Путь Анатолия Балушкина

11.08.2021

«Анатолий Балушкин объявлен в розыск» - эта новость  появилась вчера в интернет-пространстве. К тексту прилагается скрин-шот с сайта комитета правовой статистики и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК. Там Балушкин действительно значится в разделе «Розыск преступников». Причина розыска поясняется так: «Разыскиваемое лицо скрылось от следствия». Органом, ведущим розыск, назван департамент государственных доходов по ВКО. Правда, юристы в комментариях уже уточнили, что, скорее всего, в информации опечатка. ДГД – это не правоохранительный орган, в розыск Балушкин объявлен службой экономических расследований (Агентство финансового мониторинга).  Кстати, приговором суда Анатолий Балушкин не был признан преступником, да и суда никакого не было. Почему его занесли в категорию «преступников» - непонятно, ведь это грубейшее нарушение конституционного принципа презумпции невиновности.

 Объявлением в розыск, по всей видимости, завершается путь Анатолия Балушкина как одного из крупных бизнесменов не только ВКО, но и всего Казахстана. Этот путь показателен во всех смыслах. Это история личной инициативы, смелости, умения рисковать и брать ответственность на себя, делового расчёта и везения, умения воспользоваться предоставленными возможностями, здоровых амбиций, предприимчивости, история успеха и взлёта человека, начавшего своё дело с нуля. Но это также история взаимоотношений с государством, история оборотной стороны крупного бизнеса, история уничтожения созданной годами упорного труда, успешно работающей производственной структуры. Уничтожения расчётливого, жестокого, по принципу «сравнять с землёй, а пепел развеять в воздухе».

 Путь Анатолия Балушкина на начальном этапе вполне мог подойти для сюжета хорошего фильма о том, как парень из простой семьи, с рабочей городской окраины, смог за короткое время стать крупным предпринимателем, собрать вокруг себя команду единомышленников, замахнуться на амбициозные проекты, казавшиеся нереальными, и воплотить эти проекты в жизнь. Его путь первого десятилетия в бизнесе – это глянцевая обложка капитализма. Действительно, капитализм даёт огромные шансы. При этой системе, в отличие от социализма и плановой экономики, можно начать любое своё дело, и при благоприятном развитии событий стать не только обеспеченным человеком, но и создать крупный бизнес. Такие шансы есть, и немало тех, кто этими шансами воспользовался. Но это действительно парадная, глянцевая сторона капитализма. Есть и оборотная сторона, очень неприглядная. Но о ней позже.

Анатолий Михайлович Балушкин, 1970 года рождения.  Детство и юность прошли в Новой Согре, городском окраинном районе Усть-Каменогорска, где почти все население так или иначе связано с титано-магниевым комбинатом. Из простой семьи. Никакого отношения к «золотой молодёжи» не имел. В 1990 году отслужил в Советской Армии. До развала СССР и прихода рыночных отношений оставался год.

 Уже в 1992 году Анатолий с несколькими друзьями создаёт фирму по продаже автомобилей. Он легко вошёл в новые экономические отношения, не побоялся их, хотя в те годы многие пребывали в растерянности и не знали что делать. Чутьём, или расчётом, поразительными для такого молодого возраста, он выбрал одно из самых перспективных и востребованных  направлений. Как известно, в Советском Союзе автомобилей в свободной продаже не было (кроме продажи уже приобретённых машин). Они распределялись на предприятиях по очереди. Автомобили стоили довольно дорого, и не каждому были по карману, на такую покупку копили годами. После развала Союза машину стало возможно купить без всякой очереди. И многие ринулись воплощать  мечту всей своей жизни в реальность. Те, кто работал с Балушкиным с самого начала, рассказывают, что новая партия машин расходилась вмиг, словно горячие пирожки.

 А начиналось всё с того, что на небольшой первоначальный капитал друзья перегнали несколько машин с авторынка на белорусско-польской границе. Это были лихие 90-е, и пройти путь через две границы, преодолеть тысячи километров было не просто трудно, но и опасно. Парни сами были за рулём, им едва минуло 20 лет. На вырученные средства закупили и перегнали больше машин. И так пошло. Потом стали перевозить по железной дороге, но сами сопровождали и охраняли ценный груз.

 Эти подробности для того, чтобы было понятно – Балушкин не имеет никакого отношения к приватизации. Это партийная и советская номенклатура, красные директора, комсомольские деятели, силовики загребли в свои руки общенародную собственность. А таким ребятам, как Балушкин, новый строй предоставил возможности, и они ими воспользовались. Но добились успеха тяжким трудом, ежедневным риском. Все объекты, которые появились у «БИПЭКа», были куплены за «живые деньги», по реальной рыночной стоимости. Многие из них находились в полуразрушенном или вовсе разрушенном состоянии, и приходилось немалые средства вкладывать в приведение их в порядок.

