Реалии Усть-Каменогорска: маршрут №46 – ни одного автобуса на линии

11.03.2021

Такая ситуация сложилась сегодня, 10 марта, в областном центре ВКО. На последнем ещё «живом» автобусе 46 –го маршрута мне довелось проехать несколько остановок: от «М. Горького» до «Радуги». Дело было в полдень. Едва мы тронулись, кондуктор обратила внимание, что пол в салоне заливает водой. Её версия о перевернувшемся ведре не подтвердилась, ведро благополучно стояло на месте. Один из пассажиров указал на шланг, из которого вода била хоть и тонкой, но сильной струёй. Само устройство, к которому был присоединён шланг, располагается возле кондукторского места. Пообщавшись, водитель и кондуктор решили, что доедут до конечной, и вызовут аварийную службу.

 Но и этим планам не суждено было осуществиться. Через несколько минут пассажиры, сидевшие на задних сиденьях, почувствовали запах дыма. Задымление ощущалось всё сильнее, и уже было видно невооружённым глазом во всём салоне. Доехали до остановки «Радуга», и автобус остановился. Мы вышли на воздух. За это время общительная кондуктор успела рассказать, что их автобус – единственный, оставшийся на линии. Всего вышло три автобуса на 46-й маршрут, но два сломались. Да и этот уже успел сломаться, съездить в парк, и снова выйти на линию.

 Автобус дожидался аварийки, а пассажиры – маршрута №60. Только в этот маршрут можно было пересесть и продолжить путь без оплаты. Подошедшие 17-й и 33-й – из другой автотранспортной компании, значит, нужно брать билет. Минут через 15 подъехал 60-й, и мы, наконец, добрались до своих остановок. Автобус был переполнен. Оказалось, что здесь едут пассажиры с трёх рейсов. Ранее подобрали бедолаг из застрявшего в снежной каше 60-го, и теперь нас, со сломавшегося 46-го.

 На какое-то время столь важный маршрут, связывающий огромный левобережный жилой массив с центральной частью города, рынком, УК вокзалом, остался вовсе без единого автобуса! Таковы реалии общественного транспорта Усть-Каменогорска.

 И дальше, судя по всему, будет ещё хуже. На отчётной встрече акима областного центра Жаксылыка Омара с жителями левобережного района больше всего вопросов было задано именно по работе общественного транспорта. Люди говорили о долгих ожиданиях на остановках, переполненных автобусах, просили об открытии новых маршрутов. Сам аким с гордостью рассказывает, что население в 19 микрорайоне достигает уже 20 тысяч человек. Но, видимо, он не знает, что добраться туда на общественном транспорте весьма проблематично. Власти всего лишь элементарно продлили уже существовавшие маршруты 17, 46, 60 до конечной на пр. Есенберлина. В результате уже с конечной остановки автобусы идут заполненными. Жителям других кварталов теперь уже огромного района, именуемого в народе «КШТ», почти невозможно втиснуться в салон, чтобы добраться в центр города.

 Жаксылык Омар на все вопросы отвечал бодро и уверенно. Просите добавить автобусов – добавим. Сократить интервал движения – сократим. Организовать новые маршруты – изучим, организуем. Он поднимал присутствовавших в зале представителей автотранспортных компаний и давал поручения. Их попытки заикнуться о проблемах с изношенными автобусами, о нехватке водителей он сразу пресекал: «Это ваши проблемы, работайте, решайте». Прошло уже больше месяца после отчётов акима. И что? Добавили, увеличили, открыли?

Для того, чтобы понять весь трагизм ситуации в общественном транспорте Усть-Каменогорска, нужно этим транспортом пользоваться. Конечно, замечательно, что аким области Даниал Ахметов, как он сказал, «ездит по городу и хорошо видит, что автобусы в Усть-Каменогорске не лучшего качества». Но, одно дело, видеть эти автобусы из окна служебного автомобиля представительского класса, а другое – ехать в таком автобусе в час «пик» после часового ожидания на морозе.

