Дождутся ли старики «новой жизни»?

29.10.2019

 «Новая жизнь» - под таким обнадёживающим названием областной филиал партии народных коммунистов (КНПК) провёл общественную дискуссию, посвящённую проблемам людей пенсионного возраста.

     А таких проблем, конечно, полно. Вот только некоторые вопросы, поднятые на дискуссии: обеспечение бесплатными лекарствами; льготный проезд для пенсионеров на отдельных маршрутах общественного транспорта; отсутствие единого подхода по доступу пожилых людей в специализированные общественные центры,  и многие другие.

                 Отношение к пожилым – показатель нравственного состояния государства и общества

     По данным  Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в Казахстане на 01.09. 2019 года проживает 2 млн. 171, 2 тысячи  пожилых людей. Согласно прогнозам казахстанских экспертов, к 2030 году доля населения в возрасте 65 лет и выше увеличится до 11.5% от численности всего населения страны, то есть налицо тенденция по старению нации.

      Такая тенденция требует незамедлительной реакции со стороны государства и общества, в том числе  социальных и  правовых мер. Однако, несмотря на то, что государством предпринимаются определённые шаги в формировании прав пенсионеров, единого юридически обязательного универсального документа, закрепляющего основные права, льготы и социальную защиту пожилых людей, нет до сих пор. Имеющееся законодательство РК закрепляет немало прав пожилых людей, однако, данные нормы содержатся в различных законодательных актах (Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Кодекс «О браке и семье» и другие). Такая разрозненность законодательства не защищает пожилых людей в достаточной степени и не обеспечивает им достойный уровень жизни. Отсутствие единого чёткого набора прав пожилых людей приводит к не информированности пенсионеров, которые в силу своего возраста могут не знать о своих правах и льготах, порядке применения той или иной нормы.

     Действительно, у нас есть ворох различных ведомственных нормативных актов, в которых отображены нормы для пожилых людей, однако разобраться, найти необходимое для пенсионера, зачастую бывает очень непросто. Ведь это только в высоких кабинетах считают, что у нас чуть ли не поголовная компьютеризация населения, что доступ к социальным сетям имеет каждый. Нам со всех высоких трибун говорят, что в  ЦОНах,  общественных приёмных различных уровней, ведомственных и акиматовских канцеляриях, и Бог весть в каких ещё угодно подобных многочисленных (это действительно так) учреждениях, на любой вопрос или запрос сразу можно быстро получить компетентный ответ. В реальности, как правило, человека заставляют самостоятельно бегать из кабинета в кабинет, от одного ведомства в другое. Пожилые люди испытывают трудности в общении, передвижении, самообслуживании. У них нарушена ориентация в пространстве, во времени, в собственной личности,  частично утеряна способность контролировать собственное поведение, ухудшается память.  И разобраться порой в этом чертополохе различных ведомств, нормативов, положений, бывает зачастую сложно и молодому человеку, а не то, что какой-нибудь старушке преклонных годов.

  Только в Усть-Каменогорске 5 солидных государственных учреждения – областное Управление координации занятости и социальных программ, Управление здравоохранения ВКО, департамент социальной защиты населения, городской отдел по тому же направлению деятельности и филиал ЕНПФ – которые по своей специфике работы обязаны заниматься,в том числе, и решением вопросов пожилых людей, инвалидов и других уязвимых категорий населения. Куда идти? Кто поможет? В этом пожилым людям разобраться бывает совсем непросто. К тому же, кроме общегосударственных, существуют и региональные нормативы, и это зачастую окончательно запутывает ясное понимание своих прав у людей пожилого возраста.

     К примеру, в ряде регионов Казахстана действуют различные льготы по проезду на общественном городском транспорте. Если в г. Нур-Султан правом бесплатного проезда обладают участники Великой Отечественной войны и лица приравненные к ним; пенсионеры по возрасту и выслуге лет, а также получатели социальных пособий по возрасту и по случаю потери кормильца; многодетные матери и семьи: инвалиды; дети-инвалиды до 18 лет, в том числе, одному из родителей такого ребёнка, то, например, в Усть-Каменогорске бесплатный проезд доступен лишь ветеранам войны, инвалидам первой группы, а пенсионерам старше 70 лет предусмотрена лишь скидка, да и за неё идут бесконечные споры с переменным успехом между городским акиматом и автоперевозчиками.

