В Нур-Султане прошел VI Съезд НПП «Атамекен»

28.10.2019

24 октября в Нур-Султане прошел VI Съезд президиума Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» с участием премьер-министра РК Аскара Мамина, председателя президиума НПП Тимура Кулибаева, председателя правления НПП Аблая Мырзахметова, представителей госорганов и делегатов от бизнес-сообщества из 17 регионов страны.

 

На Съезде были озвучены итоги деятельности за прошедший год, ключевые проблемы бизнеса и связанные с их решением планы на предстоящий период.

Так, за 6 лет работы Нацпалата «Атамекен» отстояла права бизнеса на общую сумму порядка 700 млрд тенге. Экспертами НПП была выявлена 621 системная проблема, из этого числа 490 проблем (79%) удалось решить. При этом обязательные членские взносы в НПП на сегодняшний день уплачивают лишь 2% предпринимателей по стране, которые достигли в 2018 году совокупного годового дохода 144 млн 300 тыс. тенге.

В ближайшее время в НПП намерены провести оценку эффективности мер государственной поддержки. Будут проработаны вопросы улучшения условий субсидирования и льготного кредитования в сфере агропромышленного комплекса, усовершенствования механизма государственно-частного партнерства, упрощения налогового законодательства, регулирования ценообразования на социально значимые товары и услуги, внедрения принципа дифференциации тарифообразования в сфере коммунальных услуг. Что касается популярной государственной программы поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса», то ее действие решено продлить до 2025 года, бюджет уже утвержден.

Председатель президиума НПП Тимур Кулибаев в ходе Съезда рассказал, что «Атамекен» сейчас ведет переговоры с Национальным банком РК по вопросам доступности финансирования реального сектора. За девять месяцев 2019 года, по данным Нацбанка, произошло снижение доли кредитования юридических лиц на 11,5% от всего ссудного портфеля, или с 7,9 трлн до 7 трлн тенге. Вместе с тем произошло сокращение займов для МСБ на 20% - с 4,9 трлн до 3,9 трлн тенге. Доля банковских кредитов к ВВП упала с 56,5% в 2007 году до 22% по итогам 2018 года.

- Мы видим, что потребкредитование очень выросло в стране. При этом зарплаты не растут, хотя мы говорим, что имеется инфляционное таргетирование. Весь этот комплекс вопросов совместно с Правительством и Нацбанком обсудим и доложим бизнес-сообществу, - отметил Тимур Кулибаев.

В ходе Съезда также были озвучены меры по решению поднятых проблем, а именно были названы потенциальные источники финансирования экономики. Так, предлагается использовать средства Нацбанка, ЕНПФ и части депозитов квазигоссектора через механизм ГЧП на объекты образования, здравоохранения, дорожную инфраструктуру и ЖКХ. Кроме этого предлагается использовать так называемые офтейк-контракты с нацкомпаниями в качестве «твердого» залога при получении кредита. При этом такие договоры должны заключаться взамен на встречные обязательства бизнеса по повышению конкурентоспособности производства, а это модернизация, увеличение зарплат работникам, локализация и т. д.

Также на Съезде была представлена новая целевая модель развития «Atameken Digital», благодаря которой любой предприниматель сможет удаленно воспользоваться сервисами, выведенными на единую цифровую платформу. В частности речь идет о таких сервисах, как «Atаmеken Academy» (обучение по проектам в рамках государственных программ поддержки бизнеса), «Atаmеken Maps» (выбор ниши для открытия новых бизнесов), «Atаmеken Servises» (оказание сервисных услуг, составление бизнес-планов), «Atаmеken G2B» (многопрофильные ЦОПы), «Atаmеken Jobs» (трудоустройство, подготовка кадров, центр сертификации), «Atаmеken Finance» (льготное кредитование, грантовое финансирование), «Atаmеken Systems» (контакты предприятий, call-центр, электронные обращения, опросы, обратная связь).

По итогам VI Съезда НПП «Атамекен» своим видением дальнейшей работы поделился директор Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Игорь Шацкий:

- Перед нами стоит задача точечно охватить максимальное число субъектов бизнеса своими услугами. Поэтому сегодня проводится работа по анкетированию - скрининг, имеющий целью актуализировать бизнесменов, чтобы у нас с ними была постоянная связь, чтобы минимизировать им различные контакты с госорганами и внедрить максимальное электронное общение там, где это возможно. То же самое касается обучения нашего населения, то есть огромный сегодня шлейф услуг уже можно получить через цифровизацию. Но все-таки люди в районах достаточно осторожно относятся ко всему новому, достаточно осторожно отходят от старых методов работы к новым цифровым. А нам важно довести до каждого предпринимателя вот эти удобства, чтобы он мог, находясь в своем кабинете, получать максимум услуг, затрачивая минимум времени. Еще одна из ключевых задач скрининга - это наладить сбытовые цепочки. Потому что будут и проекты появляться, и экономика простых вещей будет работать, когда у предпринимателя появятся какие-то гарантии, что его товар завтра у него купят, что он выдержит конкуренцию, что приоритет в закупках будет у его товара. Вопрос импортозамещения - сегодня это уже не лозунг, а конкретный механизм, то есть уже законодательство о госзакупках меняется: сегодня нельзя закупить мебель иностранную по нашим законам, только отечественную. Это касается и ряда других позиций - пищевая, легкая промышленность, строительные материалы. Поэтому бизнес-сообщество сможет почувствовать реальную поддержку благодаря этим механизмам.

Похожее