Подсыпем солью…

27.01.2023

И снова известный юрист, журналист, правозащитник, председатель общественного объединения «Право и Справедливость» Алексей Божков в одиночку выдвигает требования к органам власти. Он добивается, чтобы коммунальные службы Усть-Каменогорска прекратили посыпать дороги и тротуары технической солью.

И снова известный юрист, журналист, правозащитник, председатель общественного объединения «Право и Справедливость» Алексей Божков в одиночку выдвигает требования к органам власти. Он добивается, чтобы коммунальные службы Усть-Каменогорска прекратили посыпать дороги и тротуары технической солью.

 Алексей Николаевич – единственный юрист в городе, использующий новые возможности Административного процедурно-процессуального кодекса по обращению в органы государственной власти с требованием возбудить административную процедуру по самым различным вопросам и проблемам жизнедеятельности областного центра. Делает он это важное дело за свой счёт, тратит время, и немалое, нервы,  при этом ничего не зарабатывает, кроме опыта и авторитета.  А ведь время и силы ему необходимы, чтобы вести платные дела и зарабатывать на жизнь, на семью. Но такая уж у него натура – не может он спокойно видеть разгильдяйство, некомпетентность, равнодушие власти, превышение или злоупотребление властью. И, как юрист, общественник,  он делает всё возможное, чтобы заставить власть работать хотя бы относительно нормально.

 На этот раз он выдвинул требования к городскому отделу ЖКХ. «Мне стало известно об использовании реагентов (в частности, соли) на дорогах Усть-Каменогорска, что запрещается правовыми актами. Кроме того, вами осуществлен закуп соли для указанных целей. Поскольку любые реагенты, включая соль, приводят к разрушению почвы, негативному влиянию на обувь, одежду, транспорт и легкие человека, использование их на дорогах Усть-Каменогорска является нарушением прав человека», - пишет Алексей Божков в своём заявлении. И требует: «Прекратить использование реагентов при борьбе со снегом на дорогах Усть-Каменогорска. Предоставить заключение СЭН о воздействии на человека и растительность, а также и сертификаты на имеющиеся реагенты».

 Заявление поступило и в городское управление санитарно-эпидемиологического надзора (СЭН). Божков требует:  «Произвести забор проб на наличие реагентов в снегу. Произвести смывы с моего транспортного средства на наличие реагентов. Произвести анализ реагентов и дать заключение об их воздействии на окружающую среду, технику, одежду, обувь и организм человека». Такое же заявление направлено и в областной филиал Казгидромета, в департамент экологии по ВКО.

 Как всегда, началась эпопея с отписками, пересылкой заявлений из ведомства в ведомство, и заверениями, что «это не наше дело, не входит в компетенцию».  Обычные чиновничье-бюрократические способы. Именно так ответил Казгидромет. Департамент экологии и вовсе посчитал обращение как дубликат и не стал регистрировать – дескать, уже было подобное. Теперь Алексей Божков через министерство экологии и природных ресурсов добивается, чтобы областной  департамент экологии хотя бы зарегистрировал заявление. Городской отдел ЖКХ пока не дал никакого ответа, хотя заявление поступило 14 января.

 Управление СЭН по г. Усть-Каменогорску  всё-таки возбудило административную процедуру. Но сразу предупредило заявителя, что результат будет отрицательным. При этом санврачи ссылаются на ВК филиал Национального центра экспертизы. Кстати, это также структурное подразделение комитета санитарно-эпидемиологического контроля минздрава РК.

 Так вот, Национальный центр экспертизы, куда обратилось городское управление СЭН, сообщил:  «проведение исследований противогололёдного реагента в снегу (хлористого натрия (соли), а также проведение смыва с автомобильного транспорта на наличие данного реагента не проводятся, т.к. данный показатель не входит в региональную номенклатуру лабораторных исследований и в область аккредитации». «В связи с чем, дать оценку воздействия вышеуказанного реагента на организм человека не представляется возможным» - пишет и.о. руководителя городского управления СЭН А. Сагындыков. И, наверное, удовлетворённо расслабляется в кресле. Повод для отписки найден.

 Хорошая логика у санитарных эпидемиологов – делать только те исследования, которые входят в утверждённый список. Вот появилась проблема – исследовать влияние на здоровье, на транспортные средства противогололёдной соли. А не будем мы делать такие исследования! Нет их в списке! А как же тогда станут поступать санврачи, к примеру, с неизвестным вирусом? Тоже не станут исследовать в лаборатории? Будут ждать, когда дополнят список, а в это время людям останется только страдать и сдыхать?  

 В любом случае Алексей Божков твёрдо намерен пройти весь путь. Если госорганы не примут решение в пользу горожан, то он будет обращаться в суд.

