самых популярных хлебных брендов, пришлось отдавать не 120 тенге, а 140. В среднем на 20 тенге стал дороже и весь остальной ассортимент. Поэтому вид у наших ветеранов был весьма подавленный: «Вот тебе, бабушка, и день пожилого человека!».

 Это уже второе за нынешний  год повышение цены на хлеб производства «Каравай». В январе булка стоила 105 тенге. За 9 месяцев – повышение на 35 тенге.  Хотя, понятие «булка» не соответствует своему значению. По-старому булка – это килограмм. Раньше булки и были именно килограммовыми. Сейчас вес составляет 500 граммов. Выходит, что килограмм стоит уже 280 тенге.

 Вообще 1 октября – это особая хлебная дата в Казахстане. Именно 1 октября 1994 года премьер-министр РК Акежан Кажегельдин подписал постановление об отмене регулируемых государством цен на хлеб. В Усть-Каменогорске в этот день ценники переписали с 1 тенге за булку до 16 тенге. Это известие вызвало бурный протест. Тогда народ ещё был готов открыто выразить своё мнение.  Уже с утра у областного акимата собрались несколько сот человек.  Автор этих строк также участвовал  в данной акции. Полиция стояла поодаль, но не вмешивалась. Собравшихся попросили уйти с улицы в конференц-зал акимата. Все не поместились, народ стоял в проходах, и даже в коридоре. Бывший тогда акимом области Юрий Лавриненко пытался объяснить необходимость повышения цен на хлеб. Но его выступление встретили гулом негодования. В результате более чем часовых дебатов, в которых люди высказали всё, что накипело на душе, и не только по поводу хлеба, всё-таки протест возымел своё действие: повышение будет, но не столь существенным – до 12 тенге. Таким образом, за 27 лет стоимость хлеба выросла более чем в 200 раз, по некоторым сортам – почти в 300 раз.  Для информации:  в Советском Союзе самый дорогой «белый» хлеб стоил 24 копейки за килограмм, а «серый» - 16 копеек, и эта цена была неизменной десятилетиями.

 Характерно, что буквально накануне очередного «хлебного дня»,  28 сентября, в столице состоялась пресс-конференция директора департамента производства и переработки растениеводческой продукции министерства сельского хозяйства Азата Султанова.

  «Он отметил, что в последнее время наблюдается рост цен на пшеницу как внутри Казахстана, так и на мировом рынке. Формовой хлеб из муки первого сорта относится к так называемому социальному хлебу, то есть, включен в перечень товаров, по которым ведется регулирование цены. Если взять аналитику, то мы не видим резкого роста цен на хлеб. Цена социального хлеба в регионах стабильная. Сейчас какого-то ажиотажного спроса на пшеницу или муку не наблюдается», - сказал Султанов.

По его словам, пшеница и мука на местном рынке имеется в достаточном количестве.

«Уборка практически завершена, то есть в закромах этот хлеб есть. Соответственно, перерабатывается в муку и в достаточном количестве поставляется хлебопекарным предприятиям. В последующем, если будет действительно рост цен на пшеницу, что повлечет за собой рост цен на муку и, соответственно, могут возникнуть вопросы к цене хлеба, то здесь в рамках мер, предусмотренных законом, будут включены механизмы регулирования цен, стабилизации, в том числе путем отгрузки части объема зерна из резервов «Продкорпорации» мукомольным предприятиям для последующей передачи хлебопекарным предприятиям. То есть в случае повышения цен на сырье для производства хлеба будут включаться меры со стороны правительства и резкого роста цен на социальный хлеб не будет», - заверил Султанов на пресс-конференции.

 Видимо, не зря пресс-конференция состоялась в конце сентября. Похоже, в столичных властных кабинетах уже знали, что октябрь ознаменуется ростом цен на хлеб. Вот и выпустили чиновника успокоить народ – дескать, стоимость социального хлеба останется прежней. Это хорошо, но ведь социальным хлебом весь народ не накормишь. Его выпекают в ограниченном количестве, исходя из того объёма муки, который поставляется пекарням по фиксированной цене для производства такого хлеба.  Естественно, этот  хлеб не совсем высокого качества. А вот тем, кому такого хлеба не досталось, или тем, кто хочет кушать хлеб повкуснее, придётся увеличить свои расходы на самый важный продукт. 

