Имитация бурной деятельности

26.04.2019

Зачастую государственные органы вместо реальной работы занимаются имитацией бурной деятельности. Да так хорошо имитируют, что и впрямь, кажется, что работают, решают важные дела. А в итоге результат нулевой, и это даже хорошо. Бывает, что и отрицательный!

 Возьмём, к примеру, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Название громкое, но чем занимаются в этом ведомстве? Вот лишь некоторое перечисление их совсем недавних дел.

                             «Пересадки», но не «посадки»

 Так, главные антикоррупционеры в конце прошлого года  взялись обмерять площади кабинетов, занимаемых государственными ведомствами.  Результаты обнародовали лишь в феврале. Выяснили, что 436 госучреждений области занимают 32 975,38 квадратных метра лишней площади. Из них 6022,98 квадратных метра приходится на кабинеты руководителей. Понятно, что у кого-то есть кабинет в 100 квадратов, а у кого-то 10-15.  В Семее на 17 государственных учреждений приходится 3875,18 квадратных метра избыточной площади. Там в результате оптимизации освобождаются целые здания. Экономический эффект от этой процедуры составляет около пяти миллионов тенге. В Усть-Каменогорске это соотношение чуть меньше. В областном центре 25 учреждений имеют 2560,617 квадратных метра излишка.

 Вызывает изумление точность замеров – до квадратных сантиметров! Но какая народу от этого польза? Допустим, пересядут чиновники в менее просторные кабинеты, и неужели от этого сразу начнут работать с удвоенной – утроенной энергией на благо народа? В одном из государственных учреждений мы поинтересовались – как выполняются рекомендации антикоррупционного ведомства по оптимизации площади кабинета руководителя. Оказалось, что сначала борцы за скромный образ жизни предложили перегородить комнату, и из одного кабинета сделать два. Когда их рекомендации уже готовы были выполнить, составили проект, была подана бюджетная заявка на проведение реконструкции и закуп материалов, антикоррупционеры передумали. И выдали новую рекомендацию: кабинет не перегораживать, а сделать помещение по типу модного сейчас «open spase», или открытого офиса». Это когда нет отдельных кабинетов, все работают в одном большом помещении, сотрудники отделены друг от друга лишь прозрачными  невысокими перегородками. Теперь в этот кабинет планируется установить такую прозрачную символическую перегородку и усадить в этот укромный уголок двух сотрудников. Так что работа кипит. Сначала один проект реконструкции кабинета, теперь другой. И это только в одном учреждении!

 Вообще эта идея с «open spase» становится уже чуть ли не главным направлением в переустройстве работы государственных органов. Например, вот что написал 6 марта на своей странице в Facebook заместитель акима г. Шымкента Данат Жумин (цитируется в сокращении).

 «В Акимате города Шымкент пройдёт управленческий эксперимент...

Сегодня Аким города Габидулла Абдрахимов в ходе встречи с предпринимателями поручил в пилотном режиме изменить подходы в менеджменте пяти управлений акимата, которые я курирую.

Что это означает?

Во-первых, я как заместитель акима города и все сотрудники подчиненных мне управлений акимата отходим от кабинетной системы и перебираемся в открытое офисное пространство (open space). Теперь мы все будем работать рядом друг с другом. Между нами исчезнут стены, этажи и приемные с секретарями и помощниками. Кабинеты руководителей станут прозрачными (стеклянными). Будет практиковаться политика открытых дверей. Вместо 6 секретарей будет единая рецепция.

Во-вторых, мы станем ближе к населению и его потребностям. У входа больше не будут дежурить полицейские. И мы сможем без всяких досмотров встречать людей, будь то предприниматели или инвесторы или обычные граждане, которые нуждаются в нашей помощи. В нашем офисном пространстве мы соберём представителей всех государственных органов и организаций, которые оказывают услуги бизнесу. Здесь будут не только сотрудники управления предпринимательства, но и земельных отношений, архитектуры, строительства и другие...

Эксперимент начнём в апреле. Завершим к концу года. После сделаем выводы и обязательно их обнародуем».

