Киевский вальс

28.02.2022

Между тем, лишь немногие задаются простым вопросом – почему ещё 30 лет назад два народа и две республики жили в мире и согласии, в едином союзном государстве, а теперь дошли до состояния войны?!

- 40 миллиардив карбованцив виддаем мы москалям. Як же краще будэм жыты, колы Украина станэ нэзалэжной! – горячо доказывал мне мужчина на автостанции в посёлке Меловое Луганской области Украинской ССР в июле 1991 года. (Здесь и далее слова на украинском языке пишутся в русской транскрипции).

 Летом 1991 года, в отпуске, я поехал в посёлок своего детства. Там я не был 17 лет, с того момента, как в мае 1974 года с семьёй окончательно переехал в далёкий казахстанский город Усть-Каменогорск. Понимал, что возможно уже больше никогда не смогу попасть на землю, ставшую мне второй малой Родиной.

 Место это просто уникальное. Два посёлка – украинский райцентр Меловое и российский райцентр Чертково разделяет только железная дорога. Ступив на рельсы, уже оказываешься не только в другом посёлке, но и в другой области (Ростовской), другой  республике. Люди могли за день десятки раз перейти через эту невидимую границу, совершенно не думая, что попадают в другую республику, в другую административно-территориальную единицу.

  Два посёлка вместе составляли довольно солидную территорию, и было ощущение, что живём мы в небольшом городке. Можно было работать «на той стороне», а жить «на другой стороне», никаких препятствий для этого никто не ставил. Немало жителей Мелового отдавали своих детей в российскую  школу в Чертково, там  учили на два  предмета меньше – не было украинского языка и украинской  литературы. Я пошёл в школу в своём посёлке, и с первого класса стал изучать национальные  язык и литературу. До сих пор в домашнем архиве храню «Зошыт з украиньской мовы учня першого «А» классу Миловьской середньой школы №1». В конце первого класса мы, освоив письменность и азы языка, писали сочинение «Моя Батькивщина – Союз Радяньских Социалистычных Республик», это сочинение в несколько строк  я также сохранил.

 Пять лет изучения языка в школе позволили неплохо общаться на украинском, читать в оригинале Тараса Шевченко, книги украинских писателей и поэтов. Среда была двуязычной, и все говорили, как правило, на какой-то смеси украинского и русского. В любом доме весь день было включено радио, телевизоры тогда были не у всех. В 6 утра передачи начинались с позывных радиостудии в Киеве, это была мелодия «Киевского вальса», замечательной, лирической  песни композитора Платона Майбороды и поэта Андрея Малышко. Половину времени радиоэфира занимали передачи всесоюзного радио, половину – украинского. Мы слушали новости из Киева на украинском языке, и никаких языковых проблем не было.

 Естественно, не было и никаких межнациональных проблем, и в голову никому не могло прийти, чтобы выяснять, кто какой национальности, и кто раньше пришёл на эту землю. Священной была память о Великой Отечественной войне, священным было отношение к Победе, потому что каждая пядь земли здесь полита кровью, война прошла через каждую семью. Меловое стало первым крупным населённым пунктом, освобождённым 16 января 1943 года от немецко-фашистских захватчиков на территории Украины. Возле братской могилы, где похоронены 2814 бойцов и командиров Красной Армии, погибших в боях за Меловое, в 1974 году был воздвигнут величественный монумент «Украина – вызволителям».

 Летом 1991 года я попал совсем в другой посёлок. Как и по всей стране,  в Меловом кипели политические страсти. В гостинице  включил радио, и попал на прямую трансляцию заседания Верховной Рады, где обсуждался проект нового Союзного договора. И хотя это был уже, по сути, даже не договор о союзном государстве, а проект конфедерации, Союза суверенных государств, тем не менее, украинские депутаты были в большинстве против любого объединения.  У стен Рады проходили митинги против союзного договора. Везде, куда я приходил, шумели споры о политике. Помню, что зашёл в районную  библиотеку, в которой в детстве был активным читателем. Один из посетителей, узнав, что я из Казахстана, стал расспрашивать, как мы живём. Услышав, что руководство Казахской ССР одобряет союзный договор, он начал доказывать, что лучше выйти из Союза. «Цэ ваш Назарбаев за Союз, бо вин коммуняка». Честно скажу, что тогда я испытывал гордость за свою республику и за Назарбаева. В то время ещё действительно были иллюзии, что Назарбаев на самом деле «коммуняка», и что союз, пусть и в усечённом виде, пусть уже не советских социалистических республик, пусть в виде конфедерации, но сохранится. Однако, всего через полгода Меловое и Чертково разделила уже государственная граница.

