Штормит не только экономику

29.03.2022

Можно сколько угодно высмеивать и даже осуждать тех, кто, якобы, создаёт ажиотаж и скупает продукты и товары первой необходимости, но происходит это вынужденно. Конечно, министрам, акимам и их подчинённым легче всего свалить рост цен на «ажиотажный спрос», чем заниматься системной работой по ценовой политике. Но ведь почему народ бросился скупать всё подряд? Да потому, что ничего хорошего в экономике в ближайшем обозримом будущем ждать не приходится.

Можно сколько угодно высмеивать и даже осуждать тех, кто, якобы, создаёт ажиотаж и скупает продукты и товары первой необходимости, но происходит это вынужденно. Конечно, министрам, акимам и их подчинённым легче всего свалить рост цен на «ажиотажный спрос», чем заниматься системной работой по ценовой политике. Но ведь почему народ бросился скупать всё подряд? Да потому, что ничего хорошего в экономике в ближайшем обозримом будущем ждать не приходится. Кстати, подобные настроения во всём мире. Мы видим, что полки опустошают и степенные, рассудительные жители Европы, и население мировой сверхдержавы США.

 Первая волна скупки продуктов длительного хранения, похоже, уже заканчивается. А ценники на прилавках только подтверждают правоту тех, кто создал запас. Если в самом начале ажиотажа сахар продавали по 500 тенге за килограмм, и его брали мешками, то сейчас цена доходит уже до 660 тенге. При этом, сахар уже никто не расхватывает.  Будет ли дальнейшее снижение цены на важнейший продукт? На этот вопрос ответить никто не может, но, вряд ли стоит ждать. Если и будет, то минимальное. Сейчас пока народ поживёт сделанными запасами, а к лету сахар всё равно нужно будет покупать, хоть по какой цене. Так что, как ни крути, а нас «возьмут за горло».

 Между тем, как-то исчезли сообщения о деятельности знаменитых мониторинговых групп. А ведь ещё совсем недавно власти с гордостью сообщали, что выявили в 150 «магазинах у дома» в Усть-Каменогорске  наценку на социально-значимые продукты питания более установленных законом 15%. И сделано это было группами из числа депутатов, членов партии «Amanat», общественников и сотрудников городского акимата. Но вот наценками на сахар эти общественники и депутаты почему-то не занимаются.

 В одном из крупных магазинов Усть-Каменогорска на днях посчастливилось купить сахар по 420 тенге за килограмм. Продавали по 2 кг в одни руки. Почему в этом магазине цена 420, а где-то доходит и до 660? Разрыв в 240 тенге! Разве это не предмет для проверки? При этом на сайте объявлений есть предложения о покупке сахара оптом, в том числе и в Усть-Каменогорске, по вполне приемлемым ценам при минимальном заказе от 500 килограммов. Если исходить из указанных  в объявлениях цен, то получается более чем двойная накрутка!

 Лишь 14 марта на странице акимата  Усть-Каменогорска в соцсети Инстаграм было опубликовано вот такое сообщение  в видео интервью. 

«Сегодня заместителем акима города Искаковым А.М. совместно с Департаментом по защите и развитию конкуренции по ВКО проведено совещание с участием крупных оптовых реализаторов, по вопросу поставок основных продовольственных товаров. По итогам  крупным оптовым поставщикам были даны рекомендации по недопущению ценового сговора и необоснованного роста цен на социальные виды продуктов питания.
Также, антимонопольными органами ведутся работы по изучению сложившейся ситуации у субъектов внутреннего рынка города, занимающихся оптовой реализацией сахара.
В наличии на оптовых точках продажи более 260 тонн сахара, в ближайшую  неделю ожидается поступление еще 110 тонн сахара. В настоящее время крупными оптовыми реализаторами планируется закупка сахара объемом более 200 тонн».

 Вот такое вполне успокоительное сообщение двухнедельной давности. И сахар действительно есть в свободной продаже. Но цена вышла на такой уровень, что сладкий продукт многим просто не по карману.

 Закупают люди и предметы т.н. «мыломойки», или, если более официально – бытовой химии. Сложности предстоят и с этой группой товаров. Вот что по этому поводу сообщается на сайте Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». «В связи с ситуацией в России требуются действия по недопущению дефицита импортных товаров из-за разрыва логистических цепочек и маршрутов поставок. Такие товары как бытовая химия и техника в страну импортируются. Ранее такая продукция в основном завозилась в Казахстан из России – через региональные представительства крупнейших мировых производителей. Однако в условиях санкционного давления многие компании (такие как Проктер энд Гэмбл, Марс и другие) покинули рынок РФ. Теперь для поставки этих товаров казахстанские импортеры обращаются напрямую к производителям. Однако имеются следующие сложности: сроки поставки товаров в страну увеличиваются, рынок РК является малопривлекательным для иностранных изготовителей.

