Имитация борьбы за снижение цен

20.10.2020

Эта тема уже набила оскомину. Почти 30 лет, с самого начала т.н. «рыночной экономики», власть говорит о необходимости бороться с перекупщиками, и таким образом снижать цены. Обо всех громких проектах по этому поводу уже и не вспомнишь. Весьма интересно пролистать подшивки газет и сделать такое, хотя бы неполное исследование.

«Жардем»: громкое начало и бесславный конец

Сразу вспоминается проект муниципального рынка «Жардем». Это дело ещё середины 90-х годов. Вроде бы его создавали для того, чтобы крестьяне могли свободно, с минимальной ценой за аренду, или совсем без арендной платы для дачников, напрямую продавать свою продукцию, и, таким образом снизить стоимость основных продуктов питания. Из бюджета для этой цели даже выделяли средства, да и здание было предоставлено. Параллельно создавалось предприятие с государственным участием для прямых закупок продукции у сельчан и прямой поставки на прилавки рынка. С созданием социально-предпринимательской корпорации «Ертiс» рынок перешёл в её ведение. Было создано специальное ТОО с довольно громким названием «ВК инновационный центр «Жардем». Инновация заключалась в управлении рынком. В 2009 году провели реконструкцию здания рынка на 21,9 млн. тенге, из них 10,7 млн. – это средства СПК, по сути, государственные средства.

Ну, а в 2017 году по программе приватизации ВК инновационный центр вместе со своим имуществом в виде здания рынка был выставлен на торги с начальной ценой в 261, 8 млн. тенге. Конечно, большое двухэтажное здание в самом центре города на самом оживлённом месте вместе с прилегающим земельным участком и ещё несколькими автомобилями в дополнение стоят в разы дороже. Какова была конечная стоимость купли – продажи – таких сведений найти не удалось. Приобретение явно весьма удачное.

Сейчас «Жардем» лишь по старой памяти называют «муниципальным». Кстати, и фирма называется также «Жардем муниципальный рынок». Продолжает существовать и ВК инновационный центр «Жардем». Судя по открытым данным – это действующее предприятие, основным видом деятельности которого является аренда и управление рынком. Но уже мало что напоминает о первоначальном предназначении этого торгового заведения. Цены там ничем не отличаются от цен на рядом расположенном Центральном рынке.

 

Где мясо-молчные пояса?

В 2007-2008 годах в бытность акима области Жаныбека Карибжанова возник ещё один проект по насыщению городов продукцией сельского хозяйства по доступным ценам. Было решено создать вокруг городов Усть-Каменогорск и Семей т.н. «мясо-молочные пояса». Вот что писали об этом 13 лет тому назад: «Отобрано четыре проекта по созданию молочно-товарных ферм на 200-300 голов и еще четыре проекта по созданию откормочных площадок на 500 голов, сообщили в управлении сельского хозяйства. Один из таких проектов уже профинансирован в этом году областным бюджетом. На создание откормочной площадки ТОО «Агрофирма Приречное» (город Семей) выделено 30 миллионов тенге. Остальные проекты получат финансирование через два-три месяца, то есть с начала 2008 года. Специалисты сельхозуправления уверены, что реализация проекта «мясомолочных поясов» значительно увеличит «продуктовую безопасность» региона».

Итак, снова были выделены бюджетные деньги, но спустя 13 лет таких «поясов» что-то не видно. Да и цены на мясо, мясную и молочную продукцию растут столь стремительно, что за ними даже трудно уследить.

2007-2008 годы вообще были обильными на всякие идеи по созданию «молочных рек и кисельных берегов». Например, говорили, что достигнута договорённость с Синьцзян-Уйгурским автономным округом Китая о строительстве фруктохранилища в районе понтонного моста в Усть-Каменогорске. Закладка в хранилище тысяч тонн фруктов позволит снизить цены на них поздней осенью и зимой. На въездах в Усть-Каменогорск и Семей планировалось построить по три крупных оптовых рынка, и через них уменьшить влияние перекупщиков и снизить цены. Только въехал сельчанин в город, и вот тебе оптовый рынок. Сдавай продукцию, даже по городу колесить не нужно. А городские торговые точки будут пополнять свои прилавки через эти рынки.

