Страшная тайна в истории уничтожения «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»

30.09.2021

К сожалению, история уничтожения холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пополнилась трагической страницей. 23 сентября был обнаружен труп нынешнего директора АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» Антона Ненахова. Его обнаружили повесившимся в лесу за городом. Недалеко от этого места, на автотрассе, стоял его автомобиль. Есть информация, что накануне Ненахова  вызывали в рамках уголовного дела, расследуемого Агентством финансового мониторинга в отношении руководителя холдинга Анатолия Балушкина.

 Гибель Антона Ненахова более чем странная. Казалось, что эта история уже завершилась. Все основные «информационные поводы» здесь уже вроде бы прозвучали. Напомним главные  этапы. Апрель 2020 г. – министерство индустрии и инфраструктурного развития РК расторгает соглашение с автосборочным заводом «АЗИЯ АВТО», по которому предприятию предоставляются некоторые льготы, в частности, освобождение от НДС и возврат утилизационного сбора. Со своей стороны, «АЗИЯ АВТО» принял обязательство построить новый автозавод со сварочным и окрасочным участками. Для строительства этого завода как раз и создаётся АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН».

 Через год завершаются все суды по иску МИИР о взыскании с «АЗИЯ АВТО» убытков государству в сумме 173,9 млрд. тенге и 5,2 млрд. госпошлины. Хотя никаких прямых денежных поступлений предприятие не получало, а корпус завода был готов в январе 2021 года, оставалось только смонтировать оборудование.

 В промежутках между этими этапами Анатолий Балушкин прямо заявил о целенаправленном уничтожении предприятия, чтобы перевести контракты по сборке автомобилей на другие площадки (в Костанай и Алматы), и фамилии тех, кто открыто лоббирует эти интересы – премьер-министр Аскар Мамин и вице-премьер Роман Скляр. Обращение коллектива к президенту Токаеву с 46 000 подписей главой государства было проигнорировано. В марте в компании проходит повсеместное сокращение, и от холдинга практически ничего не остаётся. После этих событий информационная шумиха вокруг компании в целом и Балушкина в частности затихает.

 Через несколько месяцев, об этой ситуации напоминает известие о том, что Анатолий Балушкин объявлен в розыск в рамках уголовного дела, возбуждённого АФК. Совсем недавно в Сети появляется фото ответа Генеральной прокуратуры РФ на обращение Балушкина, где говорится, что розыскные действия в отношении него на территории России прекращены, т.к. он является гражданином РФ. В комментариях к этому фото сразу же были выражены сомнения в подлинности  документа. Внимание привлекла скорость предоставления ответа. Балушкин якобы обратился в ГП РФ 10 сентября, в пятницу, а ответ был дан уже 13 сентября, в понедельник. Так не бывает, бюрократическая машина работает гораздо медленнее. Обратили внимание и на совершенно нехарактерную для женщины подпись должностного лица. В АФК РК сообщили, что розыск Балушкина продолжается, а подлинность размещённой в Сети бумаги рекомендовали проверить в ГП РФ. Если это был вброс, то только с целью дальнейшего очернения  Балушкина – дескать, вот и гражданство России получил, и свободно теперь живёт на территории соседнего государства.

 И вот, буквально спустя менее двух недель, страшное  известие о смерти Антона Ненахова. Известно, что директором «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» он стал всего месяц назад – 18 августа. Само предприятие бездействует, строительство нового завода законсервировано. Так что и руководить, вроде бы, нечем, должность чисто формальная. Судьба этой стройки, этого предприятия, как и всего холдинга в целом – непонятная. По логике событий, после вступившего в законную силу решения суда о взыскании столь громадной суммы, должна начаться распродажа имущества холдинга. А имущества много, имущества хорошего, в отличном состоянии. Здесь и недвижимость, прекрасные офисные и торговые здания, прекрасные цеха, производственные базы, техника, оборудование. Даже только построенный корпус нового завода имеет ценность. Но пока о начале реализации имущества ничего не слышно. Всё как- то замерло, здания и производственные корпуса стоят пустыми. Наверное, в «верхах» ещё не решили, что же делать с этим богатством, и кому оно достанется.

