Что такое «девиация»?

08.09.2020

 

 Само слово звучит страшно (а от словосочетания «девиантное поведение подростка» вообще волосы встают дыбом), и если вы слышите его впервые, то кажется, что это если не какая-то психологическая болезнь, то точно отклонение. И это практически так: словари / интернет / умные книги по психологии дают много разных определений слову «Девиация», но все сводится к одному: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
 
Существует множество исследователей этого явления, работ, посвященных причинам отклоняющегося поведения у подростков, типологий и пр. Одна из них представлена в исследовании С. А. Беличева, в котором он предлагает разделять девиантное поведение по типу ориентации и выделяет:
 
Социальные отклонения корыстной ориентации.
 
Под этим понимается правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);
 
Агрессивные ориентации.
 
Этот тип девиации, в котором человек совершает действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования и т. д.)
 
Социально-пассивные типы ориентации.
 
Третий тип девиации заключается в стремлении уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелания решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
 
Некоторые причины девиантного поведения носят социальный характер: девиантное поведение, само по себе, относительно, потому что оно соизмеряется только с культурными нормами, которые приняты в том или ином обществе. Самый простой пример — если в семье принято употреблять алкоголь, курить и нецензурно выражаться при детях, то для ребенка это будет считаться нормой, и не будет ничего удивительного, если он будет копировать маму или папу в школе, так же как он или она материться в классе, курить и проч. Другие причины девиантного поведения — социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, недостаток внимания со стороны родителей, или наоборот, гиперопека.
 
Первые признаки девиантного поведения проявляются в младшем и продолжаются в подростковом возрасте, когда ребенку нужно понимание со стороны родителя. Именно в это время после пустяковых семейных конфликтов начинаются «побеги» из дома, мысли «я никому не нужен, даже родителям» и т.д. В некоторых случаях причиной может стать скука, когда в школе нет ничего нового и интересного, и ребенок просто не знает, как применить себя в жизни. В других — проблемы с успеваемостью или коллективом. Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, и все события, которые происходят там, сильно влияют на него. А в школе, как мы с вами, коллеги, знаем непонаслышке — проблем много, и они начинаются с системы образования, и это —другой разговор.
 
Помимо этого, психологи выделяют и другие причины такого поведения:
 
Жизнь в неполной / малообеспеченной / неблагополучной / многодетной семье;
Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.
Если ребенок не может найти понимание и поддержку у родителя, то он пытается решить проблему самостоятельно или (что очень распространено) пытается преодолеть стресс «как взрослые», а именно с помощью сигарет («— Выкури, расслабься»), алкоголя («— Выпей, полегчает»), или наркотиков («— Да ладно, с одного раза не затянет»).
 
Стоит отметить, что многие школьники пробуют алкоголь, сигареты и наркотики только ради любопытства: им интересно, как то или иное вещество будет действовать на их организм, какой получится эффект и т.д.
 
Распознать девиантное поведение у некоторых подростков достаточно трудно: ребенок может вести себя как обычно, с периодическими вспышками гнева или перепадами настроения, и это чаще всего объясняют переходным возрастом, гормонами и т.д. Действительно, он может периодически сверхэмоционально реагировать на различные происшествия в его жизни, и в этом нет ничего страшного: у многих это проходит после завершения периода полового созревания, но есть признаки, которые могут проявляться постоянно и на которые стоит обратить внимание как педагогу, так и родителям. Вот некоторые из них.
В рамках социального заказа Управления здравоохранения ВКО 

 

Похожее