Сегодня вся надежда - на АПК, однако автопарк сельхозтехники критически устарел

02.04.2020

Парк сельхозтехники в РК морально устарел: 3 из 4 сельскохозяйственных машин — старше 10 лет

Госпрограммы призваны исправить ситуацию и стимулировать отечественное производство, хотя часть средств уходит «чужим» производителям

Мы уже писали, что в Казахстане остро стоит вопрос развития отрасли производства сельскохозяйственной техники: несмотря на рост выпуска и усилия производителей, по итогам прошлого года, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, казахстанские компании перекрыли всего 12,8% спроса на тракторы для сельского и лесного хозяйства, то есть более 87% рынка осталось за импортёрами.

Ещё печальнее статистика в сегменте плугов и дисковых борон: в прошлом году казахстанские компании перекрыли лишь 3,5% спроса на эти устройства.

Помимо засилья импорта, есть и другая проблема — устаревший парк сельскохозяйственной техники.

По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2019 году у сельхозтоваропроизводителей страны имелось в наличии 147,3 тыс. тракторов и 38,5 тыс. комбайнов, а также порядка 4 тыс. посевных комплексов, 80 тыс. сеялок и 300 тыс. единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники.

При этом 86% парка тракторов и 68% парка комбайнов — техника со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Средний износ всего парка сельхозтехники составляет весьма пессимистичные 76%. В то же время средний уровень обновления сельхозтехники в 2018 году составил 3,5%, при оптимальном уровне в 6%.

Обновлению устаревшего парка способствуют госпрограммы субсидирования ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, а также инвестиционное субсидирование, которое предусматривает возмещение 25% от стоимости приобретённой техники. Именно благодаря инвестсубсидированию от АО «КазАгроФинанс» был решён наиболее проблемный вопрос отсутствия у фермеров первоначального взноса за технику.

В то же время в программе инвестиционного субсидирования любопытно следующее: обозначенные 25% стоимости государство субсидирует как для казахстанской техники, так и для импортной. Этим программа кардинально отличается от, например, российского аналога — работающей с 2013 года «Госпрограммы № 1432», в рамках которой субсидии направляются на поддержку исключительно российского сельхозмашиностроения. Или же, к примеру, в текущем году схожую с нашей программу запускает Украина: государство выплатит аграриям компенсацию в 25% от стоимости сельхозтехники — однако, как и в РФ, исключительно своего, украинского производства.

В Казахстане, в свою очередь, складывается специфическая ситуация. Произведённая в стране сельхозтехника стоит в 2-3 раза, а то и более, дешевле, чем импортная. При таком раскладе получается, что государство выделяет для «чужих» производителей заметно более высокие субсидии, чем для отечественных.

Приведём пример. Комбайны казахстанского производства — например, «Есиль» или «Вектор» — стоят в среднем порядка 40–50 млн тг. Импортные — к примеру, CLAAS или John Deer — уже порядка 120–150 млн тг. Соответственно, субсидии на казахстанские комбайны составляют 10–12,5 млн тг, на импортные — 30–37,5 млн тг. Грубо говоря, государство может просубсидировать казахстанским фермерам вместо одного импортного комбайна сразу три отечественных. Даже с учётом более высокой — примерно на 20%, а в некоторых случаях и на 30% — производительности импортной техники, государству выгоднее и резоннее поддерживать отечественного производителя и стимулировать развитие казахстанского автопрома.

Для наглядности приведём данные Минсельхоза за 2019 год: инвестиционное субсидирование в секторе составило 103,8 млрд тг, из них 43 млрд тг было направлено на приобретение самоходной колёсной техники. 74% приобретённой техники — отечественного производства, но при этом сразу 60% субсидий пришлось на импортную технику. То есть казахстанской техники куплено втрое больше, но субсидирования на нее приходится значительно меньше (17,2 млрд тг, против 25,8 млрд тг для импортной).

Заметим, цены на импортную технику приведены на начало текущего года. Мировой кризис, связанный с пандемией COVID-19 и обрушением цен на нефть до нового минимума, привёл к очередной девальвации нацвалюты. Соответственно, стоимостный разрыв между казахстанской и американской или европейской техникой лишь увеличится. При этом парадоксальным образом увеличится и разрыв между субсидиями — в пользу импортируемой техники.

Прошлый кризис привёл к заметному падению объёмов выпуска отечественного сельхозмашиностроения в 2016–2018 годах. И лишь в 2019 году выровнялось, к примеру, производство тех же тракторов в РК. При отсутствии быстрой и эффективной реакции со стороны государства сельхозмашиностроение может ожидать новый удар и новый виток рецессии.

Тем временем выпуск сельхозтехники, как и планомерное обновление и переоснащение парка — жизненно важный для казахстанского АПК вопрос. Устаревшая техника ведёт к срыву сроков посевной и уборки урожая, завышенным расходам на топливо и запчасти, потерям урожая и прочим негативным последствиям для сельхозпроизводителей в целом.

Похожее