Как расходовать средства от платежей за загрязнение окружающей среды?

07.12.2021

Вопрос этот давний. Платежи за загрязнение окружающей среды должны расходоваться только на природоохранные мероприятия. Разговоры о законодательном закреплении такого принципа велись десятилетиями. Представители руководства, экологических служб крупнейших предприятий нашего региона также высказывались за то, чтобы все экологические платежи, а это миллиарды тенге, направлялись только на мероприятия по улучшению экологической ситуации и на оздоровление населения.

  Согласно статье 127 Экологического кодекса, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: 1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 2) сбросы загрязняющих веществ; 3) захоронение отходов; 4) размещение серы в открытом виде на серных картах.

С принятием поправок в Экологический кодекс предусмотрено целевое расходование платежей за негативное воздействие на окружающую среду исключительно только на природоохранные мероприятия.

Но, как оказалось на практике, праздновать победу рано. Всё дело в том, что чиновники своей волей и в своём узком кругу решают – что же включить в план природоохранных мероприятий. Теперь этот план нужно выносить на обсуждение через общественные слушания. 30 ноября состоялись первые общественные слушания плана мероприятий по охране окружающей среды ВКО на 2022-2024 годы. Достаточно было посмотреть этот план, чтобы убедиться – у чиновников весьма своеобразный подход к расходованию громадных средств.

Коротко о самом плане. По разделу «Охрана атмосферного воздуха» предусмотрены мероприятия по газификации ряда сёл Зайсанского района, в том числе перевод нескольких котельных с угля на газ. В этом же разделе почему-то включены и работы по реконструкции ряда угольных котельных, и расходы на строительство котельной в посёлке Глубокое. Парадокс – в мероприятиях по охране воздуха – строительство угольной котельной!  Всего более 3,2 млрд. тенге.

 По разделу «Охрана водных объектов» и вовсе непонятно, почему ряд проектов должны финансироваться именно из платежей за загрязнение окружающей среды? Например, строительство канализационных сетей в 28 микрорайоне Усть-Каменогорска. Эти работы, как правило, финансируются по программе «Нурлы жер» из республиканского бюджета. Известный эколог, общественный деятель Роман Честных заострил внимание на финансировании строительства очистных сооружений и канализации для нового маслозавода в г. Семей. На это предусмотрено 96,4 млн. тенге.

- Почему строительство частного завода финансируется через природоохранные мероприятия? – спросил Роман Честных.

 Чиновники ответили, что по программе «Дорожная карта бизнеса» государство может оказывать поддержку в подведении инфраструктуры при строительстве частных предприятий, любой предприниматель может подать заявку на такую господдержку. Да, может. Но это совсем другие средства, на эту программу выделяются финансы из республиканского бюджета. Зачем расходовать деньги, предусмотренные на охрану окружающей среды? Всего по этому разделу предусмотрено более 3,1 млрд. тенге.

В разделе «Охрана земель» включены проекты по строительству более 15 скотомогильников в разных районах области, для этого выделяются 893 млн. тенге. Такие работы, конечно, можно отнести к природоохранным, но обычно они финансируются по ветеринарным  мероприятиям.

 Особые вопросы у общественников возникли к разделу «Охрана животного и растительного мира». На этот раздел выделены колоссальные средства – более 11,3 млрд. тенге! Из них на охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение – 8,2 млрд. тенге и ещё 1,1 млрд. отдельно  на лесовосстановительные мероприятия. Итого 9,3 млрд.! При этом никакого внятного обоснования необходимости вложения таких громадных финансов не приводится! Это всё мероприятия по линии областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования – разработчика плана.

 Руководитель управления Мурат Кусаинов пояснил, что нужно выполнять поручение президента о посадке 2 млрд. саженцев, увеличении лесного фонда страны. Дело, конечно, очень нужное, но почему для этого необходимо тратить именно более половины всех средств, направляемых на природоохранные мероприятия? Роман Честных, а также эколог, учёный Даулет Ассанов резонно возразили, что по отчётам в области и в городе Усть-Каменогорске высажены сотни тысяч и миллионы деревьев, а где они? Областной центр стремительно теряет свой статус одного из самых зелёных городов страны, идёт вырубка деревьев для расширения дорог и других, вызывающих сомнение проектов. Если и высаживают, то нет никакого ухода за саженцами, они чахнут без полива, без обработки от вредителей. Не получится ли также и с выделенными для лесоразведения миллиардами природоохранных средств?! Ведь оплачиваться работы будут по отчёту, а в отчёт можно записать всё, что угодно. Кто проконтролирует реальное количество высаженных деревьев, кто пересчитает эти миллионы саженцев?