Судя по этим планам в городах ВКО уже давно должен быть переизбыток недорогих овощей и фруктов, мяса и молока. Но, однако, «скатери-самобранки» образца 13-летней давности не получилось.

Несбывшиеся надежды от «FreshMarket»

Припоминается ещё один громкий проект, не столь давний, также с целью ликвидации перекупщиков и снижения цен. Это строительство «фермерского магазина «FreshMarket». Торжественное открытие магазина состоялось 27 сентября 2013 года. Ленточку разрезал лично аким ВКО Бердыбек Сапарбаев. Вот что писали в этот день местные СМИ: «FreshMarket» призван стать территорией развития для крестьянских хозяйств и фермерств, продукция которых без посредников в кратчайшие сроки будет доставляться на прилавки и витрины гастронома.

История создания фермерского гастронома началась два года назад во время совместного визита в наш город посла Израиля и инвесторов. Один из них, в свою очередь, оказался выходцем из ВКО, и с готовностью поддержал инициативу создания «FreshMarket». Магазин построен с применением израильских технологий. Областные власти пообещали, что в скором времени у гастронома появится остановка и надземный переход» (источник – yk-news).

Ровно через 5 лет, в сентябре 2018 года, во время объезда города тогда ещё только назначенный акимом Усть-Каменогорска Жаксылык Омар возмутился высокими ценами на продукты во «FreshMarket». Вот цитата из публикаций двухлетней давности:

«Особое негодование градоначальника вызвал «Фрешмаркет». Ведь изначально планировалось, что в этой торговой точке местные производители будут реализовывать свою продукцию по приемлемым ценам. Однако реалии несколько разошлись с задумкой.

— Нам непонятно, почему у нас самый дорогой кефир, молоко, сливочное масло, мясо, хлеб, — сказал аким. — Мы создали рабочую группу, которая еженедельно будет мониторить цены, контролировать, чтобы их не завышали. В её состав вошли представители общественности, депутатского корпуса, партии «Нур Отан». Где будет завышение — будем разбираться с руководителями рынков и поставщиками» (источник – yk-news).

 

Новый проект стоимостью в 10 миллиардов

Возможно, что в этом материале перечислены не все проекты по борьбе с перекупщиками и за снижение цен. Но и этого вполне достаточно. Тем не менее, власти не оставляют попыток. Ведь это предыдущие проекты потерпели крах. А вот новые проекты уж точно будут успешными. Правда, в этих новых проектах нет ничего нового. Так, в очередной раз в ВКО и Усть-Каменогорске решили, что стоит построить оптово-розничный центр, как проблема доступных по ценам продуктов сразу будет решена.

«– ОРЦ улучшит снабжение населения областного центра и Восточно-Казахстанской области собственной сельхозпродукцией. Он будет представлен комплексом сооружений и специального оборудования. Продукция будет там храниться, проходить первичную и глубокую переработку, фасоваться и поступать в торговую сеть, – сообщил аким Усть-Каменогорска Жаксалык Омар.

Это будет одной из мер, как считают власти, препятствующих повышению цен на социально значимые продукты питания». Такую информацию в феврале этого года распространили официальные источники.

Кстати, идея эта не нова не только в ВКО и её областном центре. Оптово-розничные центры собираются строить и в других регионах страны.

«Оптово-распределительные центры – это один из элементов инфраструктуры, которого не хватает. Они нужны для того, чтобы выработать логистику доставки продуктов, хранения их и распределения по магазинам у дома. У нас этого звена нет, на сегодня у нас все настроено на дистрибьюторах. Дистрибьютор где-то скупает, привозит и сам распределяет, они диктуют эту цену нашим сетям и магазинам и не конкурируют между собой. Поэтому мы хотим выстроить ту систему, которая будет прозрачная», - сказал журналистам министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в августе прошлого года. Он также сообщил, что ОРЦ будут строить в пяти регионах, в том числе и в ВКО – в Усть-Каменогорске и Семее.

Как оказалось, у нас этим проектом занимается СПК «Ертic». Напомним, что социально-предпринимательская корпорация уже занималась много лет назад проектом муниципального рынка «Жардем», который завершился продажей его в частную собственность.

Нынешний проект гораздо более грандиозный. Вот только некоторые его параметры. Называться ОРЦ будет просто – «Алтай». В последнее время под брендом «Алтай» у нас играют футболисты, волейболисты и волейболистки, гандболистки, хоккеисты, а также живут целый город и район. Но дело не в названии.

