Институт судебных экспертиз по ВКО необоснованно вмешался в деятельность предпринимателя, а затем обвинил его во лжи

20.05.2022

Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области рассмотрел обращение субъекта бизнеса, в чью деятельность необоснованно вмешался Институт судебных экспертиз по ВКО.

19 мая 2022 года на рассмотрение Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей ВКО было вынесено обращение индивидуального предпринимателя Ильи Николенко из Усть-Каменогорска. Бизнесмен попросил защиты от неправомерных действий со стороны филиала РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции РК» Институт судебных экспертиз по Восточно-Казахстанской области (ИСЭ).
Подробно о сути вопроса рассказала эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров ПП ВКО Жанар Сапаева. Она сообщила, что медицинская организация ИП «Николенко» на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью предоставляет услугу по производству судебно-медицинских экспертиз, а также услугу по оформлению и выдаче медицинского свидетельства о смерти на основании наружного осмотра трупа либо изучения медицинских документов. Последняя услуга оказывается путем внесения сведений в интегрированную медицинскую информационную систему «Регистр прикрепленного населения».
«С ноября 2021 года при заключении договоров с физическими лицами на оказание платных услуг по хранению трупа в холодильной камере ИСЭ отказывается принимать от родственников умерших медицинские свидетельства о смерти, выданные ИП «Николенко». Вместо этого ИСЭ требует предъявить свидетельство, выданное терапевтом по месту жительства, мотивируя это тем, что свидетельство от ИП «Николенко» якобы является незаконным», – проинформировала Жанар Сапаева.
Эксперт РПП обратила внимание на то, что в ИСЭ отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок выдачи тел умерших, поступивших в морг на хранение по заявлению, которые позволяли бы сотрудникам морга требовать от родственников умерших предъявления медицинского свидетельства о смерти. Невзирая на это директор ИСЭ самостоятельно запросил в Восточно-Казахстанском филиале РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения» сведения о количестве выданных ИП «Николенко» свидетельств о смерти с разбивкой по причинам, категориям и роду наступления смерти.
«Полученную информацию директор ИСЭ направил в Республиканскую палату судебных экспертов с указанием примерной стоимости услуг, оказываемых ИП «Николенко», и высказал мнение о неприемлемости деятельности по оказанию консультативной помощи гражданам по вопросам назначения и производства судебных экспертиз. Мы классифицируем это как дискриминацию субъекта бизнеса и приходим к выводу о том, что в действиях директора ИСЭ имеются признаки вмешательства в законную предпринимательскую деятельность», – озвучила мнение правового блока РПП Жанар Сапаева.
Руководитель Института судебных экспертиз по ВКО Мирболат Картов в ходе заседания пояснил, что запрашивал данные для сравнения и с целью соблюдения норм Закона об экспертной деятельности, Уголовно-процессуального кодекса.
«То, что говорит Николенко, мы никаких препятствий не можем чинить, потому что мы отменяем производство экспертизы только на основании постановлений следственных органов, суда и прокуратуры. Самостоятельно мы этим не занимаемся. С 2021 года, с июня месяца, у нас с Николенко был заключен договор на аутсорсинг, но он должен был заниматься производством судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, с описанием телесных повреждений, а не выдачей свидетельств о смерти или же указанием причин смерти. Поэтому я для сравнения статданных запросил, а не с целью противодействия его частной деятельности», – отметил Мирболат Картов.
Предприниматель, в свою очередь, усомнился в полномочиях ИСЭ, о которых говорит руководитель организации.
«Я хотел спросить: вы являетесь надзорным органом, который компетентен в вопросах соблюдения законности оказания услуг частными судебными экспертами? Вы компетентны в этих вопросах или нет? То есть у вас задачи какие согласно Закону об экспертной деятельности и согласно вашему Уставу?» – задал вопрос Илья Николенко.
Руководитель ИСЭ в ответ на это выразил мнение, что ИП «Николенко» не является предпринимателем (!), а является экспертом, который напрямую подчиняется Закону об экспертной деятельности и Уголовно-процессуальному кодексу РК. Вот почему он направил письмо в прокуратуру ВКО с просьбой об определении правомерности действий бизнесмена.
Председателя Совета по защите прав предпринимателей Игоря Шацкого больше интересовал вопрос об отказе ИСЭ принимать от родственников умерших свидетельства о смерти, выданные ИП «Николенко», что не имеет под собой законных оснований. 
Но вместо прямого ответа на поставленный вопрос руководитель ИСЭ «пошел в отказ» и обвинил предпринимателя во лжи:
«Я к частным лицам никаких требований не предъявляю. (…) Пусть предъявит мне информацию, кто обращался ко мне с жалобой или я кому-то отказал в выдаче свидетельств и сказал, что давайте вы несите другое свидетельство о смерти. Я не правомочен в этом вопросе».
При таком повороте событий дальнейшее разбирательство не имело смысла, поэтому Совет вынес резолюцию о необходимости обратиться в Министерство юстиции с жалобой на неправомерные действия директора ИСЭ по ВКО. 
«В случае непринятия Министерством юстиции РК соответствующих мер Палате предпринимателей следует принять все предусмотренные законом меры для восстановления нарушенных прав предпринимателя, в том числе в судебном порядке. Я предлагаю также обратиться в Антикоррупционную службу и прокуратуру ВКО, поскольку действительно налицо пристрастное ограничение предпринимательской деятельности. И все-таки, Мирболат Амимович, прошу пересмотреть Ваше отношение к Николенко: ну, не запрашивают просто так сведения! Я считаю, что за такими разбивками и анализом не обращаются просто так, без предвзятого отношения, чтобы что-то ограничить, предъявить. Палата предпринимателей будет держать данный вопрос на контроле», – подытожил Игорь Шацкий.
Мнение председателя поддержали все члены Совета, а о том, как решится вопрос Ильи Николенко, мы обязательно сообщим в своих последующих публикациях.

Похожее