Об «идеологически устаревших» названиях улиц

30.04.2022

Задача всего этого вала переименований (в Семее, например, в конце прошлого года переименовали сразу 56 улиц), понятна. Кроме отвлечения внимания от острейших проблем, это и целенаправленное стирание всего, что связано с социализмом и Советским Союзом. Буржуазная власть боится, что народ станет проявлять интерес к обществу социальной справедливости.

Сидя в высоких кабинетах,  чиновники неустанно  думают – чем бы отвлечь народ Казахстана от насущных жизненных проблем? Например, от проблемы роста цен. Пока ни один государственный деятель так и не объяснил – почему стоимость такого социального продукта, как сахар, доходит уже до 800 тенге за килограмм, в одном из торговых центров Усть-Каменогорска можно увидеть  ценник в 770 тенге!

 Конечно, хорошо отвлекает народ война России и Украины. Если посмотреть соцсети, то создаётся впечатление, что люди больше ни о чём не думают, кроме этой войны. Одни до ярости защищают «спецоперацию», Россию, Путина, другие не менее яростно – Украину. Сплошь эмоции и крайняя поляризация мнений. Найти логические, здравые рассуждения, поиск истинных причин случившегося – практически невозможно.

 Но, видимо, недостаточно отвлечения фактором войны. Нужно  ещё что-то.  И чиновники не стали выдумывать ничего нового, а решили подбросить тему переименований улиц. Появилась информация, что в Усть-Каменогорске намечено переименовать 19 улиц с «идеологически устаревшими названиями». Естественно, все эти «устаревшие» названия связаны с советским периодом, или с именами деятелей периода ещё Российской империи.

 И ведь  сразу же, словно по мановению волшебной палочки, возникли инициативные группы, быстренько  обратившиеся  в органы власти с инициативой переименований. Выходит, что эти люди сидели- сидели, а потом вдруг дружно подали в акимат сразу 19 обращений! Так вот, в одно и то же время их осенила эта мысль! 

 Возникает вопрос – а кто принял решение, что эти названия «идеологически устаревшие»? Известно о поручении Президента РК от 28 февраля 2017 года по переименованию идеологически устаревших названий населенных пунктов в регионах на исторические, географические и традиционные, близкие к национальному сознанию наименования. В этом же поручении  указано на недопущение присвоения личных имен, неизвестных на национальном уровне. В государственной программе по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020 – 2025 годы ставится задача по дальнейшему изменению «идеологически устаревших названий», активизации процесса присвоения названий географическим объектам на национальный лад, восстановления исторических вариантов названий на трансграничных территориях.  Но где чёткие критерии «идеологического устаревания», или полный список имён и названий, подпадающих под это понятие? Или всё определяется произвольно, на местах? Тогда кто даёт такое определение? Даниал Ахметов, Жаксылык Омар, Ирина Смит, Аяужан Ашимова, Калкаман Сарин, или другие?

  Почему, например, идеологически устарело название «Краснознамённая»? Ведь Красное знамя водрузили над рейхстагом как главный символ Победы над фашизмом. В числе других героев водрузил это знамя и красноармеец Рахимгазы Кошкарбаев. Великую Победу многонационального советского народа  – на свалку истории?

 Почему нужно убрать название «Краснодонская»? Видимо, нынешние чиновники подзабыли, или вовсе не знают, что в городе Краснодоне, в Луганской области Украинской ССР в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории  действовала подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия». Почти все молодогвардейцы были казнены, погибли за Родину мученической смертью в совсем юном возрасте – их сбросили в шурф шахты. Неужели самопожертвование, готовность умереть за Родину и за высокую идею, за свой народ теперь «идеологически устарели»? А какая нынче идеология  в условиях капитализма – обмани, укради, уничтожь ближнего ради денег, ради прибыли? Всё продаётся и всё покупается? Наслаждайся, жри, пей, потребляй, совокупляйся, только ни о чём не думай, за тебя уже подумали – такие теперь идеалы?