 У нас, как всегда, любой вариант с урожаем оборачивается тяжёлыми последствиями для тех, кто живёт на одну зарплату или пенсию. Высокий урожай – плохо. Низкий урожай – тоже плохо. Растут ли мировые цены на пшеницу, или снижаются – всё одно плохо. В любом случае цена на хлеб будет повышаться. Вот и нынче нам объясняют, что засуха привела к низкой урожайности. И мировые цены на зерновые, и, в особенности на пшеницу, пошли вверх. Простому человеку, затюканному проблемой элементарного выживания,  сложно разобраться в перипетиях мировой и отечественной экономики. Для него главное – своя семейная экономика, как выжить, чем кормить себя и детей сегодня и завтра.

 Действительно – рост мировых цен на пшеницу, это, вроде бы, для Казахстана хорошо. Ведь наша страна – один из ведущих экспортёров зерновых. По данным Зернового союза РК, наш экспортный потенциал – 6-6,5 млн. тонн зерна. Если этот объём будет продан по уже повышенной цене, то наши производители и фирмы-экспортёры получат больший доход. Это означает, что в бюджет поступит больше налогов. Разве это плохо? Значит, можно увеличить социальные расходы, облегчить положение малоимущих семей. Вроде бы по логике так должно происходить.

 Понятно, что сейчас сельхозпроизводителям, если называть их официально, а если по-другому, то, крупной сельской буржуазии и зерновым олигархам, гораздо выгоднее продавать пшеницу за рубеж. Сейчас тонна пшеницы на мировых биржах стоит более 270 долларов, самая высокая цена на Чикагской бирже – на 1 октября 277,5 доллара за тонну (118 206 тенге по сегодняшнему курсу)  (данные Зернового союза Казахстана). С начала года рост составил 29,6%.

 Казахстанские экспортёры зерна были очень обеспокоены ситуацией в Афганистане. Из-за политических катаклизмов в этой стране и сменой власти встал вопрос  о поставках туда пшеницы и муки, а ведь Афганистан – крупнейший покупатель наших зерновых, до 3 млн. тонн, т.е. половина всего экспорта. Но к концу сентября ситуация вроде бы наладилась и в Афганистан пошли первые поставки.

 Экспортных пошлин на вывоз зерна в Казахстане нет, этот  вопрос только обсуждается в правительстве, и сами зерновые производители против введения пошлины. Судя из материалов, опубликованных на сайте Зернового союза, критической для них станет цена на пшеницу менее 100 тыс. тенге за тонну.

 Смотрим внутренние цены. В сентябре Продкорпорация объявила закупочную стоимость. На самую лучшую пшеницу 3 –го класса цена тонны от 103 до 107 тыс. тенге в зависимости от уровня клейковины. Да, это меньше мировых цен, но  закупочные цены этого года выше уровня 2020 года на 24%. «Заявленные цены соответствуют рыночным, по которым в текущем периоде осуществляются реальные сделки купли-продажи, и позволят зернопроизводителям компенсировать убытки, связанные с засушливым летом и общим снижением урожайности. Продкорпорация планирует весь объем зерна урожая 2021 года поставить по фиксированной цене на внутренний рынок (мукомольным предприятиям, птицеводческим и животноводческим хозяйствам) для стабилизации цен на их конечную продукцию», - говорится в официальном сообщении.

 И ещё несколько цифр. «По данным министерства сельского хозяйства, в текущем году планируемый объем валового сбора зерновых и зернобобовых культур составит порядка 16 млн. тонн, при средней урожайности 10,1 ц/га. Качество пшеницы в РК лучшее за последние пять сезонов. По прогнозу Зернового союза Казахстана, валовой сбор пшеницы в текущем сезоне составит 10,6 млн. тонн» (сайт ЗСК). 6 - 6,5 млн. тонн планируется экспортировать, значит, на внутреннее потребление остаётся более 4 млн. тонн. Дефицита не должно быть.

