Умеренные буржуазно-демократические реформы провозглашены, а реальная жизнь идёт своим чередом

17.03.2022

Эти реформы никоим образом не затрагивают сути капитализма в Казахстане. Но дают определённый шанс на приведение нашего варианта буржуазного развития к более пристойному виду. Политическая активность, конечно, возрастёт, в какой мере, сложно сказать, но возрастёт. Без буржуазной демократии, хотя бы и умеренной, нет возможности двигаться дальше. В противном случае – неизбежен очередной бессмысленный и беспощадный бунт.

То, что должно было состояться только в сентябре, произошло 16 марта. Сегодня президент Касым-Жомарт Токаев раскрыл суть предстоящих политических реформ, ускорив этот процесс почти на плогода.

 Основные моменты. Переход от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом и подотчётным правительством. Президент больше не будет не только руководить, но и состоять в какой-либо партии на период президентских  полномочий. Родственникам главы государства запрещается занимать должности политических госслужащих и руководить предприятиями квазигосударственного сектора. Выборы будут проходить по смешанной системе. В Мажилис – 70% депутатов по пропорциональной системе (по партийным спискам), 30% по мажоритарной (одномандатные округа), в областные маслихаты 50 на 50, в городские и районные маслихаты – только одномандатные округа. Для тех, кто избран по округам вводится императивный мандат (выполнение наказов избирателей и право избирателей на отзыв депутата).

 Партии могут быть зарегистрированы при численности в  5000 человек, и наличии не менее 200 партийцев в регионе. Инициативная группа по созданию партии должна насчитывать, как минимум, 700 человек (сейчас 20 000, 600 и 1000 соответственно).  Акимам и их заместителям запрещается  руководить региональными партийными филиалами. Президент вносит не менее двух кандидатур на должность акима области, маслихат даёт согласие на назначение одного из кандидатов, получаются такие своеобразные выборы.  Будет принят закон о местном самоуправлении, разработана система реальной финансовой самостоятельности МСУ, повышена его роль, маслихаты постепенно должны взять на себя функции местного самоуправления.   

По избирательному процессу предстоит ввести законодательные нормы агитации в соцсетях, определить регулирование  деятельности наблюдателей, постепенно расширить альтернативные виды голосования, установить предельные размеры пожертвований в избирательные фонды, принять меры для недопустимости иностранного вмешательства в ход выборов.

 Реформы в судебной системе и в области прав человека  - создание Конституционного суда, повышение статуса Уполномоченного по правам человека, расширение категории дел с участием присяжных, передача подследственности дел о пытках Генеральной прокуратуре (президент назвал пытки в ходе следствия средневековьем), исключение пункта о смертной казни из Конституции.

 Для усиления роли гражданского общества будет создан Большой Курултай, в который войдут представители общественных советов регионов, партий, депутатов, общественность, эксперты. Вводится обязательное общественное обсуждение всех нацпроектов и стратегических документов. Будет принят новый закон о СМИ. Функции палаты предпринимателей «Атамекен» сократятся.

 Таковы общие штрихи предстоящих реформ. В целом можно было ожидать и лучшего варианта, и гораздо  худшего. Президент так и не смог решиться на прямые выборы акимов областей, ограничившись лишь имитацией некой состязательности при согласовании кандидатур в областном маслихате. Весьма расплывчато говорится и об избирательном процессе. Как сделать выборы открытыми, конкурентными? Какие дополнительные права предоставят наблюдателям? Смогут ли они реально контролировать процесс подсчёта голосов, получать оригинал протокола с печатью? Будет ли онлайн-трансляция подсчёта голосов и всего процесса голосования с каждого избирательного участка? Без хотя бы относительного свободного избирательного процесса выборы так и будут фарсом. Также нужно отменить все избирательные взносы, чтобы баллотироваться мог любой желающий, независимо от материального положения.

 Не учтено и уже давнее, многолетнее требование о выборности судей. Сохраняется и фактически пожизненный, до ухода на пенсию, статус судьи. Такие «железобетонные» гарантии работы только способствуют тому, что судьи «бронзовеют», начинают чувствовать свою исключительность. Ведь даже президент выбирается всенародным голосованием не более чем на 2 срока подряд. Пункт реформ о совершенствовании судебной системы явно самый слабый. Вряд ли что-то изменится в лучшую сторону.

 Ничего не сказано о сроках выборов акимов городов и районов. Пока выборность глав исполнительной власти так и топчется на уровне сельского округа.

 Наиболее конкретный  пункт программы реформ – об упрощении процедуры создания и регистрации политических партий. Конечно, партий станет больше, но в основном это будут инструменты лоббирования олигархических или иных групп влияния. Вряд ли появятся «низовые» партии в прямом смысле этого слова. Хорошо то, что партии  станут контролировать друг друга, собирать компромат и выносить его на обозрение. Вряд ли усилится  конкуренция на высших политических фронтах, этот уровень не всем под силу, а вот в местной политике такое вполне вероятно.

