В последние годы государство уделяет огромное внимание развитию сельского хозяйства. Выделяются значительные объемы бюджетных средств.

15.04.2019

Вместе с положительными сторонами этого, отмечаются и негативные моменты. В том числе, сельское хозяйство неизменно входит в малоприятный топ лидеров среди наиболее коррупциогенных отраслей.

Как известно, наибольшие риски сохраняются при  проведении государственных госзакупок, при разрешительных процедурах, в системах субсидирования и кредитования, а также в работе инспекторско-контрольных служб МСХ.

По последнему пункту хотел бы выделить несколько моментов.

Во-первых, в момент создания Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК в 2005 году в его состав входили семь инспекций – 1) ветеринарная, 2) зерновая, 3) семенная,
4) фитосанитарная, 5) карантинная, 6) племенная, 7) техническая.

В дальнейшем ветеринарная инспекция стала самостоятельным Комитетом, а техническая – передана в акиматы (МИО).

 Согласно законодательства компетенция зерновой, семенной и племенной инспекций сводится к контролю за деятельностью (МИО) в указанных направлениях и контролю субсидировании. Последнее сопряжено с коорупциогенными рисками.

В технической инспекции компетенция по регистрации сельскохозяйственной спецтехники может быть передана в Дорожно-патрульную службу, а компетенция по осуществлению технических осмотров – в конкурентную среду по примеру автотранспорта.

Зерновая инспекция призвана контролировать хлебоприемные предприятия (ХПП). В настоящее время взаимоотношения ХПП и СХТП  могут регулироваться при участии аккредитованных лабораторий и судебных органов.

При большом количестве СХТП и малой численности сотрудников МИО осуществление контроля с их стороны в семеноводстве и племенном деле сводится к простому документарному контролю.

Таким образом, к настоящему времени нет необходимости в зерновой, племенной, семенной и технической инспекциях.

Главными задачами государственного контроля в области сельского хозяйства должны быть обеспечение внутренней безопасности и международных обязательств Казахстана в области ветеринарии, карантина растений и фитосанитарии.   В этой связи, высвободившимися штатными единицами государственных служащих зерновой, племенной, семенной и технической инспекций можно было бы усилить ветеринарную, карантинную и фитосанитарную  инспекции.

Во-вторых, необходимо восстановить вертикаль в инспекторско-контрольных службах в сферах ветеринарии, карантина растений и фитосанитарии – от МСХ РК до сельских округов. Инспекция должна соответствовать своему названию – она должна быть государственной. В настоящее время часть контрольных функций переданы на уровень акиматов. И здесь происходит конфликт интересов. Аким одновременно требует увеличения любой ценой объемов строительства, на другой день он требует соблюдения архитектурных требований, на третий – ужесточения архитектурно-строительного контроля. Акиматы должны заниматься производства, а инспекции должны контролировать, должны быть оком государства.

В-третьих, в составе МСХ есть еще целый ряд контрольных служб – лесная, охотничья, водная, рыбная инспекции. За последние 15 лет Комитеты водного, лесного, охотничьего, рыбного хозяйства, наверное, раза четыре переходили от МСХ и в МСХ. Я считаю, что проблема в том, что никак не могут определиться с их ведомственной принадлежностью по одной простой причине. Надо не целиком эти Комитеты передавать туда-сюда. Надо разделить функции производства и контроля. Например, функции производства оставить в МСХ, а контроля передать в другое ведомство.

В-четвертых, необходимо провести общественную экспертизу законодательных и других нормативных актов в части уточнения ком петенции, прав и обязанностей контролеров и контролируемых.

Эти меры позволят значительно сократить коррупциогенные риски.

 

 

Похожее