«Реализация инвестиционного проекта «Строительство оптово-распределительного центра «Алтай» осуществляется с участием АО «Социально-предпринимательской корпорации «Ертіс» с долей участия 49% и частного инвестора ТОО «Нарын-Сауда-ОПТ» с долей 51%. ОРЦ выступит площадкой для размещения сельхозтоваропроизводителями своей продукции и в перспективе позволит покрыть потребность крупных населенных пунктов в качественных отечественных продуктах питания по экономически доступной цене, без наценок и многочисленных посредников. Данный проект рассматривает организацию ОРЦ, представляющего сооружения общей площадью 32 044 кв. м, в том числе основное здание – 20 024 кв. м, овощехранилище – 9 926 кв. м и 1 кросс-док площадью 4 500 кв. м». Наша справка: «кросс-док - это комплекс мер по отгрузке или приемке продукции, разных типов грузов напрямую через специальное складское помещение без необходимости размещения продукции в секторе длительного хранения».

Поражает стоимость проекта – 10,2 млрд. тенге! Судя по распределению долей в проекте – половину этих средств выделит СПК «Ертiс», а значит, государство. К примеру, стоимость сооружения моста через Бухтарминское водохранилище протяженностью 1,3 км и шириной 13 метров с подъездными путями определена в 26,2 млрд. тенге. Понятно, что в ходе стройки цифра будет корректироваться в сторону увеличения. Но, тем не менее… На ОРЦ будет направлена сумма, равная почти половине стоимости возведения самого длинного моста в ВКО!

Вот какие преимущества обрисовывают авторы проекта. «Стабилизация цен на продукцию; эффективное межрегиональное перераспределение продукции; замещение импортной сельхозпродукции; легализация теневого оборота сельхозпродукции; создание национальных технологий хранения и переработки пищевой продукции, включая создание производства необходимого оборудования и компонентов; рост налоговых отчислений; устойчивое развитие сельской местности; создание единой информационной системы учета, потоков сельхозпродукции и прогнозирования». (Источник – сайт СПК «Ертiс»).

Прекрасные планы! Но поверит ли им кто-нибудь, кроме тех, кто продвигает этот проект? В Восточно-Казахстанском областном комитете Коммунистической народной партии Казахстана состоялся круглый стол на тему: «Решат ли сервисные центры проблему сбыта сельхозпродукции?».

Секретарь Восточно-Казахстанского обкома КНПК Сергей Михеев довел до участников тревожную статистику: за 8 месяцев текущего года цены на продукты питания выросли на 10,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– В условиях пандемии люди сильнее нуждаются в качественном питании и витаминах для поднятия иммунитета. В областном центре арбузы в самый пик сезона стоят до 150 тенге за 1 кг, тогда как в сентябре прошлого года стоили в пределах 50-70 тенге. В целом казахстанцы стали тратить на питание большую часть своего семейного бюджета – более 56%. И это в нашей стране, которая обладает мощным земельно-пахотным и пастбищным потенциалом и вполне способна не только удовлетворить собственные потребности в основных продуктах питания, но и производить их на экспорт в значительных объемах! Однако действующая система поддержки сельхозпроизводителя и создания развитой сети по реализации сельхозпродукции до сих пор находится в столь неблагополучном виде, что приходится значительную часть продуктов импортировать, нанося вред собственному производителю и способствуя росту цен на продукты питания. Смогут ли переломить такую ситуацию создаваемые сейчас заготовительные и распределительные центры? – отметил Сергей Николаевич.

Конечно, и представитель областного управления сельского хозяйства, и управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО дали высокую оценку и самому проекту, и ожиданиям от его реализации.

Представитель СПК «Ертic» Аслан Смагулов, ответственный за реализацию проекта, рассказал, что строительство ОРЦ «Алтай» начнётся в будущем году (планировалось в нынешнем, но помешал коронавирус) и завершится в 2022 году. Он убеждён, что это будет один из хороших

примеров государственно-частного партнёрства, и ОРЦ реально станет влиять и на насыщение торговых точек овощами, фруктами и другими важнейшими сельхозпродуктами, и на их цены. Дополнительная деятельность (гостиница, торгово-развлекательный центр, сдача части площадей в аренду и т.п.) позволит не повышать стоимость аренды торговых мест, и оптовую стоимость продукции.

