Мусорные миллиарды

31.03.2021

 Произошедшее через несколько минут было не менее шокирующим, чем заявление Нигметова… Его вывели из зала сотрудники полиции, дежурившие на 5 этаже облакимата! По свидетельствам очевидцев такое распоряжение отдал один из чиновников областного уровня!

- Полиция вела себя корректно, они взяли меня под руки, и просто вывели в коридор, - рассказывает Максут Нигметов.

 Но разве это не беспредел, когда человека, посмевшего заявить своё мнение, просто выставляют за дверь?!

 А начиналась эта история в Лондоне, весной 2018 г., когда аким ВКО Даниал Ахметов, бывший аким г. Усть-Каменогорска Куат Тумабаев, и бывший директор регионального центра государственно-частного партнёрства Шакарым Буктугутов приехали в столицу Великобритании. Как говорилось в официальных сообщениях -  чтобы изучить опыт сбора, сортировки, переработки и хранения твёрдых бытовых отходов. И одновременно в штаб-квартире ЕБРР договориться о получении кредита в этом банке на решение мусорных проблем в Усть-Каменогорске и Семее. Предварительное соглашение с ЕБРР было подписано уже в июне 2018 г. ЕБРР согласился профинансировать строительство новых полигонов ТБО в двух крупнейших городах Восточного Казахстана.

В феврале прошлого года, перед самым карантином, была ещё одна встреча в Лондоне в штаб-квартире ЕБРР, где акимат ВКО и банк заключили меморандум о включении Усть-Каменогорска и Семея в международную программу  «Зелёные города». Во втором полугодии 2020 года предусматривалось подписание кредитного договора, но, видимо, помешал коронавирус.

 И вот на 29 марта было запланировано это грандиозное событие. Но вдруг всё пошло не по заранее запланированному сценарию. Триумфа в овальном зале не получилось. Руководитель организации, которая  и выступает в качестве заёмщика – государственного коммунального предприятия «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие «Келешек» - вдруг публично заявил, что не станет подписывать этот договор!

- Максут, почему Вы отказались поставить подпись под договором?

- Дело в том, что, по моему мнению, смета на строительство полигона многократно завышена. Я изучил документацию на строительство аналогичного полигона ТБО в Западно-Казахстанской области. Согласно смете, стоимость строительства данного полигона на площади 4,88 гектара составляет 200 млн. тенге. А строительство полигона в Семее по проекту ЕБРР будет стоить 3 млрд. 830 млн. тенге на площади 8 га, т.е. 478 млн. тенге за гектар площади, что в 11 раз дороже, чем в

Уральске!

 Конечно, можно сказать, что полигон в ЗКО не такой «навороченный», как полигон, заложенный в проекте ЕБРР для Семея, но ведь он тоже соответствует всем национальным нормам и стандартам. Так зачем нашему городу такой дорогой полигон ТБО?!

- Каким образом будет погашаться  кредит?

- Конечно, за счёт роста тарифов! Этот проект не только экономически не целесообразный, но и противоречит интересам жителей города Семей. Горожане будут вынуждены выплачивать этот кредит через неоправданно завышенные тарифы!

 Смотрим расчёты по повышению тарифов. При этом базовым признан сценарий по росту тарифов не более чем на 40%. Есть ещё два сценария – на 30% и на 20%, но они не основные. Итак, в 2021 году плата за ввоз тонны мусора на полигон составляет 1374 тенге. В 2025 году – уже 21 670 тенге, рост более чем в 15 раз! Наибольший рост тарифа для населения предусматривается в 2023 году – на 38%, и в 2024 году – на 40%.

- Неужели непонятно, что такой рост тарифов не под силу многим, это просто приведёт к тому, что в городе резко вырастет число стихийных свалок! – возмущается Максут Нигметов.

 Смотрим ещё один интересный документ – график погашения кредита. Отдавать долги начнут с 2024 года, после того, как построят полигон. Окончательное погашение предусмотрено в 2033 году, в год нужно выплатить по 383 млн. тенге основного долга. А вот проценты необходимо погашать уже с нынешнего года. Всего по процентам набегает к 2033 году 2 млрд. 668 млн. тенге. И ещё 102 млн. тенге – комиссия банка. Итого при кредите в 3 млрд. 830 млн. тенге придётся вернуть общую сумму 6 млрд. 599 млн. тенге!  К тому же, процентная ставка может меняться в зависимости от уровня инфляции.

- Я направил письмо директору ЕБРР по Казахстану господину Агрис Прейманиз, - говорит Максут Шакенович. – И решил отказаться подписывать этот договор. Понимаю, что такое решение будет стоить мне занимаемой должности. Сделают всё возможное, чтобы на моё место назначить более сговорчивого директора, который подпишет этот договор. По - иному поступить не могу. Мне жить в этом городе и смотреть в глаза землякам.

- «Авторам этого проекта абсолютно всё равно, как народ будет рассчитываться  за этот полигон, эта проблема точно будет решаться уже другим акимом, а цель текущего руководства области – освоить выделяемые ЕБРР на строительство деньги со всеми свойственными казахстанской действительности коррупционными рисками» - так написал в письме директору ЕБРР по Казахстану Максут Нигметов. К этому выводу трудно что-то добавить.

 Максут Нигметов – настоящий герой. Человек, поднявшийся над личными интересами в пользу интересов общественных, интересов народа. Человек, открыто бросивший вызов Системе. Таких примеров среди тех, кто наделён государственной властью, что-то не припоминается. Понятно, что сейчас он подвергнется всем возможным и невозможным способам административного давления, травли, угроз. Он взял на себя это бремя, и наш долг, долг жителей не только Семея, но и области – защитить его, выразить поддержку. И не только в комментариях соцсетей, но и официальными письмами, обращениями. Если будут тысячи голосов в его поддержку – мы не только сдержим, но и отбросим административное давление. Такой человек достоин не только должности директора государственного предприятия.

 А что касается миллиардов… В последнее время в нашем регионе взята линия именно на такие многомиллиардные проекты. Нужен ли этот гигантизм? Или у такого размаха совсем другие цели? Строительство стационара Центра ядерной медицины на 15 коек в Семее обошлось в 12 млрд. тенге! Да, в этом стационаре свои особенности, свои меры безопасности, но первоначальная смета в 6 млрд. в итоге выросла в 2 раза. Даже республиканская официальная пресса писала о практике увеличения сметной стоимости ремонтных и строительных работ в рамках госзаказа за счёт увеличения сметы уже после проведения конкурса и начала работ. Почему-то вдруг выясняется, что требуются дополнительные расходы, проект корректируется, смета корректируется в сторону увеличения, заключается дополнительное соглашение, и выделяются новые миллиарды.

   Область втянута в кредитные соглашения с ЕБРР. На примере полигона ТБО в Семее мы видим, что платить придётся почти двойную цену. Мы что, не в состоянии сами построить мусорную свалку, если уж называть проект по-простому? Обязательно нужно брать кредит в международном банке? Может быть, мужественный поступок Максута Нигметова поможет руководству страны обратить внимание на ситуацию в ВКО?

 Миллиарды, миллиарды, десятки, сотни миллиардов… А что дают эти миллиарды простому народу? Кстати, 27 апреля планируется подписание аналогичного кредитного соглашения с ЕБРР на строительство нового полигона ТБО в Усть-Каменогорске.

 

               Денис Данилевский

Фото из Интернета   

Похожее