Как добраться из Усть-Каменогорска в Алматы?

07.09.2022

Усть-Каменогорск когда-то называли тупиковым городом и «медвежьим углом». Этот нехороший имидж возвращается к областному центру ВКО в XXI веке. Авиасообщение всего по 4 маршрутам, а железнодорожное по двум дальним и двум пригородным.

Этот вроде бы простой вопрос задаёт депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата от партии «Ак жол» Куат Рахимбердин. А ведь путь из областного центра ВКО до «южной столицы» на самом деле не так прост. Авиабилеты не каждому по карману. Автобус едет более суток, да ещё и по совершенно разбитой дороге. На легковой машине по такой трассе ехать – себе дороже. Остаётся самый надёжный и самый народный вид транспорта – поезд. Но и с поездом есть проблемы.

«Решением НК «Қазақстан темір жолы», с 3 сентября т.г. отменяется курсирование коммерческого поезда Тальго №69/70 «Алматы-2 -Оскемен-1». Следует отметить, что время в пути поездом Тальго составляет 18 часов из Усть-Каменогорска в Алматы. Проезд в обычном железнодорожном составе по данному маршруту  равен 26 часам. Несомненно, это достаточно болезненное ущемление интересов пассажиров, направляющихся в Алматы и возвращающихся в Усть-Каменогорск. При этом национальный перевозчик не уведомил, на какой по продолжительности срок произошла отмена эксплуатации данного коммерческого железнодорожного маршрута. В результате этого управленческого решения жители и гости Восточно-Казахстанской области, фактически лишились альтернативы дорогостоящему воздушному транспорту», - пишет Куат Рахимбердин  в депутатском запросе, адресованном руководству национальной компании «Қазақстан темір жолы».

 Депутат обращает внимание, что другие регионы имеют явное преимущество перед  ВКО в организации железнодорожного сообщения. «Вызывает недоумение то обстоятельство, что отменяя курсирование коммерческого поезда Тальго №69/70 «Алматы-2 -Оскемен-1», национальный перевозчик практически одновременно с 1 сентября 2022 года, назначает социально значимый ежедневный поезд Тальго №86/85 «Нур-Султан Нурлы жол-Шымкент», а 3 сентября т.г. - социально значимый поезд Тальго №41/42 «Алматы-2-Атырау», периодичностью курсирования через день. Никто не возражает против существования этих маршрутов, как социально значимых, но не понятно, почему население Восточно-Казахстанской области должно ставиться в худшие условия по сравнению с другими регионами страны по  доступу к услугам транспортной коммуникации».

 В дополнение к информации народного избранника добавим, что, как сообщил телеканал «Хабар 24», вчера в торжественной обстановке в Жезказган прибыл первый рейс «Тальго» из Алматы. Поезд встречали в торжественной обстановке. Пассажиры довольны, время в пути значительно сократилось. Стоимость билетов от 9000 тенге.  Открытие рейса в Жезказган вполне объяснимо – создана новая область Улытау и город стал областным центром. Но возникает вполне естественное предположение – возможно, вагоны для этого поезда взяли с отменённого маршрута на Усть-Каменогорск. 

 После получения ответа на депутатский запрос Куат Хажумуханович  пообещал проинформировать наших читателей о перспективах возобновления рейса поезда «Тальго».

  Анализ информации, имеющейся на сайте «Қазақстан темір жолы», позволяет сделать вывод, что главная причина – недостаток вагонов. 1 сентября нынешнего года официально завершился проект по выпуску в Казахстане вагонов «Тальго». Вот что говорится об этом в сообщении пресс-службы КТЖ.

«В ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению проекта производства скоростных пассажирских вагонов по технологии испанской компании «Patentes Talgo». Несмотря на все трудности, связанные с отказом Patentes Talgо от руководства заводом, разрывом связей с поставщиками-изготовителями комплектующих деталей, практически полной остановкой завода на срок более трех лет, коллективу завода при поддержке Правительства и АО «НК «ҚТЖ» удалось собрать 2 состава или 62 вагона и практически выполнить производственную программу в полном объеме. Поставкой этой партии завод полностью рассчитывается с заказчиками, выходя на прибыль. Надо отметить, что данные вагоны полностью собраны на заводе и у технологов-приемщиков от АО «Пассажирские перевозки» в ходе приемки вопросов к сборке вагонов не возникало, - подчеркнул заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ»  Канат  Альмагамбетов». 

 Здесь же приведены и интересующие нас цифры. «В парке подвижного состава АО «Пассажирские перевозки» на сегодняшний день насчитывается 676 вагонов, произведенных на вагоностроительном заводе «Тұлпар» по технологии Patentes Talgo, а всего их 732 единицы, из которых 240 с широким кузовом». Итого – в наличии 732 вагона «Тальго». Если учесть, что в среднем в одном поезде 20-25 вагонов, то этого количества хватает на 30 составов,. Негусто для всей страны. Ведь если учесть, что есть маршруты с ежедневным движением, то нужно, как минимум, 4-5 составов, чтобы это движение обеспечить. Выходит, что более 100 вагонов забирает, к примеру, маршрут «Алматы-Нур-Султан». Видимо, в этой ситуации острой нехватки вагонов и решили, что маршрут на Усть-Каменогорск не является приоритетным.

 Если же говорить в целом о количестве пассажирских вагонов, то по данным годового отчёта АО «Пассажирские перевозки» за 2020 г. на конец этого года в наличии, кроме «Тальго», имелись 1517 стандартных вагонов и 116 электродизельных. Количество, явно недостаточное для страны с огромной территорией. 

 Кстати, от закупок вагонов «Тальго» Казахстан отказался ещё в 2019 году. «Главной причиной такого решения, в КТЖ называют стоимость составов испанского производства, которая после девальвации выросла в несколько раз. Также одним из минусов вагонов подобного типа, в компании называют их малую вместительность. В результате чего и было принято решение вернуться к закупу вагонов российского производства» - сообщил три года назад сайт IaNews.kz.

В этой же информации есть данные по состоянию пассажирских вагонов. «За последние 3 года в республике списано почти 450 старых вагонов, а новых закуплено всего 265. Между тем, по официальным данным, сегодня в эксплуатации КТЖ находится две с половиной тысячи пассажирских вагонов. Состояние почти половины из них считается  изношенным. А также не соответствует не только техническим, но и санитарно-гигиеническим нормам». Вряд ли положение за прошедшие три года улучшилось. Судя по информации на конец 2020 года, общее число вагонов уменьшилось. Значит, совсем изношенные были списаны, а замены им нет.

   Усть-Каменогорск когда-то называли тупиковым городом и «медвежьим углом». Этот нехороший имидж возвращается к областному центру ВКО в XXI веке. Авиасообщение всего по 4 маршрутам, а железнодорожное по двум дальним и двум пригородным. 

 

                 Денис Данилевский

Похожее