Участники дискуссии интересовались насущными вопросами: кто будет контролировать такие центры, и, каким образом повысится реальная конкуренция? Они также предположили - если 51% доли владения такими центрами останется в руках частных структур, то они, в первую очередь, будут нацелены на получение максимальной прибыли. И неизбежно начнут поднимать арендную плату за пользование прилавками, холодильными камерами, овощехранилищами – то есть заниматься тем же, что и сейчас наблюдается на наших рынках и в магазинах.

- Я не вижу разницы между красивым проектом ОРЦ, пока нарисованным в красочных иллюстрациях, и, к примеру, нынешней овощной оптовкой «Дина». Или оптовкой на ул. Мызы, - говорит Сергей Михеев. – Разница лишь в том, что эти оптовки находятся на территории бывших производственных складов и торговых баз советского периода, приватизированных в 90-е годы, вероятнее всего, за чисто символическую цену. В данном случае будет строиться новый, современный ОРЦ. Это строительство включено в число инвестиционных проектов, поэтому предусмотрено софинансирование и соучастие государства. Это меня и настораживает. Государство вложит, как минимум, 5 миллиардов, подведёт коммуникации. А какова будет отдача для простых людей от такого мощного вложения народных денег? Второй участник проекта – частная фирма, уже сейчас нацелена на максимальное использование выделенной территории под свои собственные бизнес-проекты: гостиницы, развлекательный центр и прочие. И плохого в этом ничего нет, это естественно. Но не получится ли так, что через несколько лет государство просто продаст свою долю в этом проекте и полностью уйдёт из него? Ведь даже сейчас у государства 49% участия, а значит, нет решающего голоса. Не уйдут ли государственные миллиарды в конечном итоге на интересы частного владельца, а цены на продукты как росли, так и будут расти, - размышляет Сергей Николаевич.

Внятного ответа на вопросы руководителя обкома КНПК не было дано.

 

Социальные продукты и стабилизационный фонд

Между тем, государство пока не может предложить внятного, и, самое главное, действенного механизма контроля и сдерживания цен. Есть список из 19 наименований социально-значимых продуктов, на которые в каждом регионе могут устанавливать предельные цены. Так, акимат ВКО в этом году установил предельные цены на ряд таких продуктов, их девять из 19. Почему не все 19? Вот этот список:

Мука пшеничная первого сорта, кг — 146 тенге;

Хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), кг — 150 тенге;

Рожки (весовые), кг — 194 тенге;

Крупа гречневая (ядрица, весовая), кг — 281 тенге;

Рис шлифованный (круглозерный, весовой), кг — 306 тенге;

Говядина (лопаточно-грудная часть с костями), кг — 1750 тенге;

Яйцо куриное (1 категория), десяток — 280 тенге;

Масло подсолнечное, кг — 388 тенге;

Соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»), кг — 47 тенге.

Но почему-то в магазинах, как правило, нет списка этих продуктов и цен. Покупателям непонятно, в каких именно отделах торгуют продуктами по социальным ценам. Так и не довелось увидеть ни в одной торговой точке говядину по предельным ценам. Где это мясо? Почему власти не опубликуют полный список магазинов, рынков, ларьков, где продают продукты по зафиксированным предельным ценам?

Хорошее дело – установление предельных цен на ряд лекарств. В списке, утвержденном правительством, более 6000 наименований медикаментов. И как разобраться – по установленной государством цене продал пилюли аптекарь, или по завышенной? Смотреть в телефоне, находить этот список в интернете, а уже потом подходить к прилавку? А пенсионерам, которые не умеют пользоваться интернетом, им как проверить?

Ещё один механизм – формирование стабилизационного фонда. Если в прошлом году в Стабфонд ВКО были закуплены только овощи, да и то весьма скромный набор, то в этом году перечень закупаемых продуктов значительно расширился. Уже закуплено 2200 тонн муки первого сорта, 680 тонн сахара, 408 тонн шлифованного риса, 200 тонн рожков, 60 тонн гречки. Закупаются и традиционные овощи: 2400 тонн картофеля, 1300 тонн капусты, 1200 тонн лука, 800 тонн моркови. Закупки продолжаются.

