Крупнозернистый или мелкозернистый?

10.09.2021

Средний ремонт улиц Космическая и Мостовая в Усть-Каменогорске должен был завершиться 1 июня. Однако, и по сей день работы на этих улицах остановлены. Всё дело в том, что заказчик – ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска» предъявил претензии к подрядчику – ТОО «Дорожно-строительное управление №14». Заказчик, на основании заключения фирмы, осуществляющей технический надзор, посчитал, что асфальтобетонная смесь, уложенная в качестве выравнивающего  слоя, не соответствует технической спецификации и проектно-сметной документации. Подрядчику было поручено заменить покрытие. Однако, в ТОО «ДСУ №14» полагают, что асфальт не только соответствует всем требованиям, но и даже выше по качеству, чем предусмотрено.

 В итоге ДСУ №14 решило доказывать свою правоту в суде и подало иск к заказчику. В свою очередь, отдел ЖКХ также подал исковое заявление о признании подрядчика недобросовестным участником госзакупок, расторжении договора и взыскании неустойки. Пока идут судебные разбирательства все работы на этих двух улицах были остановлены. Конечно, это принесло громадные неудобства, как автомобилистам, так и жителям. Народ высказывал своё возмущение в соцсетях, в телевизионных репортажах. Свой гнев люди выражали главным образом в адрес подрядчика – ТОО «ДСУ №14», полагая, что именно дорожники бросили работу, и оставили недоделанную дорогу. Такое объяснение сложившейся ситуации продвигалось в общественном мнении и через информационные ресурсы городского акимата. Однако, не всё так однозначно, как преподносится городской властью.

 Оба иска были объединены в одно производство. Судебные разбирательства, начавшись ещё ранним летом, завершились только 8 сентября. Почти два месяца длилась экспертиза. Вся суть спора о качестве свелась к тому, что согласно проектно-сметной документации на выравнивающий слой нужно было уложить крупнозернистую асфальтобетонную смесь. А подрядчик уложил мелкозернистую.

Наша справка. «Мелкозернистый асфальтобетон – разновидность дорожно-строительного асфальта, характеризующаяся относительно небольшими фракциями основного заполнителя (щебень или гравий), размер которых находится в диапазоне от 10 до 20 мм. Используется для устройства автомобильных дорог, пешеходных зон и других покрытий. Производится путем смешивания щебня, песка, минерального порошка, битума и специальный присадок (не всегда)» (Источник – сайт asfalt-kachestvo.ru).

  Почему было приято такое решение, в суде пояснил директор ТОО «ДСУ №14» Александр Федосов.

- Если бы мы положили крупнозернистую асфальтобетонную смесь, то асфальтоукладчик её бы вырывал, получились бы гребни, а это брак. При таком небольшом выравнивающем слое,в 3,8-3,9 см, невозможно использовать крупнозернистую смесь.  

 Эксперт, проводившая экспертизу, назначенную по определению суда, пришла к выводу, что никакого ущерба качеству замена не принесла.

- И крупнозернистый, и мелкозернистый асфальтобетон соответствуют стандарту. Применение мелкозернистой смеси не оказало отрицательного влияния на качество. Вообще при выравнивающем слое до 4 см использование крупнозернистого асфальтобетона невозможно, - пояснила в суде Галина Назаренко, директор департамента дорожных конструкций и материалов КазДорНИИ.

 Более того, эксперт отметила, что проектно-сметная документация по среднему ремонту улиц Космическая и Мостовая сделана не очень качественно. Именно в использовании крупнозернистого асфальтобетона заключается ошибка проектировщика. По сути, подрядчик по своей инициативе исправил эту ошибку.

  Мелкозернистый асфальтобетон по качеству даже выше, и дороже по стоимости.

- В договоре есть пункт 5.2. «Работы, выполняемые в рамках настоящего Договора, должны соответствовать или быть выше стандартов, указанных в технической спецификации и (или) проектно-сметной документации». Мы выполнили работы не только в соответствии со стандартами, но и выше стандартов, - говорит юрист ТОО «ДСУ №14».

- К 20 апреля мы уже закончили укладку выравнивающего слоя. Был подписан акт выполненных работ. К нам не было предъявлено ни одной претензии. Лаборатория сделала заключение, что качество мелкозернистой смеси соответствует стандарту. Даже тип и марка обеих смесей совпадают.  Никаких официальных претензий ни через входящую документацию, ни по электронной почте мы не получали, - рассказывает Александр Федосов.