 Тема использования соли в качестве противогололёдного материала приобрела огромный резонанс после сообщения о закупке коммунальным предприятием «Таза Оскемен» 1000 тонн хлористого натрия за 27,5 млн. тенге. Эта новость стала известна 11 января после опубликования результатов госзакупок. В последующих материалах в СМИ была информация, что департамент экологии якобы не выдал разрешения на использование соли. Хотя соль использовалась в городе и ранее, и в 2020-м, и в прошлом году, закупки материала также производились в больших количествах.

 В репортаже на эту тему на телевизионном 31 канале своё мнение высказал известный эколог Даулет Асанов: «А это уже загрязнение окружающей среды. Снег у нас вывозится из города на полигоны. Их несколько в городе. Это просто неподготовленный рельеф местности, куда снег складывается всю зиму, и весной, естественно, все тает и идет на рельеф местности, то есть загрязнение подземных вод, поверхностных вод».

В этом же репортаже есть и точка зрения инженера-химика Светланы Полянских: «Естественно, эта соль совместно с грязью, песком, шлаком, которым они посыпают,  создает агрессивную смесь, которая и разъедает потом обувь. При попадании на кузов, например, если речь идет об автомобиле, тоже образуются растворы, которые способствуют ржавчине».  https://www.youtube.com/watch?v=eskbt7wzDSs

 Интересно, что за несколько дней до тендера директор ГКП «Таза Оскемен» отрицал использование соли в качестве материала для подсыпки дорог и тротуаров.

«- Темно-коричневый цвет снега связан с тем, что мы подсыпаем дороги песком, — отметил директор предприятия Асхат Таженов. — А касательно того, что снег не утаптывается… Вы, наверное, обратили внимание, что в последние несколько недель стоит умеренно теплая погода. В связи с этим и образуется каша», - сообщил 7 января  сайт Noks.kz.

 «На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

  Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы. Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей. В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры»- такую информацию можно узнать на сайте

https://instapie.biz/blog/zachem-posypayut-dorogu-solyu-chem-eto-polezno-i-chem-vredno/.

«Реагенты на пользу автомобилям не идут и провоцируют появление коррозии. Так как чаще всего лакокрасочное покрытие повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках, самое простое решение – установить локеры и брызговики. Также можно защитить кузов с помощью ламинирования» - советуют автомобилистам  на сайте https://news.myseldon.com/ru/news/index/246507406.

В Интернете немало фотографий и видео, где запечатлены акции протеста против использования соли против снега и гололёда. Возмущаются применением соли и жители Алматы, - сообщает сайт Zakon.kz.

«Дорожная соль может просачиваться в близлежащие к дорогам поверхностные и грунтовые воды, загрязнять резервуары и колодцы с питьевой водой. Высокий уровень натрия в питьевой воде влияет на людей с высоким кровяным давлением, а высокий уровень хлоридов в поверхностных водах опасен для некоторых рыб, насекомых и амфибий. Как только соль попадает в экосистему, она может стать постоянной проблемой.  Кроме того, излишки дорожной соли накапливаются на придорожных участках, убивая придорожные растения, вытесняя минералы или поглощая воду, что называется физиологической засухой» - сообщает экологический сайт https://ecologyofrussia.ru/posypat-zimoy-dorogi-solyu-nebezopasno-dlya-ekosistem/

   Здесь же даются и рекомендации – как содержать дороги зимой без серьёзных последствий: «Предлагается делать дорожное покрытие по новым технологиям, более пористое. Оно уменьшит сток с дорог, а также снежный и ледяной покров. Пористое или водопроницаемое дорожное покрытие позволяет просачиваться стоячей воде.

Также ученые советуют внимательно следить за прогнозом погоды и перед прогнозируемым снегопадом наносить на дороги соляной раствор (23,3% раствор соленой воды). Этот метод предотвращает образование инея на тротуаре. Кроме того, подсчитано, что до одной трети сухой соли, выходящей из разбрасывателя, отскакивает прямо в придорожную канаву, прежде чем вообще растаять, тогда как рассол остается на месте.

Другие альтернативы включают добавление в антигололедный раствор биоразлагаемых веществ, таких как свекольный сок, рассол и патока. Они снижают температуру замерзания воды, замедляя образование льда; улучшают сцепление с дорогой и делают раствор более липким, поэтому меньше соли разбрызгивается с дорог и тратится впустую».

Материалы о подсыпке солью вызвали бурное обсуждение в социальных сетях и на сайтах. Читатели написали сотни гневных комментариев. Сомнения вызвала и сумма закупки. Но дальше комментариев дело не пошло. Только Алексей Божков начал реальную борьбу за такой способ зимнего содержания дорог и тротуаров, который не будет вредным для здоровья, имущества и экологии.

  Контакты Алексея Божкова – на его странице в Facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100023647626213&mibextid=ZbWKwL

 

           Денис Данилевский

Похожее