Влияет ли интервенция из Стабфонда на общий уровень цен? На овощи в целом влияет, но, всё-таки, капуста, свекла, лук, картофель – это не самые первоочередные продукты. Кстати, немало и жалоб на качество этих овощей. Сахар, крупы по стабилизационным ценам – это очень важно. Но достаточны ли закупаемые объёмы? Например, сахар люди обычно берут мешками. В стабфонд заложено чуть более 27 тысяч мешков. На 2 города с общим населением почти в 700 тыс. человек, наверное, маловато. Ведь купить эти продукты может каждый, и олигарх, и нищий. И купить без ограничений.

 

Перейдем к продуктовым карточкам?

Свой путь хотя бы частичного решения проблемы снижения цен на первоочередные продукты и товары предлагает фракция «Народные коммунисты» в Мажилисе. Вот что сообщил секретарь ЦК КНПК Айкын Конуров:

«Озвучил в Парламенте запрос по введению платежных карт, которые наши малоимущие соотечественники могут использовать для приобретения продуктов казахстанского производства. Это позволит не ограничивать выбор продуктов и место их приобретения, а также существенно упростит процессы помощи и сделает их максимально прозрачными. Таким образом, государство сможет напрямую помочь действительно нуждающимся людям, а не торговым сетям.

К сожалению, реалии таковы, что положение множества казахстанцев иначе как бедствующим назвать нельзя. Согласно данным агентства LS, 10% самых бедных казахстанцев даже хлеба есть стали меньше. И основной причиной снижения количества приобретаемых продуктов стал рост цен.

Необходимо отметить, что количество людей, живущих за чертой бедности, выросло практически на треть. И это еще не предел – к концу года, согласно прогнозам Всемирного банка, обнищавших казахстанцев будет еще на 800 тысяч человек больше.

Так что для нас введение продуктовых карт становится необходимостью, чтобы люди могли покупать там, где выгоднее им, а не посредникам и лоббистам. Например, люди смогут покупать больше акционных продуктов в разных местах, и это тоже позволит лучше кормить людей отечественными продуктами».

Наверное, депутат прав. Продуктовые карточки для нуждающихся в поддержке – это реальный способ хотя бы более или менее сносно накормить бедных. Другое дело, что сумма, которая будет зачисляться государством на эту карточку, должна дать возможность купить хотя бы какой-то минимальный набор продуктов на месяц. А то ведь у нас на пресловутую потребительскую корзину можно только ноги протянуть!

Даже в правительстве признают, что количество нуждающихся в государственной поддержке может резко вырасти в случае введения повторного карантина. «В Минтруда прогнозируют, что в случае повторного введения жестких ограничительных мер, нуждающихся в Казахстане будет больше 2 миллионов. И это не считая тех, кто официально останется без работы.

Безработных в Казахстане, если верить правительству, чуть больше миллиона человек. Сюда входят и те, кого работодатель отправил в неоплачиваемый отпуск. К примеру, с начала пандемии только бизнесменам пришлось сократить 90 тысяч сотрудников. - У них не было дохода, и им приходилось отправлять работника либо в отпуск без содержания, либо их сокращали. Заметней всего было в торговле, сельском хозяйстве, сфере развлечений и услуг, - говорит директор департамента по вопросам занятости НПП РК "Атамекен" Айдана Тогизбаева.

Коронавирус изменил стабильную в нашей стране статистику по безработице, которая последние несколько лет была на уровне 5%. Сегодня же чиновники признали: цифры в 2 раза выше. Уволенным и оставшимся без доходов в случае второй волны COVID-19 - будут помогать.

Попавшим в трудную ситуацию намерены платить уже не 42 с половиной тысячи, а больше»,- сообщает портал Zakon.kz.

Итак, социальные проблемы, в том числе и проблема цен на продукты и первоочередные товары обостряется. Это грозит уже общественными потрясениями. И вряд ли в этой ситуации реально помогут оптово-распределительные центры.

Капитализм установился у нас всерьёз и надолго. При капитализме всё нацелено на получение прибыли. Такова природа этой общественно-экономической формации. Положение может изменить только поворот в сторону социального государства, а это значит перераспределение национального дохода и хотя бы частичное направление прибыли крупного капитала, особенно сырьевого сектора, на нужды простого народа.

 

Денис Данилевский

Похожее