 Идея, в принципе, хорошая. Для народа меньше хождений по инстанциям. Хотя бы на уменьшении секретарей  экономия.  Но так ли уж важно, на каком этаже, и в каком кабинете сидит государственный руководитель? Главное – что у него на душе, для чего он пришёл на государственную службу. Ради своего народа, или только ради личных целей и личной выгоды? Как он относится к людям – как к своим согражданам, для блага которых он и должен работать, или как к надоедливым просителям? Что такое для него власть – служение народу, высочайшая ответственность, или возможность «монетизировать» свою должность?  Если чиновник считает остальных людей «пылью», «мошками», и главное для него – успеть хорошо нажиться за время нахождения на государственном посту, то посади его хоть на улице, для всеобщего доступа и всеобщего обозрения, суть от этого не изменится.  

  Президент Демократической республики Вьетнам Хо Ши Мин почти всю жизнь провёл в джунглях, в хижинах, это были десятилетия борьбы за независимость Вьетнама. Когда он стал руководителем страны, то работал и жил в скромном бамбуковом домике, находящемся на берегу озера в дворцовом парке бывшего императора Вьетнама. И это не мешало ему посвятить все свои силы простому народу страны. Когда ему впервые пришлось ехать на международные переговоры, выяснилось, что у президента даже нет парадной одежды, кроме скромного военного кителя.  

Тем не менее, в Агентстве по делам госслужбы всерьёз считают, что стоит правильно рассадить (не посадить!) чиновников, и сразу всё изменится, потекут для народа молочные реки с кисельными берегами, и госслужащие будут улыбаться посетителям, и думать только о том, что же ещё сделать, чтобы народ лучше жил. Идея рассадки настолько овладела Агентством, что они советуют не только начать всеобщую переселение в госучреждениях, но и настоятельно рекомендуют директорам школ перебраться исключительно на первые этажи. А ведь ещё столько всяких государственных и полугосударственных контор, что  работы хватит на несколько лет, если даже заниматься только пересадкой (не «посадкой!»). Кстати, главные антикоррупционеры хотят заняться и сокращением площадей кабинетов директоров детсадов и их перебазированием на первые этажи. Какая от этого будет польза – пока неизвестно, а вот расходы на перемещение явно придётся изыскивать из бюджета.

 Ещё один «массированный удар по коррупции» (так считают в Агентстве) должен нанести проектный офис «Шығыс - адалдық алаңы». Глобальная задача Проектного офиса - не бороться со свершившимися фактами коррупционных проявлений, а предотвращать саму возможность их возникновения, т. е. уничтожать на корню.

  «В реализации каждого из трех направлений поставлены основные задачи.

Так, искоренение бытовой коррупции и создание комфортных условий должны охватить сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения, архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, земельных отношений, органов государственных доходов, судебных и правоохранительных органов. В каждом сегменте запланировано внедрение персональной ответственности первых руководителей государственных органов за антикоррупционную составляющую.

По направлению общественного контроля запланировано внедрение карты общественного контроля, интерактивной карты общественного контроля и мониторинга государственных закупок.

В направлении формирования антикоррупционной культуры Проектным офисом осуществляется антикоррупционное образование госслужащих и граждан, активно проводится информационная работа в данном направлении», - говорится в материалах, посвященных деятельности проектного офиса. А в чём заключается эта деятельность? В многочисленных совещаниях, «круглых столах», брифингах, пресс-конференциях. А вы что-нибудь слышали о реальной персональной ответственности первых руководителей за коррупционные нарушения их подчинённых? Кто-нибудь понёс такую ответственность?