 Первый крупный успех Балушкина – это заключение договора с АвтоВАЗ на право эксклюзивной продажи автомобилей этого автозавода на территории Казахстана. В это никто не верил. Но молодому парню из далёкого Усть-Каменогорска удалось удачно съездить в Тольятти и Москву, провести переговоры с элитой автопрома России, и заключить такой договор. Теперь его бизнес перешёл  совсем на другой уровень.  Вазовский модельный ряд и тогда, да и сейчас, остаётся самым популярным. Немногие помнят, что в конце 90-х «девятка» считалась, чуть ли не самой крутой машиной. «БИПЭК» стал расширять сферу своего влияния, начали открываться филиалы в областных центрах Казахстана. 

Как знать, удовлетворись тогда Анатолий Балушкин достигнутым успехом, остановись, и, может быть, и по сегодняшний день он жил бы спокойной жизнью крупного продавца автомобилей, или, как сейчас принято говорить, ритейлера. И не висело бы его фото в оскорбительном разделе «Розыск преступников». 

 Но, как показали дальнейшие события, Балушкина явно не устраивала жизнь преуспевающего среднего буржуа. Его уже манила  идея организации в Усть-Каменогорске автосборочного производства. Строительство завода началось в феврале 2001 года. Был приобретён пустующий цех Востокмашзавода, находившийся в полном запустении. Первопроходцы этой стройки вспоминают, что им пришлось прокладывать путь к цеху по пояс в снегу, вывезти сотни тонн мусора, отходов. Но уже в декабре 2002 года здесь был сияющий сборочный цех, великолепный административно-бытовой корпус, и с конвейера сошёл первый автомобиль «Нива».

 Вот с этой поры и начинаются активные взаимоотношения Анатолия Михайловича с властью. Проект строительства был одобрен акимом области Виталием Метте и в правительстве. Впервые молодой предприниматель из провинциального города вышел на такой уровень. Автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» стал одним из немногих примеров индустриального развития Казахстана, который приводили по каждому поводу. Через некоторое время завод вышел на международное сотрудничество. Здесь, кроме модельного ряда «Лада», стали собирать автомобили Skoda, Chevrolet, KIA. Одно время занимались даже сборкой Cadillac. На предприятие приезжали президент Нурсултан Назарбаев, главы правительства РК, другие высокопоставленные казахстанские и зарубежные гости.

 Группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» стала полностью интегрированным предприятием – от производства автомобилей до их реализации через сеть собственных торговых центров по всей стране.

 Да, это всего лишь сборочное производство. Но вряд ли можно ожидать от частного предпринимателя, что он создаст с нуля автозавод, да еще и станет выпускать новые марки автомобилей. Ведь тот же АвтоВАЗ строил весь Советский Союз с его экономической мощью. Но в те годы развала и безвременья строительство «АЗИЯ АВТО» стало крупнейшей стройкой в городе.

 Естественно, Анатолий Балушкин продвигал своё производство, лоббировал его интересы. Точно также поступает любой владелец любого предприятия или фирмы в любой отрасли. На уровне правительства был принят ряд решений в пользу казахстанского автопрома, в то время представленным в единственном числе сборочным заводом в Усть-Каменогорске. Среди них и запрет на ввоз праворульных автомобилей. В рамках государственных программ предоставлялись льготы и преференции. Но ведь для того, чтобы заходить в кабинеты правительства и продвигать там интересы предприятия, нужно было приложить много труда, дойти всего за 10 лет с уровня молодёжной бригады по перегону и продаже машин до первого в стране автосборочного завода. Только это пройденный путь позволил Балушкину на равных разговаривать в высоких столичных ведомствах, быть на виду у президента. И ведь не он один получал государственную поддержку. Через государственные программы под различные проекты их получали сотни бизнесменов, при этом не всегда понятно, куда эти громадные деньги, в конечном счёте, пошли.

 Анатолий Михайлович всегда был не только лоялен к власти, но и всячески участвовал и в социальных, и в политических делах. В 2005 году он возглавлял городской предвыборный штаб Назарбаева. Эти выборы проходили на фоне «цветных революций» на Украине, в Грузии и Кыргызстане. И участие Балушкина в штабе действующего президента значило немало. Сам он неоднократно избирался депутатом городского маслихата. Высокие чиновники из Астаны, приезжавшие в область, непременно отдыхали от государственных дел на Рахмановских ключах. Этот курорт Балушкин преобразовал по лучшим стандартам. Здесь была построена самая высокогорная мечеть в Казахстане. Горнолыжная база «Княжьи горы», также приобретённая Балушкиным, стала курортом Нуртау. За счёт холдинга дарили машины чиновникам на юбилей, или по случаю ухода на пенсию, спортсменам за победы на международных соревнованиях. Даже в прошлом ковидном году в «БИПЭК АВТО» поддержали медицину, предоставив 30 автомобилей во все регионы страны для мобильных медицинских бригад, выезжающим к больным коронавирусом.

