Коррупционные риски в процессе назначения АСП обсудили в ВКО

24.07.2019

На площадке проектного офиса "Шығыс-Адалдық алаңы" озвучены проблемные вопросы назначения и выплат адресной социальной помощи нового формата и внесены предложения по устранению возможных коррупционных рисков.

На собрании приняли участие  глава проектного офиса Елена Березинская Абилова,  руководитель  Управления профилактики коррупции Департамента АДГСПК по ВКО Ренат Набиев и руководитель Управления координации занятости и социальных программ ВКО Ерболат Ошакбаев и другие представители сферы занятости.

Руководитель Управления координации занятости и социальных программ ВКО Ерболат Ошакбаев рассказал присутствующим о том, какая работа в этом направлении ведется с области.

«Всего на выплату адресной социальной помощи выделено 7,1 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета 6 4 млрд тенге. Дополнительно из республиканского бюджета выделено свыше 3,2  млрд тенге с софинансированием из местных бюджетов в размере 492,0 млн.тенге. До конца года планируется охватить АСП 107 627 человек.  По данным на 22 июля, в области АСП нового формата назначена 13 286 семьям (64 462 человек) на сумму 3 600 млн тенге. Выплата произведена 12 571 семье (61 151 человек) на сумму 2 571,4 млн тенге. В результате изменения механизма назначения адресной социальной помощи 2 608 семьям (13 349 человек) произведен перерасчет социальных выплат, назначенных до 1 апреля 2019 года в сторону увеличения, на сумму 619,7 млн.тенге, за апрель-июнь месяцы», - отметил он.

 

Вместе с тем, как сообщили в ведомстве, ими с 1 июля начата проверка законности, правильности назначения АСП в городах и районах области. По результатам проверки в городе Семей, Абайском, Аягозском, Бескарагайском, Зайсанском, Кокпектинском, Курчумском, Тарбагатайском и Урджарском районах  выявлены незаконные назначения АСП. Так, к примеру, назначена помощь тем семьям, где трудоспособный член семьи отказался от предлагаемых мер занятости. Также АСП было назначено при  отсутствии социальных контрактов в электронном макете, сроки рассмотрения заявлений в бумажном формате не соответствовали электронным макетам. По закону назначение помощи в случае отказа взрослых членов семей от участия в активных мерах занятости полагается только детям. Сумма переплаты по 5 делам Зайсанского и Тарбагатайского районов составила 225 тысяч тенге. В Риддере выявлено факт назначения АСП  гражданину Российской Федерации, средства в сумме 226,7 тыс. тенге возвращены в бюджет.  В общем, в бюджет возвращено  1,3 млн. тенге. По словам руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Ерболата Ошакбаева, в основном данные проблемы возникли по техническим причинам.

 

«Поначалу, из-за большого потока претендентов на получение АСП, система работала со сбоями.  Позже по фактам в Тарбагатайском районе, Риддере и Зайсанском районе документы комиссия рассмотрела и деньги были возвращены в бюджет. То есть были проблемы технического характера, ну и человеческий фактор, когда было собрано недостаточно сведений или неверно указан ИИН  получателя АСП и другие», - говорит Ерболат Ошакбаев.

 

На сегодня работу комиссии по правильности назначения АСП планируют  усилить. Вместе с тем, имеются проблемы, которые необходимо решать на республиканском уровне и которые требуют внесения изменении в нормативно-правовые акты.  К примеру, в Усть-Каменогорске женщина предоставила нотариальное соглашение, где было указана сумма алиментов в размере 18 тысяч тенге.

«Когда участковая комиссия проверила, оказалось, что супруги не разведены, а проживают вместе. Это подтвердили и соседи. Оказалось, что супруг получает заработную плату в сумме порядка 600 тысяч тенге.  В правилах об исчисление совокупного дохода написано что достаточно нотариального соглашения. Вот они и разводятся, потом приносят такое соглашение на 17-18 тысяч тенге, хотя в  законе о браке и семьи написано, что алименты должны быть не менее установленного судом суммы.  И такие факты не единичны», - сетуют представители центров занятости.

Проблемы возникают и с получателями, у которых имеется ИП.  Периодичность предоставления отчетности в налоговые органы для них установлена полугодовая (т.е. последний налоговый отчет за второе полугодие 2018 года). А при назначении АСП к расчету среднедушевого дохода принимается доход за предшествующий квартал, т.е. в апреле-июне за 1-ый квартал, в июле за 2-ой квартал. В управлении ходатайствуют о внесении изменений  в правила исчисления совокупного дохода по ИП.

В данное время, к расчету принимаются доходы, указанные самими ИП. На сегодня в налоговые органы  городами и районами направлены списки ИП из числа получателей АСП для проведения проверки представленных доходов, в том числе по 180 ИП, приостановивших свою деятельность и 40 предпринимателям доходы которых в 2018 году составили свыше 1 млн.тенге.

                  

Напомним, что имеется два вида адресной социальной помощи: безусловная и обусловленная. Безусловная – это помощь, назначаемая на 6 месяцев семьям, где трудоспособные члены семьи по объективным причинам не могут участвовать в мерах занятости. Это пенсионеры,  люди с ограниченными возможностями, занятые уходом за детьми до 7-ми лет или ребенком с особыми потребностями. Всего такая помощь в ВКО назначена 1980 семьям (7935 человек), то есть 20% от общего количества  семей, получивших АСП. Обусловленная – это помощь, назначаемая на год, обязательным условием для выплаты которых является заключение социального контракта и участие в мерах занятости трудоспособных членов семьи. Если условия контракта не выполняются, то это является основанием для прекращения выплат. 

 

«В целях содействия выходу семьи из трудной жизненной ситуации, акимам городов и районов необходимо активизировать работу по трудоустройству получателей АСП из числа трудоспособных и занятых уходом за детьми до 7-ми лет. А также сопровождать каждую семью в период реализации социального контракта для выполнения ими принятых обязательств» - пояснил руководитель Управления занятости и социальных программ ВКО Ерболат Ошакбаев.

 

Количество трудоспособных получателей АСП на сегодня составляет 18624 человек. Из них 2299 подпадают под активные меры содействия занятости, в числе которых 1255 получателей трудоустроились самостоятельно, 1770 человек охвачены активными мерами содействия занятости. Из них 1392 трудоустроены на постоянные рабочие места, 223 -  на временные рабочие места, 155 направлены на краткосрочные курсы.

 

По итогам собрания рекомендовано усилить работу участковых комиссий по обследованию материального положения семей, законности начислений помощи.

 

Похожее