Приватизация ГЭС не только состоится, но она, оказывается, жизненно необходима

13.05.2021

И после приватизации всё будет не просто хорошо, а очень хорошо. Так считает руководство страны. 30 апреля поступил ответ на моё открытое обращение к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву по поводу предстоящей приватизации Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС. Напомню, что обращение было отправлено 5 апреля, в этот же день опубликовано на сайте и в соцсетях, в нём приводились аргументы, убедительно показывающие, что нет никакой острой необходимости в продаже крупнейших гидроэлектростанций в частную собственность.

 Однако эти аргументы показались совершенно неубедительными для тех, кто принимает решение о распоряжении государственной собственностью.  Обращение было переадресовано из администрации президента в министерство финансов, ведь именно  это ведомство в лице комитета госимущества и приватизации является от имени государства собственником обеих ГЭС. Вот что написал в ответе вице-министр финансов РК Ербол Карашукеев.

«Министерство финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение сообщает, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года №908 ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» (далее – Гидроэлектростанции) включены в Перечень крупных организаций республиканской собтвенности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке, Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы, так как приватизация позволит в дальнейшем повысить эффективность их управления, сократить долю участия государства в экономике страны и пополнить Национальный фонд поступлениями от приватизации.

Касательно обеспечения безопасности и контроля за исправным состоянием Гидроэлектростанций

В соответствии со статьей 32 Водного кодекса РК собственники водохозяйственных сооружений несут ответственность за соблюдение режима работы водохозяйственных сооружений, а также требований, установленных нормативными правовыми актами в области безопасности плотин.

Также, в соответствии со статьей 30 Водного кодекса РК Правительство Республики Казахстан может вводить свое временное управление подобными гидроэлектростанциями в случае угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью граждан. Системный оператор KEGOC также наделен широкими полномочиями в рамках Закона РК «Об электроэнергетике» по предотвращению/ликвидации аварий.

Вместе с тем, государство в лице Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК и бассейновых инспекций по регулированию использования и охране водных ресурсов осуществляет контроль за соблюдением собственниками режима работы водохозяйственных сооружений, а также требований, установленных нормативными правовыми актами в области безопасности плотин.

Порядок проведения ремонтов и эксплуатации электростанций Казахстана регулируется Законом РК «Об электроэнергетике» и другими законодательными актами и контролируется контрольными органами с установлением ответственности за неисполнение мероприятий, направленных на обеспечение промышленной и эксплуатационной безопасности.

Таким образом, полагаем, что поднимаемый Вами вопрос об обеспечении безопасности и контроля за исправным состоянием Гидроэлектростанций со стороны государства, в достаточной степени урегулирован действующим законодательством Республики Казахстан.

Касательно тарифообразования и цен на электроэнергию

Цены на электрическую энергию у конечных потребителей складываются из цены на производство электрической энергии, тарифов на передачу по сетям энергопередающих организаций и снабженческих надбавок энергоснабжающих организаций.

Необходимо отметить, государство в лице Министерства энергетики РК осуществляет регулирование и утверждение тарифов энергопроизводящих организаций, а также контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий и энергоснабжающих организаций, в том числе, путем утверждения тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги субъектов естественных монополий в лице Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК.

В соответствии с пунктом 3 Правил утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности (далее – Правила), утвержденных приказом Министра энергетики РК от 27 февраля 2015 года № 147, предельный тариф на электрическую энергию утверждается по группам энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, каждые семь лет с разбивкой по годам и при необходимости корректируются.

Согласно пункту 3 Правил при необходимости корректировки предельного тарифа на электрическую энергию на последующие годы, энергопроизводящие организации в срок до 1 сентября представляют в уполномоченный орган информацию о прогнозируемом увеличении основных затрат на производство электрической энергии с приложением подтверждающих документов, финансовую отчетность за предшествующий год, а также расчеты с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного среднесрочными планами социально-экономического развития Республики Казахстан. В свою очередь, при рассмотрении заявок на корректировку предельного тарифа Министерством энергетики РК рассматривается обоснованность корректировки тарифа.

На основании вышеизложенного уровни предельных тарифов в рамках действующего законодательства РК регулируются государством и не зависят от формы собственности.

Дополнительно сообщаем, что в структуре предельных цен для конечного потребителя предусмотрена закупка электроэнергии у таких энергопроизводящих организаций, как ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС», ТОО «Шульбинская ГЭС», ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «Согринская ТЭЦ», ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» и АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2», тарифы на которые варьируются от 3,37 тенге/кВтч до 11,62 тенге/кВтч (по состоянию на 1 апреля 2021 года).