 Кстати, пример в стирании из памяти народа всех символов, напоминающих о социализме и советской эпохе,  показывает Россия. Ведь там уже давно убрали из школьной программы по литературе роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Российская власть применяет из советской истории то, что ей выгодно в нынешний момент. В последние годы нужна тема Победы, чтобы поднимать патриотизм. На этой теме и пытаются воспитать патриотизм, только уже к нынешней России, капиталистической, а заодно и усилить уровень поддержки власти. Только и по этой теме действуют выборочно. Например, мавзолей Ленина, к которому бросали штандарты фашистских дивизий, теперь во время парадов закрыт фанерой.

 Улица Колхозная давно стала своеобразным брендом Усть-Каменогорска. Здесь торгуют знаменитой «колхозкой» - нелегальной водкой, спиртом, а теперь даже коньяком. Идут годы, меняется ситуация, а спиртное продолжает литься рекой.  Однажды эту улицу уже пытались переименовать, но жители дружно выступили против. Да, название этой улицы ассоциируется с коллективизацией в сельском хозяйстве. А ведь колхоз – это сокращённое от коллективного хозяйства. Такие хозяйства были, есть и будут. Кстати, улицу Оралхана Бокеева предлагают назвать именем Бошая Китапбаева - председателя колхоза имени Ленина Большенарымского района, Героя Социалистического Труда.

 Конечно, в названиях улиц пока ещё слабо отражены и история Казахстана, и география, и  имена политических деятелей, творческой интеллигенции, учёных, писателей. Когда присваивают такие названия – это необходимость исторического момента. Казахстан уже 30 лет является самостоятельным государством, меняется демографическая ситуация, пропорции национального состава населения, вполне естественно происходит рост национального самосознания. Это здоровый процесс, объективный. Но чем объяснить, когда название с именем исторического деятеля казахской национальности  меняют на имя другого деятеля, также казахской национальности?

  В череде предлагаемых переименований просто анекдотичной выглядит возня вокруг улицы Утепова. Её предлагают переименовать в улицу Оралхан Бокей. А уже имеющуюся в посёлке имени Куленова улицу Оралхана Бокеева назвать именем Бошая Китапбаева. Это что за манёвры такие? Улица Оралхана Бокеева появилась ещё в 1994 году. Так зачем же менять это название? Если нужно увековечить память Бошая Китапбаева, есть много улиц с ничего не значащими названиями. Память Оралхана Бокея, кроме названия улицы, отражена в школе, носящей его имя, и в бюсте, расположенном на улице Утепова, ещё один бюст находится в школьном дворе, также его именем названа городская библиотека. Переименовывать улицу Утепова только потому, что на ней находятся и школа, и бюст? Но почему при этом нужно жертвовать памятью другого человека?

 Может быть, причина в биографии Шарипа Утепова, в честь которого  названа улица? «Утепов Шарип Гайсанович родился 24 ноября 1906 года в ауле Ахмирово Таврического района Восточно-Казахстанской области. Четырнадцатилетним подростком вступил в комсомол. В 1922 году Шарип Утепов уже секретарь аульной комсомольской ячейки, 1926-1928 годы он являлся секретарем Каркаралинского и Семипалатинского уездных комитетов комсомола, в 1930-1932 годах работал в Монголии. После возвращения из Монгольской Народной Республики он был избран секретарем Алма-Атинского обкома комсомола, а затем - заведующим орготделом Казахского краевого комитета комсомола. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 ноября 1976 года был награжден орденом Дружбы народов. В 1987 году новой улице в левобережной части Усть-Каменогорска присвоено имя Шарипа Утепова» (источник – книга «Их именами названы улицы», издание ВК областного госархива. 2006 г.). Умер Шарип Утепов в 1981 году. Есть в его биографии и печальная страница – арест в 1938 году, осуждение в 1940 году на 8 лет лагерей по политической статье. Есть сведения, что в период работы и.о. первого секретаря Западно-Казахстанского обкома КП(б) Казахской ССР он входил в состав «тройки» по проведению репрессий, но эти сведения не подтверждены официальными документами, содержатся  лишь в альманахе «Россия. XX век». На этой должности он работал короткое время, с ноября 1937 по май 1938 года, и затем сам был арестован. После освобождения работал на руководящих хозяйственных должностях в Казахской ССР. Реабилитирован он в 1997 году. Вот такая судьба, возвышенная и трагичная, как и судьба страны.