Частично потребность в продукции первой необходимости может быть закрыта товарами отечественного производства. Однако по остальной продукции нужны меры. Также важно отметить, что отечественные производители во многих направлениях зависят от импортных комплектующих, сырья или оборудования».

 Предприниматели просят правительство снизить обязательные требования для импорта предметов  первой необходимости, в частности, ввозить товары без сертификата соответствия и без обязательной маркировки на государственном и русском языках, а всю информацию получать через QR-код.

 Раньше о таких нюансах мы не знали, да и не обязательно это знать обычному покупателю. Посмотрим на упаковку стирального порошка «Persil». Производство ООО «Хенкель Рус», г. Москва. Порошок германский, производится в России, в российском представительстве фирмы. На упаковке маркировка практически на всех языках бывших союзных республик. Нет только прибалтийских стран. Значит, в Москве сразу готовят упаковку для всего постсоветского пространства. Как теперь будет – неизвестно. Уйдут ли германские производители из России? В магазине мыло-моющих средств пояснили, что пока продажа идёт за счёт запасов на складе, за счёт прежних, ещё «довоенных» закупок. 15-кг мешок порошка «Persil» стоит около 10 тыс. тенге, по февральской цене. Цены, безусловно, вырастут из-за курса доллара и евро, а если, ещё и закупать придётся непосредственно в Германии и доставлять окольными путями, минуя Россию, это ещё добавит не одну тысячу. Так что смысл приобретать  впрок мыло-мойку есть. Не прокиснет.

 И если для личного потребления ещё можно создать запас первоочередных товаров на несколько месяцев, то строителям закупить запас стройматериалов – это совсем другой масштаб, и не так-то просто. А ситуация в строительной отрасли, которая, как известно, является одним из локомотивов экономики, очень сложная. «На сегодняшний день, в условиях сложившейся экономической и геополитической ситуации, на фоне волатильности курса и антироссийских санкций, проблем с таможенным оформлением и изменением транспортной логистики, подрядные организации испытывают существенные трудности при реализации проектов строительства, как в рамках государственного заказа, так и при частном строительстве.  

Как отмечают представители отраслевых ассоциаций и строительных компаний, нестабильность курса валют, сохраняющиеся высокие риски дальнейшего роста цен на строительные материалы, в том числе, импортные, и их возможный дефицит, неизбежно приведут к удорожанию стоимости строительства жилья.

Справочно: по данным стройкомпаний с января месяца т.г. цена на арматуру повысилась в среднем на 17 % и достигла порядка 480 тыс. тенге. Наряду с арматурой, отмечается рост цен на металлопрокат на 25-30%, кирпич на 30%, медный кабель на 17%, щебень на 14%, керамическую плитку на 17%, сухие смеси до 13%, утеплители, гидроизоляционные материалы на 13%, полипропиленовые трубы на 20% и др.

Удорожание стоимости строительства наиболее остро отражается на положении подрядных организациях, осуществляющих реализацию проектов строительства, финансируемых из средств бюджета» - сообщает НПП «Атамекен».

 Где тонко, там и рвётся. Сначала пришло хорошее известие о том, что министерство финансов США не будет запрещать  транспортировку нефти с казахстанских месторождений через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), пролегающий по территории России до порта Новороссийск. Это разрешение финансового ведомства США даёт Казахстану возможность продолжать экспортировать нефть через кратчайший путь и получать доходы как в бюджет, так и в Национальный фонд. За что огромная благодарность американскому финансовому ведомству. Казахстан может выдохнуть.  Через КТК экспортируется 54 млн. тонн нефти из 68.

Но буквально через пару недель пришла беда. Из-за сильного шторма на Чёрном море произошли повреждения на выносном причальном устройстве КТК в порту Новороссийска, где идёт перегрузка нефти из трубопровода в танкеры. Ремонт на двух причальных устройствах может затянуться до двух месяцев, в это время будет работать только одно причальное устройство. Это приведёт к снижению экспорта на несколько миллионов тонн нефти даже с учётом перенаправления части добычи по другим маршрутам. Высказывались мнения, что Казахстан в результате недополучит около 500 млрд. тенге поступлений в бюджет и НФ. Однако в минэнерго РК полагают, что с учётом роста цен на нефть потери не будут столь ощутимыми. Ведь бюджет верстался, исходя из прогноза в 60 долларов за баррель, а сегодня цена уже в 2 раза выше.

 Итак, всё дорожает, штормит и в  геополитике, и в природе, что будет завтра – не могут с уверенностью сказать ни лидеры государств, ни экономисты, ни политологи. Страны и народы несутся, словно щепки в бурном море.  Ясно одно – не было бы ещё хуже. Поэтому кое-какой запас не помешает. Только не у всех есть возможность сделать такие запасы. Как говорится, «нам бы день простоять, да ночь продержаться», а дальше видно будет. Вот недавно правительство рассмотрело программу повышения доходов населения. Может быть, после этой программы станет легче?

 

                    Денис Данилевский

Похожее