Единый день отчета в ВКО: проверяющий - помощник или каратель?

02.10.2019

30 сентября в областном акимате на диалоговой площадке под председательством заместителя акима ВКО Ерлана Аймукашева были озвучены системные и наиболее острые проблемы предпринимателей, связанные с осуществлением контроля и надзора со стороны государственных органов. В свою очередь госорганы отчитались перед бизнес-сообществом о проделанной работе и приняли решение о проведении отраслевых семинаров для предпринимателей в целях профилактики нарушений, часто встречающихся в ходе проверок.

 

Инициатива о проведении Единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом была озвучена Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым на заседании Совета национальных инвесторов в мае т. г. В этой связи НПП «Атамекен» представила на рассмотрение в канцелярию премьер-министра свое видение алгоритма проведения Единого дня отчета, который впоследствии был одобрен и внедрен. Ожидается, что данная форма диалога между проверяющим и проверяемым позволит пересмотреть на местах практику контроля и надзора.

О том, каких изменений по снижению давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов удалось добиться НПП «Атамекен» за прошедшие 6 лет, участников встречи проинформировал директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.

Так, в 2014 году был инициирован и принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК», при этом изменения были внесены в 11 кодексов и 94 Закона, включая Закон РК «О государственном контроле и надзоре». В 2015 году был принят Предпринимательский кодекс, в 2016 году отменены плановые проверки бизнеса и введены 3 вида проверок - выборочные, внеплановые и проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска. В 2017-2018 годах проведена ревизия законодательной базы, предписывающей те или иные требования к бизнесу. По ее итогам было установлено, что в общей сложности к предпринимателям предъявляется более 28 000 требований, из них 11 000 по СанПиНу.

За годы работы НПП «Атамекен» из 114 сфер контроля исключено 20, из 544 контрольно-надзорных функций исключено 108, число требований сокращено с 30 497 до 12 843 (на 58%). Количество проверок к 2018 году сокращено на 30%, к 2020 году планируется сокращение еще на 10%. Сроки проверок сокращены с 30 до 15 рабочих дней, внеплановых проверок - с 30 до 10 рабочих дней. В 2019 году, на фоне снижения государственного контроля и уменьшения числа проверок, во избежание вседозволенности в бизнес-среде, «Атамекен» предложил усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей.

На повестке дня у НПП еще много актуальных проблем бизнеса, которые предстоит решить в ближайшее время. В их числе закрытая информация по СУР и СКУР, что порождает проведение тотальных проверок в отношении предприятий.

- Система управления рисками в санитарно-эпидемиологической деятельности построена так, что субъектам бизнеса крайне сложно набрать те пресловутые 60 баллов, чтобы предпринимателя отнесли к низкой категории риска и проверяли как можно реже. Потому что перегоревшая лампочка для объектов общественного питания является значительным нарушением, капающий кран является грубым нарушением в сфере этой деятельности, царапина на любой части тела у сотрудника является грубым нарушением! - привел вопиющие примеры Игорь Шацкий.

Еще одна системная проблема заключается в отсутствии фактической возможности судебного обжалования налоговых уведомлений о погашении задолженности.

- Судимся мы минимум 2 месяца, это в лучшем случае, но уже через месяц после получения налоговых уведомлений все банковские счета арестовываются, и у предпринимателей единственный только выход есть: бескомпромиссно выполнять то уведомление, которое он получил, фактически без права его обжалования, - отметил Игорь Владимирович.

Следующая «головная боль» предпринимателей - проблема камерального контроля, который в настоящее время стал очень популярен у госорганов.

- Если ранее это было только в сфере налоговых отношений, то сейчас камеральный контроль пытаются установить органы охраны труда, есть инициативы от других государственных органов. На самом деле мы считаем, что в новой системе надзора и контроля необходимо вообще отходить от камерального контроля, поскольку это один из самых необъективных методов контроля, - выразил мнение бизнес-сообщества руководитель РПП.

Принципиальная позиция «Атамекена» основывается на том, что в случае камерального контроля проверяемые лишены возможности своевременно доказать свою правоту, а постфактум, как показывает практика, уже ничего не решается.

Не менее проблемный «перекос» в деятельности контрольно-надзорных органов обусловлен порочной практикой привлечения бизнеса к административной ответственности до истечения срока, предоставленного на устранение нарушения. Палата предпринимателей ВКО считает, что при огромном количестве существующих требований знать их все попросту невозможно, поэтому необходимо давать предпринимателям срок на устранение нарушений, и лишь по его истечении применять штрафные санкции к тем, кто нарушения не устранил. В целом, необходимо сконцентрировать работу контрольно-надзорных органов на предупреждении правонарушений, а не на карательных методах.

- Такое впечатление, что главная задача контрольно-надзорных органов - как можно больше выявить нарушений и выписать предписаний. Нам пора менять подходы в плане проверок. На самом деле проверяющий должен быть помощником предпринимателя, должен оказывать методическую помощь и давать рекомендации по приведению предпринимательской деятельности в соответствие с законодательными требованиями. Проверки должны проводиться с курсом на профилактику и заканчиваться на первый раз предупреждением. Об этом говорится и в статье 64 КоАП, которая у нас мало применяется на практике. Если на участке у проверяющего госоргана много нарушений и максимальное несоблюдение требований со стороны бизнеса - значит, данный госорган запустил свой участок и не работает с предпринимателями. Соответственно, чем меньше выявлено нарушений - тем лучше работает контрольно-надзорный орган! - резюмировал Игорь Шацкий.

Эту позицию разделил заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев, со стороны которого было дано поручение госорганам организовать отраслевые семинары с предпринимателями, где озвучить наиболее часто встречающиеся в ходе проверок нарушения и дать разъяснения по их устранению и предупреждению. Данную работу предложено провести на площадках областного акимата и Палаты предпринимателей ВКО в режиме селектора с участием всех районов области. Там же должны быть предоставлены исчерпывающие ответы на все вопросы, которые поступили от предпринимателей в ходе Единого дня отчета и которые поступят от участников семинаров.

Пока же предприниматели заслушали доклады представителей контрольно-надзорных органов о проведенных в 2018-2019 гг. проверках бизнеса и принимаемых мерах по снижению давления на бизнес. Отчитались Комитет по правовой статистике и специальным учетам ВКО, Департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг ВКО, Департамент по чрезвычайным ситуациям ВКО, Департамент государственных доходов по ВКО.

В числе озвученных госорганами инициатив стоит отметить создание Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ВКО Карты проверок предпринимателей, в которой можно будет обжаловать предписания онлайн. Также в настоящее время Комитетом госдоходов разрабатывается законодательная база для освобождения малого и микробизнеса от уплаты налога на доход с 2020 года в соответствии с поручением Президента РК.

 

Похожее