 Да, участники становления советской власти, становления комсомола, теперь не в чести. Значит, имя Шарипа Утепова, нашего земляка, можно стереть с карты города? Он, хоть и казах, но теперь уже «не свой», «идеологически устаревший». А ведь что такое стать секретарём аульной комсомольской ячейки в 16 лет? Это значит, подвергать свою жизнь опасности, преодолевать непонимание жителей аула, недоверие, нести своим сверстникам идеи нового общества, объяснять, убеждать. Это вам не в «Жас Отан» посидеть за «круглым столом».  В казахской глубинке в 1922 году не было поголовных просоветских настроений, ещё оставались  сильными феодально-байское влияние, родовые пережитки. Такая самоотверженность молодого парня достойна уважения.  Кстати, и улицы Комсомольской в городе уже нет.

 Бытует мнение, что улица названа в честь другого человека – Баяша Утепова.  Даже КСК, объединяющий жителей домов этой улицы, называется «Баяш Утепов». Интересно, что Баяш Утепов также принимал активное участие в становлении советской власти в ВКО, в том числе и на подпольной работе в то время, когда Восточный Казахстан был под властью колчаковцев. Он оказывал помощь Павлу Бажову.  «С помощью Баяша Утепова Павел Петрович, не знавший казахского языка, глубоко исследовал жизнь и положение казахов, работающих на Риддере и руднике Акжал, в аульной степи», - пишет Николай Рахвалов в статье «В устье каменных гор». Баяш Утепов прожил жизнь коммуниста – большевика, родился он в 1896 году, умер в 1968-м. Его именем в 1992 году назван аул в Уланском районе.

 Утеповы вообще внесли большой вклад и в борьбу за советскую власть, и в её установление в Казахстане. В Семиречье и в городе Верный (Алматы) таким борцом был Ташен Утепов. Его имя носит улица в южной столице.

 Как житель улицы Утепова, я против её переименования. Таинственные члены инициативной группы не выясняли мнение жителей. Вообще такие обращения подобных «инициативных групп» должны размещаться в  открытом доступе на сайте акима города, в соцсетях. Нужно знать имена тех,  у кого «ономастический зуд». Не удивлюсь, если во всех таких группах одни и те же лица.

 Задача всего этого вала переименований (в Семее, например, в конце прошлого года переименовали сразу 56 улиц), понятна. Кроме отвлечения внимания от острейших проблем, это и целенаправленное стирание всего, что связано с социализмом и Советским Союзом. Буржуазная власть боится, что народ станет проявлять интерес к обществу социальной справедливости, равных возможностей, обществу, где нет эксплуатации, угнетения, нет чудовищного социального расслоения, где национальные богатства, вся экономика служат интересам трудового народа, а не кучки олигархов. Чтобы такого интереса не было, нужно вычистить исторический период строительства такого общества  из названий улиц и населённых пунктов, из учебников, снести памятники, или упоминать об этом времени только в отрицательном смысле.

 Наивные люди! Ход истории неумолим. Противоречия капитализма становятся всё острее, они непримиримые, мы это видим собственными глазами, когда такие противоречия разрешаются уже только войной.  Вся эта манипуляция сознанием может лишь отсрочить неизбежные общественные преобразования, но никак их не остановит.

 Что касается конкретно упомянутых переименований в Усть-Каменогорске, то никакой информации об этом нет ни на сайте городского акимата, ни на сайте маслихата, ни на их страницах в соцсетях. Горожане узнали о предлагаемых изменениях названий улиц только через социальные сети!  По имеющемуся порядку решения таких вопросов теперь должно пройти заседание городской ономастической комиссии, состоятся общественные слушания на совместном заседании постоянных депутатских комиссий городского маслихата. Можно не сомневаться, что депутаты от партии «Amanat» с примкнувшими к ним несколькими депутатами от других партий проголосуют за переименования. Поэтому шанс услышать глас народа будет только на общественных слушаниях. Объявление о слушаниях должно быть опубликовано за 30 дней до даты проведения. Впрочем, всякое может быть. 21 марта 2019 года городские депутаты за несколько часов приняли решение переименовать проспект Независимости в проспект Назарбаева.

 

                                                                                         Денис Данилевский  

Похожее