Цены на такси взлетели, но по официальным данных этого не видно

11.10.2021

КАЗАХСТАНЦЫ ОТМЕЧАЮТ МНОГОКРАТНЫЙ СКАЧОК ЦЕН НА УСЛУГИ ТАКСИ. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ЭТОГО НЕ ОТРАЖАЕТ

 

Доходы предприятий от услуг такси выросли почти в пять раз
 

С выпадением снега в Казахстане из года в год наблюдается кратный рост цен на услуги такси. Например, в столице проезд в такси по данным телеканала «Астана» подорожал вдвое, а то и втрое. Кроме того, из-за первого снега и гололёда увеличилось количество ДТП и образовались 9-балльные пробки, чем также не преминули воспользоваться таксисты. Каждый казахстанец наблюдает воочию: цены на услуги такси у агрегаторов растут не только в Нур-Султане и не только из-за первого снега, такое происходит в каждом городе и в любых ситуациях, способствующих транспортному коллапсу, и текущий год — не исключение.

Тем временем в официальной статистике ничего, похожего на подобный многократный скачок цен, не видно. К примеру, в сентябре, по данным БНС АСПиР РК, услуги такси не изменились в цене вообще, причём ни в одном регионе. Это можно было бы объяснить тем, что первые серьёзные снегопады на севере в этом году начались в октябре, однако и в прошлую осень, и в предыдущие годы никаких действительно значимых изменений стоимости проезда в такси официальная статистика не отображала. Месячный рост цен за последние три года составлял максимум 2%, но чаще не превышал даже 1%, а временами наблюдался и спад. Что касается годовой динамики, то, согласно данным Бюро, в сентябре текущего года цены на такси превосходят прошлогодние лишь на 6,5%.

К сожалению, в приложениях на собственных смартфонах или при попытке остановить прямо на дороге «частника», жители и гости страны наблюдают совсем иную картину.
 

 

Доходы предприятий от услуг такси за январь–август текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросли почти в пять раз и составили 2,8 млрд тг, почти сравнявшись с докризисным уровнем 2019 года. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период показатель составлял всего 603,3 млн тг, сократившись почти впятеро из-за «коронакризиса» и карантинных ограничений.

При этом численность перевезённых в текущем году пассажиров сократилась к прошлому году на 30,6%, до 1,4 млрд человек за восемь месяцев. В январе–августе 2020 также наблюдался спад — минус 48,7% за год.
 

 

Впрочем, возможно, разлёт наблюдаемой ситуации и официальной статистики связан с тем, что рынок такси в РК достаточно «серый». По словам председателя Ассоциации транспортников города Нур-Султана Медета Курманова, 90% рынка такси в Казахстане находится в теневом секторе, передает inbusiness.kz.

Относительно «белым» можно считать сегмент международных компаний-агрегаторов. Наиболее популярные в РК — объединённые «Яндекс.Такси» и Uber (причём Яндекс постепенно выкупает долю Uber), inDriver, и, кроме того, на рынок Казахстана зашёл китайский сервис DiDi, уже ранее вытеснивший с «родного» рынка тот же Uber.
 



 

Самое большое количество голосов на территории Казахстана, по данным на 8 октября 2021 года, в App Store получило приложение «Яндекс.Такси» — «Яндекс Go»: свои оценки приложению поставили 345,5 тыс. пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла. Вполне вероятно, что рейтинг достаточно позитивный в первую очередь потому, приложение позволяет не только вызывать такси, но и заказывать еду, вызвать курьера и прочее, и высоко оцениваются именно прочие функции.

Следом идет inDriver: проголосовали 336,8 тыс. пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла. У Uber KZ самый высокий рейтинг — 5 баллов, при этом проголосовали лишь 25,4 тыс. человек. У новичка DiDi не только самый низкий рейтинг — всего 1,2 балла, но и наименьшее число проголосовавших — 1,9 тыс. пользователей.

При этом, согласно рейтингу популярности приложений MobileAction, в категории «Путешествия» на 8 октября на первом месте в App Store находился DiDi, следом шёл «Яндекс Go», на третьем месте — inDriver, на четвёртом — Uber KZ. Рейтинг рассчитывается на основе количества скачиваний приложения за определённый промежуток времени.

Play Market не учитывает загрузки, голосование и рейтинг отдельно по странам. Здесь чаще всего оставляли оценки приложению «Яндекс Go» — 2,9 млн пользователей; рейтинг составил 4,9 балла. Следом идет inDriver — 2,4 млн проголосовавших пользователей, рейтинг — 4,8 балла. У DiDi — 579 тыс. голосов, рейтинг — 4,1 балла. Однако важно отметить: для всей этой тройки скачивается одно общее приложение вне зависимости от места проживания, и лишь потом пользователи выбирают свой регион и город. Иная ситуация у Uber: здесь в каждой стране, где компания присутствует совместно с «Яндекс», создаётся отдельное приложение. У Uber KZ по этой причине всего 6,6 тыс. голосов, рейтинг — 4,6 балла.

Похожее