 Чем руководствуются власти региона и города, доводя автобусные перевозки до такого состояния? Или это полная некомпетентность, или какая-то закулисная схема по уничтожению действующих перевозчиков и выводу на рынок городского пассажирского сообщения другого игрока?

 Сейчас часто говорят, что в любой сфере деятельности оценку должны давать специалисты, кидая камень в авторов комментариев в социальных сетях или в журналистов. Дескать, сидят, ничего не понимают и пишут свои суждения дилетантов. Про специалистов, конечно, верно. Каждый должен заниматься своим делом. Сейчас у нас специалистов полно, просто небывалое число специалистов, да ещё и с несколькими высшими образованиями! Только вот дела под руководством таких специалистов почему-то идут всё хуже и хуже.

  Например, аким города Жаксылык Омар в 40 лет имеет три высших образования -  Алматинский государственный университет имени Абая (2001 г.), Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет (2010 г.), Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (2018 г.). Также он магистр экономических наук.

 Его задача, как акима города, как дипломированного экономиста, и его подчинённых – принять управленческие решения, создать условия для бесперебойной работы общественного транспорта и комфортного обслуживания пассажиров, пусть даже и все пассажирские автобусные перевозки осуществляются частными компаниями.

Взаимоотношения власти и государства в сфере транспорта чётко определены законом. Государство выплачивает субсидии за перевозки по социально-значимым маршрутам, компенсирует затраты на перевозку льготных категорий пассажиров, проводит конкурсы и заключает договоры на обслуживание маршрутов, устанавливает стоимость проезда в городском транспорте, определяет налоговую политику, может оказывать другие формы поддержки общественного транспорта.

 В Усть-Каменогорске в результате многолетних действий властей сложился замкнутый круг транспортных проблем. Субсидии предусмотрены законом, но не выплачиваются. Городские власти говорят, что станут их выплачивать частникам только в случае полной открытости их финансового состояния. Для этого вводится электронное билетирование. Систему смонтировали, но в автобусах она до сих пор не начала действовать, поскольку власть не торопится решать те вопросы, которые ей задают перевозчики. Резонные вопросы, о которых мы уже писали (см. статью «Грустный автобус», 9 февраля 2021 г.). Пока эти вопросы не будут решены, перевозчики не подпишут договор об электронном билетировании. Минул месяц, но, ни одна проблема не сдвинулась с места.

 Льготы на проезд теперь установлены решением маслихата. Но источник финансирования не определен. Льготников продолжают перевозить за свой счёт частные фирмы.

 Конкурс на обслуживание маршрутов не проводится уже три года! Всё это время перевозчики работают в подвешенном состоянии. Ни один банк не выдаст кредит без договора с заказчиком. Сегодня ты работаешь, а завтра тебе скажут «До свидания». Кто в таком состоянии будет закупать новые автобусы и вообще думать о будущем? День прошёл, и то хорошо.

 В итоге всё зависло, как в «глюкнутом» компьютере. Колёсико крутится, а изображения нет. Всё катится по старому, по инерции, и никто не может сказать – что же будет дальше? А для чего у нас городская власть во главе с магистром экономических наук? Чтобы дойти до того дня, когда встанут и задымятся, развалятся на ходу все автобусы, выпущенные в 80-х – 90-х годах прошлого века? Или ждать конца сказки о 100 новых автобусах, которые сначала хотели купить за счёт кредита ЕБРР, а теперь за счет Банка развития Казахстана? Только к тому времени  есть риск, что уже некому будет садиться за руль.

 Пока ни один «специалист» не может дать чёткого и ясного ответа на эти вопросы. Но эти «специалисты» ездят на служебных машинах, купленных и содержащихся за счёт бюджета. А вот большинство налогоплательщиков – в старых и переполненных автобусах. И эти два мира никак не пересекаются.

 В этих условиях издевательством выглядят нормы, устанавливаемые главным санитарным врачом. О том, что заполняемость общественного транспорта должна быть только по числу сидячих мест. Что в часы пик нужно увеличивать количество подвижного состава. Они сами хоть понимают, что пишут, или что подписывают?! Или видят мир только из окна служебного автомобиля?

               Денис Данилевский

Похожее