 Минуло  23 года, и произошли события в Донбассе. А ещё через 8 лет началась война между братскими народами, между братскими странами. Хотел бы я сейчас посмотреть на мужика, горевавшего о 40 млрд. рублей, которые Украина якобы отдавала союзному центру, и на читателя в библиотеке, доказывавшего пагубность союза, и на других моих собеседников. Если они живы, то уже в пожилом и довольно пожилом возрасте. Что оставили они своим детям и внукам? Какое затмение нашло на них, да и на всех нас, живших в то время?

 Обсуждение вторжения России на Украину, называемого «специальная военная операция»,  в соцсетях можно и не читать. И так понятно, что одни яростно «топят» за Путина, другие не менее яростно – за Украину. Такое впечатление, что, окажись эти люди реально лицом к лицу, и между ними могла бы начаться война. Впрочем, такой же уровень и на бесчисленных политических ток – шоу по российскому ТВ.  Между тем, лишь немногие задаются простым вопросом – почему ещё 30 лет назад два народа и две республики жили в мире и согласии, в едином союзном государстве, а теперь дошли до состояния войны?! Отсутствие  этого вопроса у тех, кто моложе 50, вполне объяснимо. Они не помнят, или слабо помнят советское время, и многие даже не предполагают, что жизнь может быть совсем иной, чем сейчас. Но почему такой вопрос не задают мои ровесники?

На самом деле – почему две бывшие союзные республики оказались в состоянии войны? Ответ – потому что эти республики, как и все остальные бывшие республики СССР, сошли с социалистического пути развития и стали активно строить капитализм. Отсутствие военных конфликтов между союзными республиками в период нахождения в едином государстве, в период социалистического развития объясняется основами этой общественно-экономической и политической формации. В связи с отсутствием частной собственности на средства производства, преимущественной общественной собственностью отсутствует и деление общества на классы, противоречия между которыми являются непримиримыми, это класс эксплуататоров и эксплуатируемых. Общественная собственность приводит к общественному характеру производства, а это означат единый народно-хозяйственный комплекс, которым можно управлять только на плановой, регулируемой основе. На государственном уровне проводится единая социальная политика, устанавливаются единые социальные гарантии и блага, обеспечиваются фундаментальные права на труд, образование, здравоохранение, обеспечение жильём, пенсией, пособиями, пользование культурными достижениями. Нет непримиримых, или, как их называют в философии, антагонистических противоречий. Нет необходимости в борьбе за рынки сбыта, за передел сфер влияния, необходимости в подавлении, а то и уничтожении конкурентов. Причём, как на микроуровне, в человеческом измерении, так и на глобальном уровне. Не зря организация экономического сотрудничества стран соцлагеря называлась Совет экономической взаимопомощи.

 С приходом капитализма бывшие союзные республики были обречены на постоянную борьбу непримиримых  противоречий. Капитализм – это ежеминутная, ежесекундная война всех против всех. Потому что общество раздирается миллионами, миллиардами частных интересов, основанных на частной собственности на средства производства, на эксплуатации человека человеком. Разве спор за четвёртую часть квартиры, или часть имущества фирмы между учредителями – это не война, пусть она ведётся не выстрелами, а в суде? А зачастую такие имущественные споры решаются и выстрелами. Разве пули, выпущенные в пять человек «алматинским стрелком», защищавшим свой дом, проданный за бесценок на аукционе «для своих» - это не война? А разве рейдерский захват предприятий – это не форма боевых действий? Крупный капитал пожирает средний и мелкий, зачастую при поддержке государства, государство само становится гигантским капиталистом, а внутри среднего и мелкого бизнеса идёт своя борьба, и этот фронт не имеет флангов, он бесконечный.

 Капитализм бесчеловечен по своей сути. Всё, что не приносит прибыль, при капитализме не имеет права на существование. Когда тяжело больной ребёнок или взрослый умирает только потому, что нет денег на лекарства или лечение за границей – разве это не столь же жестоко, как смерть от бомбы или снаряда? Если при капитализме и есть хоть какая-то социальная защита, то не благодаря этому строю, а вопреки.

 Капитализм нуждается в постоянных войнах. Через войны решаются противоречия, через войны капитализм выходит из кризисов, война для буржуазного строя – это как свежая  кровь для вампира. Для тех, кто действительно хочет разобраться в ситуации, не на уровне криков в соцсетях, и кто ещё не разучился читать, рекомендую произведение Владимира Ильича Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Особенно главу VI «Раздел мира между великими державами». Вот только короткий фрагмент: «Финансовый капитал – такая крупная, можно сказать решающая сила во всех экономических и во всех международных отношениях, что он способен подчинять себе и в действительности подчиняет даже государства, пользующиеся полнейшей политической независимостью. Но, разумеется, наибольшие «удобства» и наибольшие выгоды даёт финансовому капиталу такое подчинение, которое связано с потерей политической независимости подчиняемыми странами и народами. Понятно, что борьба из-за этих полузависимых стран особенно должна была обостриться в эпоху финансового капитала, когда остальной мир уже был поделён». (В.И. Ленин, ПСС, т. 27, стр. 379).