 Вся суть недовольства  заказчика свелась к тому, что укладка мелкозернистой асфальтобетонной смеси является отклонением от технической спецификации и ПСД. Замена не была официально согласована с заказчиком, об использовании другой асфальтобетонной смеси не было принято техническое решение.

- Мы и не отрицали, что использовали мелкозернистый асфальтобетон. Я не открою секрета, если скажу, что так делается очень часто, и не только нами. Согласование происходит в рабочем порядке, без всяких конфликтов. Это обычная ситуация для дорожных работ. Я всю жизнь работаю в дорожной отрасли. Был и в роли заказчика, и в роли подрядчика, но первый раз сталкиваюсь с подобным. Мы не нанесли никакого ущерба. Финансового ущерба нет, качеству ущерба нет. Вся причина только в предвзятом отношении лично ко мне, - негодует Александр Иванович.

 Несмотря на все доводы экспертизы, все доводы здравого смысла, суд не принял их во внимание.  В исковых требованиях ДСУ№14 к отделу ЖКХ о признании акта выполненных работ и оплате за произведённые работы было отказано. А вот иск отдела ЖКХ к подрядчику был удовлетворён почти в полном объёме. ТОО «ДСУ №14» было признано недобросовестным участником государственных закупок  и должно выплатить неустойку более чем в 700 тыс. тенге. Требование о расторжении договора оставлено без рассмотрения.

 -  Основания чисто формальные, ещё раз повторю, что никакого ущерба мы не нанесли. Три месяца транспорт ездит по такому покрытию! Это лучшее доказательство качества! Нам оставалось только уложить щебёночно-мастичный слой, и ремонт был бы полностью закончен. Эту работу можно сделать за две недели! Вся причина в том, что и меня лично, и наше предприятие нужно просто уничтожить, потому что я стал бороться за справедливость. Это те же репрессии, только без лагерей и расстрелов. Сейчас тех, кто посмел высказать критику в адрес власти, уничтожают другим способом! – горестно размышляет Александр Федосов. - Нашему предприятию 60 лет. За это время построено и отремонтировано тысячи километров дорог, сотни мостов. Мы в числе крупнейших налогоплательщиков Кокпектинского района, участвуем во всех социальных проектах. И нас уничтожили!

Напомним, что в 2019 году Александр Федосов выступил с жёсткой критикой акима Усть-Каменогорска  Жаксылыка Омара, направив ему открытое письмо. В прошлом году Федосов также повёл решительную борьбу за честное и справедливое проведение государственных закупок. Поводом стал тот факт, что подавляющее большинство конкурсов по проведению ремонтных работ на улицах областного центра было выиграно двумя фирмами. Директора ТОО «ДСУ №14» поддержал ряд предпринимателей. Тогда по распоряжению акима области Даниала Ахметова была создана рабочая группа для проверки обращения Федосова. Сам Федосов и директор ТОО «ГРК «Топаз» Болат Багадаев не стали участвовать в деятельности группы, поскольку в её состав включили тех, чьи действия обжаловались. Рабочая группа не нашла никаких нарушений. Позднее департамент внутреннего государственного аудита официально подтвердил многие доводы из обращения Федосова, но к тому времени уже все ремонты были проведены и оплачены. Первым Александр Федосов стал говорить и о таком явлении как корректировка проектно-сметной документации в сторону удорожания уже после проведения конкурсов и начала работ. Причём удорожание идёт на миллиарды. Подробно об этом мы писали в статье «Александр Федосов требует отставки всех чиновников, причастных к госзакупкам в дорожной отрасли» (5 января 2021 г.) https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2697933940517291&id=100009021347142

  Что будет дальше с завершением ремонта улиц Космическая и Мостовая – непонятно. Договор пока не расторгнут. Чтобы привлечь нового подрядчика, отделу ЖКХ нужно расторгнуть договор и объявить конкурс на завершение работ. Всё это требует времени и соблюдения юридических процедур. А на календаре уже осень, вот-вот пойдут дожди, грянут  заморозки, словом, не совсем благоприятная пора для дорожных ремонтов. Так что вполне вероятно, что и зимой транспорту придётся ездить по тому выравнивающему слою, который был весной уложен ТОО «ДСУ№14», без верхнего  дорожного покрытия.

 Ну, а Александр Федосов и возглавляемое им предприятие намерены продолжить борьбу, подавать апелляцию, и, если будет необходимость, обращаться в Верховный суд.

 

                                                                           Денис Данилевский          

Похожее