На каком основании введены «дополнительные ограничительные меры»?

08.04.2020

С таким вопросом в редакцию обращаются жители Усть-Каменогорска, предприниматели, общественники.  Мы направили запрос акиму г. Усть-Каменогорска Жаксылыку Омар.

 

                                            Уважаемый Жаксылык Мукашулы!

 

Со 2 апреля частично, а с 6 апреля полностью были введены т.н. «дополнительные ограничительные меры» на территории г. Усть-Каменогорска.

 В связи с многочисленными обращениями читателей просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. На основании какого нормативного документа были введены эти «дополнительные ограничительные меры»?  Есть ли какой-то документ, кроме постановления и.о. главного государственного  санитарного врача ВКО №2 от 30.03. 2020 г.?  Было ли принято постановление, распоряжение или решение акима г. Усть-Каменогорска о введении таких мер? Если было принято, то, где можно с ним ознакомиться?
  2. Статьи 15 и 16 Закона РК «О чрезвычайном положении» предусматривает основные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения. В частности, установление ограничений на свободу передвижения, в том числе транспортных средств, в местности, где введено чрезвычайное положение;  установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности физических и юридических лиц, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Эти меры применяются в местности, где введено ЧП, или на территории РК. Поскольку ЧП Указом Президента было введено с 16 марта на всей территории РК, то и ограничения устанавливаются этим указом или распоряжениями Государственной комиссии по обеспечению режима ЧП. В Указе Президента не предусмотрено ограничение движения транспорта в Усть-Каменогорске, не было таких распоряжений и от ГК по обеспечению режима ЧП, также как и об установлении ограничений на деятельность физических и юридических лиц. В Указе установлено  лишь  приостановление  деятельности крупных торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок  и других объектов с массовым скоплением людей, а также ограничение въезда и выезда на территорию и с территории РК. Почему тогда в Усть-Каменогорске введено ограничение на передвижение людей, транспорта и работу целого ряда предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса? Каким правовым актом эти ограничения регулируются, и какой правовой акт были издан акимом города по этому поводу?
  3. Об установлении ограничений на передвижение населения, транспорта и работы ряда предприятий и субъектов МСБ, введении пропусков говорилось лишь в обращении акима ВКО Даниала Ахметова к населению. Является ли обращение акима ВКО нормативно-правовым актом? Если не является, то, получается, что ограничения введены без всякого нормативно-правового акта?
  4. Каким документом установлено введение пропусков на передвижение населения и транспорта в чётные и нечётные дни? А также пропусков для работающих, т.н. «спецпропусков»?
  5. Каким нормативным актом определяется отнесение предприятия или субъекта малого и среднего бизнеса к «сфере жизнеобеспечения»? Каким нормативным актом определяется, что предприятие или субъект МСБ не относится к «сфере жизнеобеспечения»? Были ли определён акимом города полный список предприятий, относящихся к этой сфере, и не относящихся, и утвержден ли этот список официальным документом?
  6. Выдано ли каждому предприятию и субъекту МСБ предписание о приостановлении его деятельности с указанием причины приостановления? 
  7. Отказ от выдачи спецпропусков для работающих на предприятиях и субъектах МСБ, не относящихся к «сфере жизнеобеспечения» (судя по всему, произвольно определённым) – это вмешательство в предпринимательскую деятельность. Как будут компенсированы убытки остановленным предприятиям и субъектам МСБ, кроме выплаты 42 500 тенге их сотрудникам?
  8. Почему т.н. спецпропуска не были изготовлены своевременно, почему не была организована их выдача в нескольких местах во избежание скопления людей, гигантских очередей, что недопустимо в сложившихся эпидемиологических условиях? Почему люди стояли в очередях и полной неизвестности часами, до вечера или до ночи, как это случилось 4 апреля, когда предприниматели пришли в городской акимат, и лишь после этого «марша» дело, наконец, сдвинулось? 
  9. Почему должным образом не проинструктированы полицейские и военнослужащие Национальной гвардии о принимаемых ограничительных мерах, что привело к фактам грубейших нарушений прав человека уже 4-5 апреля, когда ещё не действовало ограничение на передвижение людей? Были ли переданы в ДВД ВКО и отделы полиции города все документы по ограничительным мерам, разработана ли памятка для полицейских и военнослужащих Национальной гвардии?

 

После получения ответов мы продолжим наше расследование о законности т.н. «дополнительных ограничительных мер» в г. Усть-Каменогорске. По ситуации в г. Семей мы пока не владеем полной информацией.  На наш взгляд, поскольку режим ЧП введен на всей территории РК, то все ограничительные меры должны определяться либо Указом Президента РК, либо распоряжениями Госкомиссии по обеспечению режима ЧП. Даже если бы ЧП вводилось лишь на территории ВКО или только в Усть-Каменогорске, то и в данном случае ограничения устанавливаются  либо этими органами, либо назначаемым Президентом комендантом местности. Кстати, и комендантский час так называется потому,  что вводится приказом коменданта местности. А у нас, по сути, введен комендантский час для передвижения на личных автомобилях с 21-00 до 5-00. А на каком основании?  Также, согласно закону,  дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

  Все аспекты режима чрезвычайного положения довольно чётко оговорены в Законе «О чрезвычайном положении». Закон нужно соблюдать всем, независимо от того, чрезвычайное ли положение, или обычное. Или мы переходим к беззаконию, что в условиях использования силовых органов и даже военнослужащих весьма и весьма опасно.

 Подчеркну, что речь идёт лишь о законности принятых мер, а не об их целесообразности. Наверное, они в данный момент необходимы, хотя на этот счёт существуют разные мнения, и введённые ограничения, как у нас, так и в других странах, многие считают излишними. Этот спор может решить только время и практика.

 

               Денис Данилевский

На фото автора: 4 апреля 2020 г. Представители малого и среднего бизнеса штурмуют здание на ул. Чехова (бывшая Кирова), 33, где находится отдел предпринимательства, в надежде получить заветный пропуск для работников и для транспорта.

Похожее