 Вот ещё один пример имитации бурной деятельности. Сотрудники антикоррупционного департамента  заметили, что на парковке у кафе в одном из областных центров Казахстана стоит машина со служебными номерами госучреждения из другого региона. Как только к автомобилю подошли люди, их сразу же «повязали». Оказалось, что один из руководителей госучреждения ВКО был в командировке в этом городе, и перед отъездом домой, перед довольно дальней дорогой решил пообедать вместе с водителем. И что же здесь особенного, где коррупционная составляющая? Тем не менее, сотрудники АДГСи ПК соседней области проявили бдительность и почти героизм. Факт «использования служебного транспорта в личных целях» был задокументирован и передан коллегам в ВКО. На Совете по этике было рассмотрено «персональное дело» этого руководителя. Что же, «зачёт» в деле борьбы за моральный облик госслужащего, наверное, получен, только кому нужна такая «борьба»? Если посмотреть хронику работы нашего Совета по этике ВКО, то там рассматривают в основном дела акимов сельских округов, директоров школ, в лучшем случае, средних руководителей районного звена. А вот, к примеру, с делом бывшего акима Усть-Каменогорска Куата Тумабаева на этом совете получилось совсем некрасиво. Напомним, что бывший градоначальник находился в личном автомобиле заместителя акима Риддера Бауржана Курманбаева, который управлял машиной в нетрезвом состоянии и сбил насмерть 18-летнего Евгения Смольникова. После ДТП Тумабаев сел за руль и уехал с места происшествия, как он сам сказал, искать «скорую помощь». Случилась эта трагедия год назад, 15 апреля 2018 года. 31 мая на Совете по этике государственных служащих АДГС и ПК ВКО был рассмотрен вопрос об этической составляющей поведения Курманбаева и Тумабаева. Кстати, сам Тумабаев на заседание не явился, поскольку именно в этот день он выехал в Астану на совещание. А  ведь ещё утром он прокатился на «алматинском» трамвае, делавшем первый рейс. Об этом сразу же сообщила пресс-служба акима. Так вот, члены совета по этике проявили «твёрдую принципиальность». Они рекомендовали Курманбаева уволить. А Тумабаеву – объявить о неполном служебном соответствии. Члены совета выразили сомнения: был ли сам Тумабаев в нетрезвом состоянии и знал ли он о том, что Курманбаев, садясь за руль, был пьян. С таким «суровым наказанием» Тумабаев пробыл на посту акима областного центра ещё более двух месяцев, пока глава области Даниал Ахметов не выразил в середине августа своё мнение, что он не достоин занимать эту должность, и предложил ему написать заявление об увольнении по собственному желанию. Что Тумабаев и сделал. А совету по этике госслужащих после этой истории нужно было бы самораспуститься. Но они продолжают блюсти за этическим обликом государевых слуг, и активно наказывать сельских акимов и директоров школ, полагая, что эти низовые руководители и являются главным рассадником коррупции.

  А ещё профессиональные антикоррупционеры хотят ввести «Доску позора» - список всех госслужащих, уличённых в коррупции. Такая «доска», по их мнению, внесёт существенный вклад в снижение коррупции, потому что госслужащим будет стыдно на нее попасть. Важное значение также  уделяется плакатам на антикоррупционную тематику, видеороликам, даже конкурсам стихотворений. Такой конкурс был проведён года 2-3 назад и в Усть-Каменогорске. Кстати, в утверждении о том, что плакаты могут реально помочь в борьбе с общественными проблемами, антикоррупционеры не одиноки. 11 лет назад начальник ДВД ВКО Арман Джалмуханбетов на вопрос  акима ВКО Жаныбека Карибжанова - «как же усилить борьбу с наркоманией?» -  вполне серьёзно ответил:  нужно увеличить количество плакатов, билбордов, буклетов, роликов и прочей наглядной агитации на тему пагубного влияния наркотиков! 

 Эффективность работы каждого государственного органа оценивается по конкретным результатам. Для Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции такой результат должен выражаться в повышении эффективности работы государственных органов, безукоризненном поведении государственных служащих и резком снижении коррупции. Каков результат всех этих совещаний, «круглых столов», уменьшению площади кабинетов, пересадки чиновников в «открытый офис», «досок позора», говорильне на советах по этике – каждый может дать собственную оценку.  Кстати, на содержание сотрудников и деятельность Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции из республиканского бюджета выделяется в 2019 году 5 млрд. 118 млн. 706 тыс. тенге.

 

                              

 

                          Денис Данилевский

 

   

  

 

 

 

 

 

Похожее