  Социальная программа для работников предприятия стала едва ли не лучшей не только в нашей области. База отдыха «Порт-Фортуна» использовалась только для работников группы компаний, получавших путевки по символической цене. Компенсация 70% стоимости питания, оплата обучения для повышения квалификации, практически бесплатный собственный детский сад, льготная продажа авто, программа продвижения кадров, помощь при лечении, собственный медпункт и т.д. В честь 10 –летия «АЗИЯ АВТО» и 20 –летия «БИПЭК АВТО» в 2012 году были учреждены знаки отличия для проработавших много лет, с большими пожизненными льготами и доплатами.

 Но, ни социальная ответственность, ни лояльность к власти, политическая поддержка, ни даже личное знакомство с первым президентом, возможность вхождения в самые высшие кабинеты не помогли Анатолию Михайловичу, когда началась беспрецедентная атака на группу компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Эти события, развернувшиеся весной прошлого года, ещё на слуху, и нет смысла подробно о них рассказывать.

 Следующий крупный проект Балушкина – строительство в Усть-Каменогорске автозавода полного цикла с цехами по сварке и окраске кузовов. Этот проект был одобрен на IX казахстанско-российском форуме межрегионального сотрудничества президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным в сентябре 2012 года. 10 ноября 2013 года был дан старт строительству. По соглашению с министерством индустрии и инфраструктурного развития строительство должно было завершиться 31 декабря 2020 года. Соглашение предусматривало льготы и преференции для предприятия. В частности, это освобождение от НДС, а затем и возврат утилизационного сбора. На строительство завода государственные инвестиции не привлекались. Господдержка в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» была оказана для подведения инфраструктуры – подъездных путей, инженерных коммуникаций. Оказалось, что земли, по которым нужно прокладывать коммуникации, находятся в частной собственности у структур известного в ВКО бизнесмена. Купить эти земли у него не удалось, цена была названа слишком высокой. Начался длительный процесс отчуждения земли для государственных нужд, продлившийся почти два года. Это затормозило строительство, а в 2015 году курс тенге по отношению к доллару отпустили в свободное плавание, что привело к росту затрат почти вдвое. Такова цена задержки из-за земельных вопросов. Несмотря на эти объективные трудности, возведение завода продолжалось полным ходом. Но в апреле 2020 года министерство в одностороннем порядке разрывает соглашение, и отменяет льготы для «АЗИЯ АВТО» - освобождение от НДС и возврат утильсбора. Хотя до окончания срока действия соглашения ещё остаётся почти 8 месяцев. Сразу же в соцсетях начинается беспрецедентная информационная кампания против группы компаний, и особенно её руководителя. Выливается просто поток грязи. Балушкина обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах.

 Сам Анатолий Михайлович на пресс-конференции в ноябре прошлого года назвал причину столь неожиданного разрыва соглашения – сделано это в интересах автосборочных площадок  в Костанае и Алматы. Назвал он и имена тех, кто руководит этой кампанией – вице-премьер Роман Скляр и глава правительства Аскар Мамин.

 Несмотря ни на что, строительство завода продолжалось. В прошлом году было выделено ещё 8 млн. долларов, и в январе 2021 года корпус был полностью готов, можно было приступать к поставке и монтажу оборудования. Но, к сожалению, стройка, в которую группа компаний вложила 80 млн. долларов, была остановлена. В декабре остановился конвейер «АЗИЯ АВТО». Причина проста – без льгот стоимость автомобилей вырастет на сумму НДС и утильсбора, что сделает цену неприемлемой для покупателей. В феврале 2021 года специализированный межрайонный экономический суд г. Нур-Султан удовлетворяет иск МИИР к «АЗИЯ АВТО» о взыскании 174 млрд. тенге убытков государству в виде полученных льгот и преференций. В марте нынешнего года были уволены по сокращению не только работники автосборочного завода, но и тысячи сотрудников других подразделений группы компаний.

 Всё произошло именно так, как и говорил Балушкин. Автосборочные производства в Алматы и Костанае работают. Они получили государственную поддержку.  Самый главный конкурент устранён. На ноябрьской пресс-конференции Анатолий Михайлович отметил:

- Откровенен был на 30%. Готов добавить. Многие вещи не сказаны. Если продолжится вакханалия и беспредел по отношению к прозрачнейшей компании, мы сделаем очередные обличающие шаги.

