Вы жертвою пали…

18.08.2022

Огромное число жертв. В областной прокуратуре уточнили, что трое погибших из ВКО. Это Ж. Есенжол, К.М. Кадылканов, А.М. Алдашов. Все они погибли 5 января на площади Республики в Усть-Каменогорске. Ведётся расследование по факту их гибели. Напомним, что ещё в январе ДВД ВКО обнародовало количество раненых в регионе – 211 человек.

Генеральная прокуратура РК опубликовала список всех погибших в ходе январских событий. В списке 238 человек. Есть женщины, лица разных национальностей. В этом числе и сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие (19 человек). Горе и  скорбь пришли в сотни семей, и с этой раной людям жить всю оставшуюся жизнь.

   Огромное число жертв. В областной прокуратуре уточнили, что трое погибших из ВКО. Это Ж. Есенжол, К.М. Кадылканов, А.М. Алдашов. Все они погибли 5 января на площади Республики в Усть-Каменогорске. Ведётся расследование по факту их гибели. Напомним, что ещё в январе ДВД ВКО обнародовало количество раненых в регионе – 211 человек.

  Прошло уже почти 8 месяцев, но расследование по январским событиям продолжается. Взрыв народного недовольства был неизбежен. Вопрос стоял только в том, когда это произойдёт, что станет поводом, и во что выльются события. Поводом стало двукратное повышение цены на газ. Мог быть и другой повод, но акции протеста на западе страны начались именно из-за газа. К сожалению, мирные акции со вполне определёнными требованиями, в числе которых стали звучать и политические, в частности, выборность акимов, быстро переросли в погромы, столкновения с полицией, мародёрство. Как это произошло? Как энергия социального  протеста была перенаправлена на беспорядки? Зачем народ пошёл на совершенно бессмысленные штурмы зданий акиматов? Ну, заняли бы эти здания, как в Алматы, а дальше что? К руководству пришли бы  акимы из числа протестующих? Но об этом уже никто не думал, включилось коллективное бессознательное, главное было поднести спичку к пороховой бочке, и пошло-поехало. На этом этапе уже не было никаких требований. Понятно, что выступали против нынешней жизни в целом, а вот за что?

 Такие стихийные выступления обречены на провал и жертвы. Когда люди, вышедшие на улицы, не знают, чего именно они добиваются, ради чего готовы идти на жёсткое противостояние с властью, этот протест легко повернуть в любом направлении.

 Выйти на улицы – и сразу же изменить жизнь общества так, что решатся все проблемы и потекут молочные реки с кисельными берегами, а власть станет справедливой и заботливой -  так не бывает. Образ будущего сначала возникает и утверждается в сознании людей. Когда идея овладевает массами, она становится реальной силой. Путь для этого один – убеждать  в том, что эта идея верная, и только так  произойдут  преобразования, которые в данный момент нужны народу и обществу. Для этого нужна сильная организация единомышленников, материальные средства, в том числе и финансы, средства массовой информации, структуры  во всех регионах, дисциплина и сплочённость, опыт реальной политической борьбы, готовность к трудностям и самопожертвованию. Только такая сила способна на организованный, осмысленный протест. Такой протест уже никто не сможет повернуть в свою сторону, увести в стихийный бунт, бессмысленный и жестокий.

 Именно потому, что пока нет такой политической силы, после трагического января, после таких жертв, в стране, в принципе, ничего не изменилось. Не произошли даже умеренные буржуазно-демократические преобразования.  На год установили предельные цены на газ и ГСМ. Но это никак не повлияло на фантастическое подорожание всего и вся. От олигархов потребовали «поделиться» и сделать взносы в благотворительный фонд. Они «отстегнули» больше ста миллиардов тенге, но ведь всем нуждающимся так не поможешь. Семья первого президента вернула часть своего богатства государству. А что дальше будет с этими активами? Они будут работать на благо всего народа, или обретут новых частных собственников? Некоторые члены семьи и приближённые Назарбаева под арестом и под следствием, но сам первый президент, объявивший себя «просто пенсионером», всё больше проявляет признаки возвращения в политику. Продолжается рейдерство, чиновничий и полицейский беспредел. Ничего не изменилось в судах.  Высшие, и не очень высшие чиновники, немного притихшие после января, снова «оперились», и ведут привычную жизнь. Пишут отписки на обращения, несмотря на «слышащее государство».  Закупают за счёт бюджета  шикарные бассейны и SPA в профилактории для служебного пользования, роскошные автомобили. Созданы три новые области, но легче от этого стало населению этих регионов? Или появились новые рабочие места для тысяч чиновников?

 Переименовали правящую партию, президент дистанцировался от неё, но суть от этого не изменилась. Разговоры об упрощении регистрации партий, изменении выборного законодательства пока так и остаются разговорами. Выборность акимов областей наступила, но в виде фарса  с голосованием депутатов всех маслихатов. Когда наступит выборность акимов городов и районов – непонятно, а наступить она должна была вчера. Приняли поправки в Конституцию. Объявили, что земля теперь принадлежит народу, но от имени народа его собственностью управляет государство. А пайщики, обладающие земельными паями, не могут добиться от новых баев даже оплаты за пользованием их  паями. Созвали Курултай, но в нём ни одного рабочего или крестьянина или представителя малого и среднего бизнеса. Даже крупных кадровых перемен не последовало. В Восточном Казахстане ещё на год продлили полномочия Даниала Ахметова, правящего в регионе уже почти 8 лет, пятый год продолжается правление в Усть-Каменогорске Жаксылыка Омара. И это совсем не та стабильность, которой нужно радоваться. Похоже, январь стал для власти лишь лёгким потрясением, от которого она быстро оправилась, и всё вернулось на круги своя.

   Но ничто на земле не проходит бесследно. И трагический январь, жертвы, страдания  также не пройдут бесследно. Ход истории можно притормозить, но остановить нельзя.

 

                       Денис Данилевский

Похожее