– Если мы разрешим экспорт с условием обязательной продажи на внутреннем рынке, к примеру, 10%, то при экспорте 6,5 миллиона тонн 650 тысяч тонн у нас останутся в ресурсах «Продкорпорации» по доступной цене, что полностью покроет потребности страны в хлебе, – рассуждает эксперт Зернового союза Евгений Карабанов в интервью газете «Казахстанская правда».

«В Зерновом союзе считают такой сценарий наиболее эффективным, так как это поз­волит стабилизировать внут­ренние цены на хлеб и муку и в то же время даст возможность фермерам остаться на плаву даже в условиях неурожайного года», - говорится далее в материале «Казправды».

  Исходя из этой радужной картинки, получается, что даже в условиях засушливого лета, снижения урожайности, роста мировых цен, вполне можно избежать повышения стоимости хлеба из-за фактора роста стоимости муки. Но с 1 октября хлеб вырос в цене не только в Усть-Каменогорске. Региональные издания сообщают о повышении стоимости хлебо-булочной продукции в других городах и областях страны. Так, в Уральске на 10 тенге подорожал хлеб, выпекаемый из муки высшего сорта. Владельцы пекарен этого города сообщили о неизбежном повышении в ближайшие дни, т.к. мука высшего сорта подорожала на 20%. На элеваторах области ощущается нехватка зерна. Сказывается неурожай, а также затягивание поставок со стороны фермеров в ожидании ещё большего роста цены. Свой вклад в стремительный взлёт стоимости хлеба вносит скачок цен на дизтопливо и его дефицит. Такие манипуляции с дизельным топливом происходят у нас ежегодно, и как раз в разгар уборки урожая! В разных регионах цена за литр солярки доходит уже до 250-290 тенге! И даже более 300 тенге! Рост на 80-100 тенге буквально за несколько дней! И, как всегда, именно с 1 октября закрылся на ремонт Павлодарский НПЗ.  Это событие также происходит ежегодно, и в одно и то же время.

 В этой ситуации как анекдот звучит информация об очередном совещании в правительстве по регулированию цен на социально-значимые продукты питания. Наши министры во главе с премьером собрались на это совещание даже в субботу, 2 октября. Вот как работают, не покладая рук, даже без выходных.

Оказывается, в нашей области наблюдается даже снижение цен на социально-значимые продукты!  «С начала года рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 9,6 процента. За прошедшую неделю наблюдается снижение цен на 0,1 процентных пункта. Павлодарская, Туркестанская и Восточно-Казахстанская области снизили вклад продовольственной группы товаров в общую инфляцию. Вместе с тем зафиксирован наибольший рост в Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях», - сообщает сайт primeminister.kz.

 Интересно, откуда правительство берёт такие данные? Наверное, из регионов. А власти ВКО откуда взяли? На днях на нашем сайте был опубликован материал об отмене социальных цен на кефир и молоко. Бывший социальный кефир стал дороже на 45 тенге, а социальное молоко – на 40 тенге! И где здесь снижение?!

«Премьер-министр поручил акимам регионов обеспечить заключение долгосрочных контрактов между торговыми сетями и отечественными товаропроизводителями, активизировать работу по увеличению финансирования «оборотной» схемы и закупки в стабфонды продовольствия. Глава правительства подчеркнул важность проведения системной работы по сдерживанию цен на социально значимые продукты питания и в целом эффективной реализации Комплекса мер антиинфляционного реагирования» - на том и решили в правительстве, и разошлись.

 Для кого проводятся подобные совещания? Для самих себя, для имитации деятельности? Ведь совершенно ясно, что всё будет идти по-прежнему. Прибыль, прибыль любой ценой – вот весь смысл экономики сегодня. И прошлой осенью было так, и нынешней, и следующей будет так же. И не только осенью, но и зимой, и весной, и летом. А в это время мы до ярости спорим, нужно вакцинироваться, или нет, искусственный ковид или естественный, носить маски или не носить, на каком языке говорить, кто первый пришел на эту землю, какая угроза страшнее – российская или китайская, нужны переименования или не нужны, что происходило 100 или 1000 лет назад…

 

                          Денис Данилевский

Похожее