1,4 млрд. предусмотрено по разделу «Обращение с отходами» и 167 млн. на научно-исследовательские и изыскательские работы. Итого за три года на план мероприятий по охране окружающей среды ВКО предусмотрено более 20, 2 млрд. тенге. Из них, повторим, практически половина – на охрану лесов и лесоразведение – 9,3 млрд.

 Такой подход категорически не устроил общественников.

- На интерактивной карте экологических проблем страны  по ВКО обозначены 4 главные проблемы: состояние атмосферного воздуха в городах Усть-Каменогорск и Семей, загрязнение поверхностных вод, радиоактивные пятна. О решении этих главных проблем в данном плане нет ни слова! Почему средства, собираемые с предприятий – загрязнителей, направляются на проекты, которые никак не улучшают экологическую среду для населения тех городов, где находятся эти предприятия? Да, охрана леса и посадка саженцев – важное дело, но, чем это может помочь жителям Усть-Каменогорска, - недоумевает Роман Честных.

 Одна из главных экологических проблем региона – сбор и складирование твёрдых бытовых отходов – нашла своё отражение в плане. Но и по данному разделу возникает много вопросов. Выделены средства на строительство сортировочной линии ТБО в Усть-Каменогорске, или, как её ещё называют – мусоросортировочного завода – 564,5 млн. тенге. Роман Честных отметил, что на общественных слушаниях не рассматривалось воздействие сортировочной линии на окружающую среду, финансирование ведётся из одного источника, стоимость проекта – более 1,8 млрд. тенге. В то же время затраты на сооружение ангара для сортировочной линии в Семее, также включённые в план природоохранных мероприятий, составляют 800 млн. Акимат Усть-Каменогорска уже заявил, что строительство практически закончено, даже объявлен набор сотрудников, для чего тогда выделяется ещё 564 миллиона?

В онлайн-режиме к слушаниям срочно подключился заместитель акима Усть-Каменогорска Денис Федченко. Он заявил, что работы завершены на 95%. Но была подана заявки на дополнительное финансирование из областного бюджета в полмиллиарда тенге в связи с удорожанием проекта и проведением ряда дополнительных работ. Финансирование шло частями, и это завершающий транш. В марте следующего года начнётся этап пуско-наладки. Проект полностью прошёл государственную экспертизу, в том числе экологическую. Заместитель акима выразил готовность показать всю необходимую документацию общественности.

 Почему в план не включена ликвидация участков радиоактивного загрязнения? На этот вопрос начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Мурат Кусаинов пояснил, что эта работа проводится регулярно, за последние годы было ликвидировано 8 участков,  и она весьма дорогостоящая. Сейчас нужно составить реестр всех очагов радиоактивного загрязнения, а затем планомерно их ликвидировать. Да, возможно, что полный перечень таких очагов нужно составить, чтобы определить весь объём затрат на эти работы. Но почему тогда составление реестра не включено в план? По разделу «Радиационная, химическая и биологическая безопасность» в плане ни одного мероприятия и 0 тенге затрат. А ведь план до 2025 года. Выходит, что всё это время ни одно пятно не будет ликвидировано?

  Учёный, эколог Даулет Ассанов выступил с рядом конкретных предложений.

- Ответственность за качество воздуха в Усть-Каменогорске возложена на предприятия. Между тем, на отопление домов частного сектора в год сжигается 250 тыс. тонн угля. Этот объём сравним с объёмом расхода угля на Согринской ТЭЦ. Но если к ТЭЦ, к предприятиям применяется экологическое регулирование, то к частным домам никакого регулирования нет. Они сжигают уголь, но его качество никак не контролируется. Огромный вклад в улучшение экологической ситуации в городе могло бы внести подключение частного сектора к централизованному отоплению. Об этом ведутся только разговоры, пора переходить к конкретным делам. Нужно включить в план мероприятий разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) подключения частного сектора к централизованному отоплению. В ряде районов можно было бы установить блочно-модульные котельные, - предложил Даулет Ассанов.