 Война России и Украины – это не только война между этими странами. Капитализм в России утвердился. Пусть это сырьевой капитализм, почти полностью завязанный на Запад, но он уже переходит в молодой империализм. Ему нужны новые сферы влияния. В свою очередь, пока ещё самый сильный, но уже слабеющий американский империализм, как и глобальный империализм в целом, также заинтересован в поглощении богатейших сырьевых, природных ресурсов России, особенно в Сибири и Арктике. Это вдохнет новые силы в капитализм в целом, как вдохнул такие силы развал СССР. Через полузависимую Украину этот империализм и ведёт наступление на российский империализм, с планами последующего закрепления плацдарма наступления на Китай.  Данная  война - это и война российского империализма с американским, хотя США открыто там не участвуют,  и не будут участвовать.   

 В России – подъём ура-патриотизма, растет рейтинг президента, у него есть все шансы триумфально победить на выборах 2024 года. На Украине – такой же рост ура-патриотизма, и Зеленский, катастрофически терявший поддержку в обществе, вполне может пойти на второй президентский срок. Престарелый Байден, очень напоминающий старцев – генсеков ЦК КПСС, также набирает на этой войне очки, и чем чёрт не шутит, вполне может встретить  85-летие в Белом доме. Оживились и деятели европейских стран, отошли на второй план протесты в европейских столицах из-за коронавирусных ограничений. В Великобритании позабыли о «патигейте», и Борис Джонсон снова «на коне». Страдают только народы, оказавшиеся заложниками геополитических амбиций, заложниками капиталистической борьбы за сферы влияния. 

 Как будут развиваться события – сказать сложно, и цель статьи не в этом. Войны уйдут в прошлое после отмирания капитализма. Когда капитализм окончательно захлебнётся в своих противоречиях, захлебнётся в собственном дерьме, утонет, как «Титаник». Капитализм очень живуч, потому что он апеллирует к примитивным потребностям человека. Он замыкает человека в индивидуализме, в своей скорлупе. И пока эту скорлупу никто не трогает, у человека иллюзия счастья – еды полно, смартфон новый, летом можно поехать в Турцию, если нет партнёра, можно пригласить  девушку коммерческого секса или мужчину по вызову, скучно -  оттянуться в ночном клубе. Но вот если эту скорлупу тронут, тогда обыватель начнёт бегать по судам, по редакциям, и везде вопить, какой же беспредел вокруг. Но добиваться будет только решения своих частных интересов. Капитализм имеет огромные возможности управлять людьми, манипулировать общественным массовым сознанием, разжигать межнациональные распри, разжигать войны, отвлекать внимание от самого важного на мелочи, держать людей в страхе под угрозой терроризма, эпидемий, изменения климата, голода, падения курса доллара и прочего, прочего…

 Капитализм будет ещё долго. Хотя общее состояние этого строя весьма неважное. Если даже сейчас, в XXI веке, нет другого способа продлить существование капитализма, кроме развязывания войны, значит, совсем плохи дела у главных буржуинов. Поэтому ещё будут войны, большие и маленькие, в разных уголках планеты, а может быть, и на всей Земле.

 Но ничего вечного нет.  После капитализма, в союзе братских народов, в союзе трудящихся о войнах будут вспоминать только в учебниках истории, только перед памятниками  погибшим. Трудящимся делить нечего.  Исчезнут все разделительные стены. Настанет день, и народ моей любимой Украины будет со спокойной совестью, спокойной душой, уверенностью в будущем, ощущением счастья и братства слушать прекрасный «Киевский вальс».

 

          Денис Данилевский

Похожее

Всеобщая подозрительность к своим гражданам
Всеобщая подозрительность к своим гражданам

17.04.2024 21:31

Так ли необходимо декларирование доходов...

Капитализм стреляет, взрывает, убивает
Капитализм стреляет, взрывает, убивает

26.03.2024 15:01

Конечно, можно выселить всех мигрантов, закрыть...

Электростанции пока только в воображении чиновников
Электростанции пока только в воображении чиновников

06.02.2024 20:52

Всего за оставшиеся 6 лет планируется построить 10...

Чья дамба?
Чья дамба?

05.02.2024 23:13

Департаментов, управлений, комитетов и прочих...