    Не на должном уровне и организация работы по снабжению пожилых людей лекарствами. Как правило,  в начале года ощущается нехватка некоторых лекарств из-за несвоевременного финансирования. Отдельные врачи находят выход – выписывают двойные порции в декабре, чтобы в первые месяцы нового года нехватка лекарств не ощущалась так остро. Вместе с тем, как говорят сами пожилые люди, многие льготные лекарства, которые выдаются бесплатно, дешёвые, но не эффективные. Актуальной остаётся проблема приобретения необходимых лекарственных препаратов, не входящих в перечень лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

     Есть проблемы и по санаторно-курортному лечению. В льготных санаториях лечатся все подряд – пенсионеры, инвалиды и другие, из-за большого количества желающих пройти курс лечения иногда не хватает путёвок и приходится ждать своей очереди годами. Представитель областного Управления координации занятости и социальных программ Дина Байбудинова подтвердила:

  - Все профилактории ВКО могут за один год обслужить немногим более 5 тысяч пациентов, тогда как в очереди сейчас находится 20 тысяч человек, то есть, очередь на 4 года вперёд!

    И ведь не факт, что каждый желающий подлечиться пенсионер дождётся своей очереди, учитывая неумолимый возраст. А ведь там, где очередь, всегда присутствует соблазн её обойти любыми способами.

    Другим вопросом для пенсионеров, требующим своего ясного разрешения, являются налоги. Определённые категории  освобождены от уплаты налогов (на имущество, на транспорт, земельный налог). И лишь в одном случае, к неплательщикам налога на имущество для физических лиц отнесены отдельно проживающие пенсионеры. Этого слишком мало для страны, постоянно напоминающей устами своих высоких должностных лиц, что Казахстан успешно продвигается по пути развития сильного социального государства. А если это действительно так, то почему бы не освободить пенсионеров от налога на транспортные средства, да и от уплаты ИПН работающих пенсионеров по возрасту? Не хватает денег в бюджете для дополнительных льгот на пенсионеров? Так вы понастойчивее попросите у тех 162 казахстанских семей, которым принадлежит 55% всех богатств Казахстана, глядишь, откликнутся, поделятся. Впрочем, это не осуществимые грёзы.

      Ещё один злободневный вопрос – условия для досуга пенсионеров и проживания одиноких ветеранов. Было отмечено, что  предпринимаемые государством меры явно не достаточны и не соответствуют нормам успешных стран, куда стремится и Казахстан. Да, у нас в Усть-Каменогорске есть приличные центры досуга пенсионеров. Здесь можно привести примеры Центральной областной библиотеки им. Пушкина, домов культуры и досуга наших флагманов цветной металлургии, но это, пожалуй, и всё. В целом же по городу, хоть и имеются  подобные центры, но многие выглядят не слишком привлекательно для пожилых людей – какие-то малоприспособленные комнаты в разномастных по своему назначению зданиях, иногда в подвальных или цокольных помещениях жилых домов или на территории предприятий, в тесноте комитетов местного самоуправления, бывших детсадах,  и тому подобное. Такие помещения вмещают иногда не больше 15 человек, недостаточно оборудованы и оснащены, и, по словам пенсионеров, не отвечают современным требованиям.

     Вот два разных примера на эту тему, причём не драматичных, а вполне себе обыкновенных, из микрорайона Аблакетка.