 Он затронул и ещё один важнейший вопрос.

- Региону просто жизненно необходима газификация. Пока прорабатываются различные варианты прокладки газопровода в ВКО, нужно подготовить ТЭО, чтобы мы были готовы. На высшем политическом уровне вопрос может решиться, но потом потребуется время для разработки этого ТЭО, лучше его подготовить заранее, и выделить для этого средства в плане природоохранных мероприятий.

 Общественники сделали ещё ряд предложений. В частности, разработать дендрологические планы для Усть-Каменогорска и Семея. Это прекратит бесконтрольную и варварскую вырубку деревьев, позволит вести озеленение городов на плановой основе. Также необходим строгий учёт зелёных насаждений. Почему бы не вернуться к существовавшему проекту прокладки трамвайных путей в левобережную часть Усть-Каменогорска? Десятки миллиардов, поступающих от платежей за загрязнение, вполне позволяют начать реализацию этого проекта.

 Роман Честных отметил провальную работу акимата Усть-Каменогорска по включению мероприятий для оздоровления окружающей среды областного центра в план природоохранной работы по ВКО. Ведь план формируется на основе предложений от городских, районных акиматов, отраслевых управлений. Получается, что от акимата самого загрязнённого города области поступило всего несколько предложений, и то, не все из них подходят под понятие «природоохранные»!

 Для полной ясности поясним, что в данный план не вошли те мероприятия, которые проводятся предприятиями - загрязнителями за счёт собственных средств.

 - А вообще это не план природоохранных мероприятий, а план распределения денег! – такую меткую характеристику данному документу дал Роман Честных.

 Наверное, было бы правильным к разработке подобных планов с самого начала привлекать общественность. Только Роман Честных и Даулет Ассанов выдвинули больше жизненно важных предложений, чем весь акимат  Усть-Каменогорска!

 Но, хотя новая редакция Экологического кодекса предусматривает широкое участие общественности в обсуждении, реализации и контроле за проектами, влияющими на экологию, пока не видно стремление чиновников обращаться к общественности и привлекать общественность. Ведь даже на этих общественных слушаниях были выявлены возможные коррупционные риски в предлагаемом плане. Нужен чиновникам такой общественный контроль?

     Закрывая слушания, Мурат Кусаинов даже не поставил план природоохранных мероприятий на голосование. На этом настоял Роман Честных. Пока на сайте управления природных ресурсов и регулирования природопользования не обнародован протокол общественных слушаний и результаты голосования. Но среди тех, кто участвовал в слушаниях онлайн, мнение было практически единодушным – против утверждения плана и отправку его на доработку с учётом предложений общественности. Своё мнение участвующие онлайн, а таких было 58 человек, записали в чате. Непонятно – будет ли план подвергнут корректировке, войдут ли в него предложения, высказанные на слушаниях? Главный природоохранный начальник области сказал что-то о возможной корректировке плана в 2022 году. А также пояснил, что окончательно план будут утверждать депутаты областного маслихата. Можно не сомневаться, что там не будет никаких бурных дебатов, и нуротановское большинство и присоединившиеся к ним депутаты от других партий проголосуют единогласно «за». Разве позволят чиновники допустить общественность к распределению десятков миллиардов тенге? Они этого не хотят, но и силами всего нескольких человек, таких как Роман Честных и Даулет Ассанов, ситуацию не переломить. Нужно официально выразить своё мнение об этом плане хотя бы нескольким десяткам жителей двух крупнейших городов области, тех районов, где имеются экологические проблемы. Но пока многие ограничиваются лишь гневными комментариями в соцсетях, да публикацией очередных фото городских пейзажей в смоге. Такая «активность» вполне устраивает чиновников. С такими «активистами» можно не только вырубать деревья, но и «пилить» природоохранный бюджет.

 

                        Денис Данилевский   

Похожее