 В этой ситуации самоубийство директора простаивающей стройки, приступившего к работе лишь месяц назад, вообще выглядит нелепой. Скорее всего, его миссия заключалась лишь в поддержании режима консервации и наблюдении за процессом продажи в рамках исполнения решения суда. Если это самоубийство – что подтолкнуло человека к столь роковому шагу? Если доведение до самоубийства (а именно по этой статье проводится досудебное расследование) – кому понадобилось довести? И зачем? Покойный не входил в число топ-менеджеров холдинга. К 20-летию «БИПЭК АВТО» и 10-летию «АЗИЯ АВТО» в 2012 году в компании были учреждены знаки особого отличия для тех, кто проработал на предприятии много лет. Антон Ненахов  в числе награждённых сотрудников «БИПЭК АВТО», у него Большой серебряный знак. В списке обладателей знаков отличия он записан в должности начальника отдела. Это третий по счёту знак в иерархии знаков отличия. Такой  факт свидетельствует, что он не был в числе высшего руководства. Более семи лет «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» руководил Ержан Мандиев. Именно Ержан Оразбекович и президент АО «АЗИЯ АВТО» Ерлан Сагымбаев проводили пресс-конференцию об обстоятельствах расторжения МИИР соглашения с автосборочным заводом. 

 Вроде бы ничего экстраординарного в продолжение этой печальной истории уже не должно было происходить. Дело сделано. Осталось лишь передать богатство ещё недавно могущественного холдинга в руки, как сейчас принято говорить, «конечных бенефициаров», и на этом всё. Но неожиданно случается эта смерть.

 Жаль, что человек попал в жернова этой разборки, и эти жернова его безжалостно перемололи. Искренние соболезнования родным и близким покойного. Эта трагическая история лишний раз подтверждает, что не только вести крупный бизнес у нас весьма опасно, но и даже просто находиться  в структуре  такого бизнеса в числе обычных наёмных работников очень  рискованно.  

 Между тем, выступая 3 сентября на VI Восточном экономическом форуме, проходившем во Владивостоке, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев «рассказал о ряде успешных казахстанско-российских проектов в сферах горной металлургии, цифровизации, разработки антиковидной вакцины, финансов, космоса, нефтегаза, возобновляемых источников энергии, автомобилестроения», - сообщила пресс-служба главы государства. Те, кто слышал всё вступление Токаева, или его фрагменты, могли обратить внимание, что президент уточнил -  в автомобилестроении речь идёт о совместном проекте с АвтоВАЗ. Глава государства имел в виду  сборку автомобилей «Лада» на проплощадке в Костанае, начавшуюся в июле этого года. Вот что об этом сообщалось в СМИ.

«На заводе «СарыаркаАвтоПром» в г. Костанай  состоялся старт совместного производства автомобилей LADA. На промышленной площадке завода будет осуществляться выпуск всего модельного ряда автомобилей Марки.

16 июля 2021 года Президент АВТОВАЗа Николя Мор посетил производственную площадку «СарыаркаАвтоПром». Во время визита с участием Заместителя Премьер-министра РК Романа Скляра и Директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дениса Пака на предприятии были продемонстрированы индустриальные возможности региона, где сегодня успешно функционируют и готовятся к запуску новые проекты.

Отдельно стоит отметить, что на новой площадке автомобили LADA Granta производятся мелкоузловым методом (CKD), с применением операций по окраске кузовов.

Также в настоящее время на предприятии продолжаются работы по освоению высокотехнологичных производственных операций по сварке кузовов данной модели, для дальнейшего увеличения локализации автомобилей LADA на казахстанском заводе. Для производства организованы новые рабочие места. Весь персонал прошел необходимое обучение.

По итогам 2020 года в Казахстане было реализовано 17,5 тыс. автомобилей LADA, что сделало бренд одним из самых популярных в стране. Новый этап сотрудничества позволит казахстанским потребителям приобрести автомобили LADA по более доступной цене с качественным сервисом.