   Кроме того, условиями продажи будут предусмотрены важные аспекты функционирования Гидроэлектростанций, такие как обеспечение бесперебойной и безопасной работы, социальные обязательства и другие».

 Итак, продажа состоится. Решение принято и обжалованию не подлежит. Для формальности мне даже позвонили из администрации президента, и 28 апреля состоялся более чем 20 -минутный разговор с чиновниками АП. Интересно, что они ничего не знали о петиции против приватизации ГЭС, под которой было собрано более 10 тысяч подписей!

 На сайте gosreestr.kz опубликована информация о ходе подготовки к приватизации Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС. Если первоначально планировалось провести торги уже в мае этого года, сейчас планы несколько сдвинулись по времени. С 17 марта  проводилась оценка стоимости объекта. 11 мая был принят отчёт об оценке стоимости.  14 мая должно состояться заседание комиссии по утверждению вида приватизации, стартовой цены и условий продажи ГЭС. 25 мая предусмотрена публикация информационного сообщения о торгах. 2 июля планируется проведение торгов, а 11 августа заключение договора купли - продажи.

 В ходе разговора с чиновниками АП ими был задан вопрос: «Какова, по Вашему мнению, должна быть стоимость станций?». Я ответил, что эти ГЭС бесценны. Это национальное достояние страны. Можно определить стоимость оборудования, плотины, сооружений, но как можно оценить труд тысяч людей, строивших эти станции? Как можно оценить их значение для экономики Казахстана?

 Историческая справка. 10-15 ноября 1934 года в Москве проходила научная конференция Академии наук СССР, посвящённая вопросам комплексного изучения и освоения природных ресурсов Алтайско-Иртышского района. В выступлениях учёных, среди которых был известный геолог, академик Владимир Обручев, отмечалось, что разработка полиметаллических руд и перспективное развитие возможно с освоением других богатств Рудного Алтая – с его огромными водными ресурсами, как источником энергии, это создаёт необходимые предпосылки к созданию мощной промышленности на Востоке Казахстана.

 9 октября 1938 года вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О развитии Алтайских предприятий цветной металлургии». В 1939 – 1944 годах планировалось построить крупнейшие металлургические предприятия. Этим же постановлением было предусмотрено строительство каскада ГЭС на Иртыше – Усть-Каменогорской, а затем Бухтарминской и Шульбинской. III съезд Компартии Казахстана принял конкретный план по выполнению этого постановления. Но помешала  война. Но и в годы войны работы не прекращались, возводился посёлок гидростроителей Аблакетка. В 1949 году было принято постановление Совета министров СССР «О строительстве Иртышской ГЭС». Лишь на один 1949 год на эти цели было выделено 120 млн. рублей. Осенью 1950 года строители перекрыли Иртыш. И это всего через 5 лет после окончания самой кровопролитной и разрушительной войны в истории человечества. (Данные взяты из книги «Очерки истории Рудного Алтая», изданной в 1970 году УК педагогическим институтом и ВК областным историко-краеведческим музеем). В декабре 1952 года дал ток первый агрегат Усть-Каменогорской ГЭС.

 Проектирование Шульбинской ГЭС началось в 1954-1958 годах, а строительство  в 1976 году, в 1987 году состоялся запуск первого гидроагрегата. Конструкция станции предусматривает строительство второй очереди, но этот вопрос до сих пор не решён. Вряд ли его будет решать частный собственник, также как и вопрос строительства контррегулятора – Булакской ГЭС.

 Краткий исторический экскурс показывает – сколько сил было вложено в возведение этих гидроэлектростанций. Получается, что теперь результат такого упорного и героического труда достанется кому-то в готовом виде?!

 Совершенно неубедительно выглядит и такой аргумент в пользу приватизации, как увеличение поступлений в Национальный фонд. Разве рачительный хозяин будет продавать уникальные технологические объекты, стратегические объекты, ради разового поступления денег, пусть даже это будет несколько сотен миллиардов тенге? Так поступают только те, кто проматывает своё богатство ради сиюминутной выгоды. И куда потом пойдут эти деньги? На борьбу с коронавирусом?

Внятное объяснение необходимости приватизации ГЭС в ответе вице-министра финансов трудно найти. Да и его и нет. Кроме разве что продвижения интересов крупного капитала, которому нужно хорошо вложить средства.

 

                       Денис Данилевский    

Похожее