    Пример первый. Ещё 8 лет назад, пройдя перед этим десятки различных кабинетов, местная гражданская активистка Мария Жданова, в попытке найти какое-нибудь приличное помещение для досуга ветеранов микрорайона, обратилась за поддержкой к Токану Чайжунусову. Токан Жакиянович в своё время руководил  мощным региональным трестом «Агропромстрой», на балансе которого были сотни различных хозяйственных объектов.  В том числе и здание в посёлке Аблакетка, в котором, когда-то давно, с 50-х годов прошлого века и располагался центральный управленческий аппарат треста. За четверть века, начиная с середины 90-х годов, здание практически бездействовало, пришло в полуразрушенное состояние. Однако рачительный хозяин в лице Токана Жакияновича, вдохнул в здание новую жизнь. По его инициативе и на его средства здание отремонтировали и перепрофилировали частично в жилое общежитие, а часть помещений передали под городские службы ( в нём сейчас располагаются – медицинский вытрезвитель, опорный пункт полиции, детская школа творчества). Нашлось место там и коллективу пенсионеров. Однако, в этой бочке с мёдом нашлась и своя ложка дёгтя. Дело в том, что пристройку к зданию, где помимо центра досуга пенсионеров располагается и детская школа творчества, передали на баланс городского отдела образования, а значит, у помещений в этом крыле здания появился новый хозяин. Со временем этого хозяина стало тяготить присутствие пенсионеров в «его владениях», начались мелкие склоки, кляузы, ущемления возможностей центра досуга пенсионеров. Сейчас ветераны уже далеко не вольны во времени, сроках и объёмах проводимых ими собственных мероприятий. Вроде их не выгоняют из помещения, но и почувствовать себя свободными хозяевами, тоже не дают. А это очень дискомфортное чувство, тем более для пожилых заслуженных людей. Это пример отношения современных чиновников к пожеланиям пенсионеров.

      Пример второй. В том же микрорайоне действует ещё один клуб ветеранов, другого прежде хозяйственного гиганта – УК конденсаторного завода. Некогда могучий завод, на котором раньше держалось не менее половины всей социальной инфраструктуры микрорайона, давно перешёл в частные владения. Новые хозяева предприятия, первым делом практически отказались от своего социального присутствия в жизни микрорайона, в котором по - прежнему проживают многие сотни ветеранов, честно отработавших на заводе.  На предприятии практически полностью сохранились служебные помещения, которых вполне хватило бы для организации достойного досуга своих ветеранов.  Численность сотрудников завода по сравнению с советским периодом сократилась в разы. А ветераны завода, как брошенные сироты, снимают явно не приспособленное помещение для хора ветеранов УККЗ, на другом предприятии посёлка – ТОО «Гидросталь».  Руководитель «Гидростали» Анатолий  Синицын протянул свою руку помощи. В очередной раз доказал, что является на сегодняшний день главным, и чуть ли не единственным спасителем всех «сирых и притеснённых» в посёлке. Но ведь это не  выход из положения для пенсионеров. Таков пример разного подхода к проблеме пенсионеров нашего современного бизнес-сообщества.

      Что касается темы проживания одиноких пенсионеров, то это проблема драматическая. Тут можно приводить множество примеров равнодушия к ним социальных служб, беззащитности стариков перед реалиями современной жизни и многое, многое… К сожалению,  тенденция, когда дети стараются побыстрее  покинуть стариков, увеличивается во всём урбанизированном мире, и Казахстан здесь не исключение.  Есть и отпрыски -  конченые тунеядцы, живущие на пенсии своих престарелых родителей и на их же жилплощади иногда до собственной пенсии. Конечно, всю вину за одинокость беспомощных стариков можно переложить исключительно на их детей, оставив социальную помощь и ответственность государства в нейтральной позиции. Однако здесь следует спросить:  а как же современное воспитание, которое наши дети и внуки получают в государственных учреждениях образования? Где юридическая защита пенсионеров в таких случаях и ответственность их детей? Какими способами планируют государственные службы оказывать им действенную поддержку сейчас и в недалёком будущем? Пока вразумительных ответов на эти и другие вопросы мы от государственных служб не слышим. В своих монотонных отчётах или ответах на запросы, как правило, приводятся какие-то немыслимые цифры об «обогретых, пролеченных, накормленных», хотя любому сведущему горожанину, например, известно, что бесплатных столовых для стариков и бедных в нашем городе нет. И на каком секретном объекте таких нуждающихся кормят?

 О положении одиноких стариков мы поговорим на конкретных примерах в следующей публикации.

                                Сергей Михеев

Похожее