По итогам визита Президент АВТОВАЗа Николя Мор подписал ряд партнерских соглашений. В частности, с «СарыаркаАвтоПром» и «Volga Auto Qazaqstan» было подписано Генеральное соглашение о взаимодействии. Также с «СарыаркаАвтоПром» подписан Лицензионный договор, а с «Volga Auto Qazaqstan» — Дистрибьюторский договор» (источник - сайт abiznews).

 Итак, некоторые «конечные бенефициары» схемы по уничтожению «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже известны. В частности, это сборочный завод «СарыАркаАвтопром» в Костанае. Именно на эту площадку переведён контракт по сборке модельного ряда LADA, который ранее действовал с 2002 года на «АЗИЯ АВТО». Обратите внимание, что на площадке в Костанае действует лишь окрасочное производство. А вот операции по сварке кузовов ещё только «осваиваются». На строящемся заводе в Усть- Каменогорске, если бы продолжилось действие соглашения с МИИР, к июлю наверняка было бы и сварочное, и окрасочное производство. Тем не менее, МИИР никаких претензий к костанайскому предприятию не имеет. Так что, для тех, кто говорит, что «Балушкин лишь собирал «тазики с болтами», наверное, последует разочарование. «Тазики с болтами» продолжают собирать, только в другом месте. Выходит, что ликвидация предприятия в Усть-Каменогорске не приблизила давнюю мечту казахстанских автолюбителей – свободный доступ в страну подержанных иномарок.

Право на продажу моделей LADA, ранее в эксклюзивном порядке бывшее за «БИПЭК АВТО», получила фирма «Volga Auto Qazaqstan». Судя по открытым данным, это ТОО было создано 21 апреля 2021 года, зарегистрировано в г. Нур-Султан, численность работников 41-50 человек, вид деятельности – оптовая продажа автомобилей и легковых транспортных средств. И уже через три месяца после создания эта небольшая фирма получает право быть дистрибьютором АВТОВАЗа в Казахстане. Вот такой поразительный успех. Можно предположить, что фирме, имеющей в названии имя великой российской реки, будут весьма кстати торговые центры «БИПЭК АВТО», созданные не только в областных центрах, но и во всех крупных городах Казахстана. В официальной информации фирма указана как головное подразделение, значит, планируется создавать филиалы. Правда, это не единственный дистрибьютор АВТОВАЗа в РК. Ранее 21 апреля «АВТОВАЗ объявляет о «назначении компании ORION Distribution дистрибьютором автомобилей LADA в Казахстане, который является одним из ключевых экспортных рынков российского автопроизводителя».
 «Подписанное соглашение обеспечит непрерывность продаж и обслуживания LADA для существующих и будущих клиентов. В частности, с апреля 2021 года будут открыты 12 новых точек продаж и обслуживания LADA дилерской сети Aster в 10 крупных городах Казахстана (Алматы, Нур-Cултан, Шымкент, Актобе, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Атырау, Костанай и Актау), которые предложат покупателям полный комплекс услуг - от продажи автомобилей и аксессуаров до гарантийного и пост-гарантийного обслуживания», - сообщает сайт lada-kazakhstan.kz.

 Ранее в октябре 2020 года в Алматы состоялся запуск сборочного завода Hyundai Trans Kazakhstan, дочернего предприятия компании «Астана Моторс». Уничтожение «АЗИЯ АВТО» оказалось также весьма кстати, для этого свежеиспечённого объекта казахстанского автопрома. 

 Итак, практически одержана полная победа. Конечно, «вишенкой на торте» стала бы экстрадиция Балушкина в Казахстан и показательный суд с расправой над бывшим главой холдинга. Но это задача на перспективу.

Но нужен ли этот суд? Ведь на нём станет известно очень многое из того, что широкому кругу знать не полагается. Ещё на пресс-конференции в ноябре прошлого года Анатолий Михайлович заявил, что рассказал только 30% всей правды.

Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду, как об уничтожении холдинга, так и о смерти Антона Ненахова? Или эта трагедия так и останется тайной?  Неужели в этой затяжной печальной истории будут ещё какие-то трагические события?

 

                Денис Данилевский

На фото - корпус строящегося завода «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» в Усть-Каменогорске.

Похожее