Но, видимо, оставшиеся 70% правды об уничтожении «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» мы уже не узнаем. Объявлением о розыске Балушкина завершился его путь бизнесмена в Казахстане. Какие претензии предъявляет к нему служба экономических расследований – пока неизвестно. Группа компаний вела свою деятельность абсолютно прозрачно. Все отчёты опубликованы на казахстанской фондовой бирже. Любой желающий мог узнать фамилии собственников холдинга,  их долю,  прибыль,  расходы. Все дилерские центры объединены в единую бухгалтерско-финансовую программу, движение каждого проданного автомобиля было видно от момента схода с конвейера до продажи конкретному покупателю. Холдинг был одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Мнимые убытки в 174 млрд. тенге будут в любом случае взысканы через продажу активов группы компаний, они очень даже привлекательные и ликвидные. Вероятнее всего, это следствие – лишь очередной ход в дискредитации и Балушкина, и холдинга, как и объявление его в розыск. Вряд ли его действительно будут искать, принимать меры по возвращению в Казахстан, ведь нетрудно предположить, где он находится.

 Итак, Анатолий Балушкин прошёл просто показательный путь крупного бизнесмена в Казахстане. Это путь триумфа и трагедии. Финал и неожиданный, и предсказуемый одновременно. Если бы кто-то писал учебник «Ведение бизнеса в Казахстане», то глава о печальном опыте Балушкина выглядела бы примерно так.

 Если вы не «чей-то», то лучше не высовываться. Нужно остановиться на уровне мелкого бизнеса, не лезть ни в какие крупные производственные проекты. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ведь даже выход на уровень среднего бизнеса может заинтересовать регионального чиновника – капиталиста. Живите спокойно, довольствуйтесь тем, что есть, живите в своё удовольствие.

 И держитесь подальше от государства. С государством лучше не дружить, и не ссориться. Государство в нашей стране – крупнейший капиталист. Как консолидированный капиталист, так и в лице отдельных крупных чиновников, конвертировавших власть в капитал. Им отданы во владение отдельные отрасли, природные богатства, регионы. Ни у одного бизнесмена, даже самого крупного, нет таких возможностей, как у государства. Никому весь народ не платит дань в виде налогов и прочих платежей. Ни у кого нет силовых органов, фискальных органов, судов, ни у кого нет механизма принуждения, отъёма собственности, возможности стереть любого в порошок. Даже дружба с государством, угождение государству, покровительство государства могут закончиться плачевно. Дружеские объятия вмиг превращаются в смертельную хватку. Лучше чисто деловые прохладные отношения: заплатил дань, и на этом всё. Сидите тихо.

 Вот примерно такой урок можно дать на примере Балушкина. И сделать вывод, что какое-либо развитие реального производства в Казахстане невозможно. Кому хочется вкладывать десятки, сотни миллионов долларов, и потом потерять всё? В лучшем случае будет продолжаться эксплуатация сохранившегося советского промышленного потенциала.

 Ну, а тем, кто сейчас злорадствует, ликует, что взяли в оборот «олигарха», всё-таки стоит посмотреть совсем в другую сторону. Гораздо интереснее было бы открыть все тайны приватизации 90-х годов, узнать – кто, когда, и каким образом завладел общенародным достоянием – предприятиями, недвижимостью, природными ресурсами. Хорошо бы знать, и как передавались гиганты индустрии и месторождения полезных ископаемых иностранным компаниям, раскрыть все контракты на недропользование. Неплохо было бы узнать все подробности предоставления государственной поддержки тем проектам, которые в итоге оказались «мыльным пузырём», и проследить след государственных денег, якобы растворившихся в никуда. Есть возможность наблюдать и очередной этап приватизации, например, продажу крупнейших ГЭС Казахстана. Кому они достанутся? Всё это было бы гораздо полезнее, чем спровоцированная шумиха вокруг Балушкина.

 Анатолию Михайловичу хочется пожелать побыстрее пережить и забыть весь этот кошмар. Конечно, тяжело вот так вот потерять дело своей жизни, которому отдал 30 лет. Тяжело читать о себе грязь и измышления. Тяжело, когда тебя без суда уже обозвали преступником. Но, думается, что Анатолий Михайлович реалист, и понимает, в какой стране он жил. С его деловой хваткой, предприимчивостью, опытом, наверняка он не пропадёт на новом месте. Ему 51 год, это возраст расцвета, так что дел впереди у него много. Все, кто его знал, кто работал с ним, наверное, будут вспоминать это время с благодарностью.

 

                    Денис Данилевский

Похожее