Теперь будем ждать уже конкретики каждого из направления реформ, законодательного оформления. Тогда и станет понятно, когда, например, начнётся смена руководителей регионов. Вряд ли акимов областей президент будет заменять до внесения изменений об альтернативном представлении кандидатур на утверждение маслихата. Нескоро, видимо, состоятся и выборы в мажилис и маслихаты, но пройти они должны раньше намеченного срока, а это 2026 год. Логично предположить, что это произойдёт, когда развернётся процесс создания новых партий, чтобы они могли принять участие в этих выборах. Да и обстановка сейчас не совсем способствует для выборных дебатов, как внутренняя, так и внешняя.

 В целом это умеренные, осторожные буржуазно-демократические реформы, уже давно стоящие на повестке дня. Эти реформы нужно было проводить ещё вчера, при более благоприятных условиях.  Президент особо подчеркнул, что варианта, подобного «перестройке» в СССР в 85-91 годах прошлого века, в Казахстане не будет. Но и «застоя» тоже не будет, ведь, по его словам, именно «отечественный застой» и привёл к трагедии января.  Эти реформы никоим образом не затрагивают сути капитализма в Казахстане. Но дают определённый шанс на приведение нашего варианта буржуазного развития к более пристойному  виду. Вряд ли от этого снизится эксплуататорская сущность капитализма, но народ может получить больше рычагов воздействия, как на буржуазную власть, так и на самих крупных капиталистов. Политическая активность, конечно, возрастёт, в какой мере, сложно сказать, но возрастёт.  Без буржуазной демократии, хотя бы и умеренной,  нет возможности двигаться дальше. В противном случае – неизбежен очередной  бессмысленный и беспощадный бунт.

 С большим интересом воспринята новость о восстановлении двух бывших областей: Семипалатинской (теперь она будет называться Абайской) и Жезказганской (теперь Улытауская). Фактически восстановлено административно-территориальное деление периода Казахской ССР, только Тургайскую область не реанимировали. Создаётся новая область – Жетысу – это часть территории нынешней Алматинской области, а центром оставшейся доли этой области будет город Капшагай, который предложено переименовать в Кунаев. Хорошее предложение, имя Динмухамеда Ахмедовича давно заслуживает увековечивания, но при Назарбаеве это вряд ли было возможно.

 Итак, Семей возвращает статус областного центра. Этого жители города и региона добивались с 1997 года. ВКО, вероятно, вернётся в административные границы советского периода. Можно предположить, что бюджеты области и областного центра станут более сбалансированными. Ведь промышленная мощь Усть-Каменогорска позволяет крупные налоговые поступления от гигантов металлургии города направляются либо в Центр в виде налога на прибыль, либо в областной бюджет, а оттуда они перераспределяются на субвенции в районы, поскольку ни один из сельских районов не является самодостаточным в финансовом отношении. Теперь число районов в ВКО уменьшится, а значит, снизятся и затраты на субвенции. Бюджет Абайской области, по всей видимости, в основном будет формироваться за счёт субвенций и трансфертов из республики. Ну, а предпринимателям Семея, выступавшим с резкой критикой акима ВКО Даниала Ахметова, в недалёком будущем придётся выстраивать отношения уже с акимом Абайской области, участвовать в областных госзакупках и контролировать ход конкурсных процедур.

 По антикризисным мерам президент сказал немного. Предприятия – экспортёры и крупных недропользователей попросят продавать больше своей валютной выручки для стабилизации курса тенге. Нужно обеспечить аграриев горючим по приемлемым ценам и организованно провести посевную для продовольственной безопасности. Будут увеличены закупки сельхозпродукции в стабфонд. Президент призвал управленцев изживать бюрократизм. Время требует быстрых решений, максимум за три дня, а лучше в течение дня. Планируется принять указ или постановление о дебюрократизации госуправления. Но вот искоренишь ли одним указом психологию обыкновенного бюрократа?

 Что дадут планируемые реформы для реального улучшения жизни простого народа? Пока ничего конкретного не дадут. Президент выражает надежду, что в «новом Казахстане» не будет монополизма, ни политического, ни экономического. Но, честно говоря, это хорошее пожелание никак не вписывается в законы действия капитализма.

  А пока именно в день провозглашения реформ, в фирменном магазине одного из производителей молочной продукции «приятно удивил» новый ценник. Практически все молочные изделия как-то хорошо подтянулись к стоимости 1 доллара. Например, 900-граммовый пакет молока 4% стоит 520 тенге, такая же цена литра ряженки, 380 –граммовый стаканчик сметаны перешагнул рубеж в 615 тенге, а мягкий  пакет 900 граммов молока жирностью 2,7% подрос до 370 тенге. Итого чек на 4 молочных изделия обошёлся в 2025 тенге, хотя совсем недавно этот же набор укладывался в 1700-1800. И это в фирменном магазине по цене производителя. В других розничных точках ещё добавляется  торговая надбавка.  Социальную продукцию – кефир в мягкой упаковке в 2,5% жирности и такое же молоко на этом предприятии совсем не производят. Вот вам и «детишкам на молочишко»! Реформы объявлены, а реальная жизнь идёт своим чередом. Впору создавать Партию Выживания. 5000 человек можно собрать легко, а в перспективе эта партия вообще имеет шансы стать самой многочисленной!

 

              Денис Данилевский

Похожее