Доживём до национализации?

28.03.2022

Собственность Семьи перейдёт государству. А дальше что? Предприятия снова выставят на приватизацию? При таком раскладе теоретически объекты снова могут перейти Семье, только уже за реальную стоимость. А вероятнее всего, их смогут приобрести другие «нужные люди». Тогда это будет не восстановление справедливости, а элементарный передел.

«При правительстве Казахстана начала свою работу комиссия по демонополизации экономики республики.

По информации пресс-службы премьер-министра, в состав комиссии вошли первые руководители агентств по противодействию коррупции, финансовому мониторингу, защите и развитию конкуренции, члены правительства, представители Генпрокуратуры и АО "Самрук-Казына».

«Задачей комиссии является выработка предложений по демонополизации. В частности, в рамках работы комиссии будут рассматриваться вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и в других отраслях», – сообщили в пресс-службе Кабмина.

На первом заседании комиссии при участии министра финансов Ерулана Жамаубаева и заместителя генпрокурора Булата Дембаев глава правительства Алихан Смаилов поручил в недельный срок внести в Кабмин предложения по механизмам передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов».

 Это довольно сухое официальное сообщение означает, что, всё-таки, постепенно, но Семью первого президента будут лишать её огромной собственности, огромного богатства, которое народ называет «ЗАО «Казахстан». Судя по перечисленным сферам экономики, в которых будут возвращать необоснованно приватизированные объекты, речь, в первую очередь идёт именно об активах Семьи Нурсултана Назарбаева. Именно в телекоммуникациях, железнодорожной отрасли, медиа и сосредоточено богатство Семьи, впрочем, как и в других отраслях. Гораздо сложнее сказать, в какой отрасли Семья не присутствует.

 Этот вопрос витает в воздухе сразу после январских событий. Тогда представителей Семьи стали не только решительно смещать со всех властных постов в государственных и общественных организациях, но и кое-кого арестовывать, возбуждать уголовные дела. При этом речь о лишении Семьи её собственности в тот момент не шла, что вызывало в обществе разочарование и недоумение. Высказывались мнения, что отстранением членов Семьи от властных рычагов всё и ограничится. Но при сохранении экономического могущества Семья неизбежно включится в политическую борьбу -  явно, или за кулисами через своих доверенных лиц. Тем более, что готовятся изменения в закон о политических партиях в части упрощения регистрации, снижения порога численности с 20 до 5 тысяч членов. Имея несметные финансы, клану Назарбаева ничего не стоит создать пару-тройку партий, и через них, а также через СМИ, НПО, своих людей в госструктурах вести борьбу в надежде на реванш. Наверное, именно поэтому президент Касым-Жомарт Токаев и стремится  довести дело до логического конца, лишив клан «необоснованно приватизированных объектов». 

 Что означает «необоснованно приватизированный объект»? В законодательстве не удалось найти такое понятие. Самый первый закон, регулирующий процесс продажи или передачи государственной собственности в частную, был принят ещё в Казахской ССР.  Это был Закон от 22 июня 1991 года (многие обратили внимание на символическую дату принятия закона) «О разгосударствлении и приватизации». Кстати, в этом законе была предусмотрена и безвозмездная передача госимущества в частную собственность, чем, несомненно,  воспользовались «нужные люди», либо близкие к власти, либо сами находящиеся во власти. Такая форма продажи, как закрытый тендер, также явно была предусмотрена для «своих».

 В 1995 году был принят новый закон «О приватизации».  Весьма примечательный момент – лишь в 2000 году было принято постановление правительства «О перечне объектов госсобственности, не подлежащих приватизации». К этому времени часть стратегических предприятий, видимо, уже успела перейти в частную собственность. Да и по принятому перечню ограничения действовали только до 2006 года. Например, в перечне был запрет на приватизацию водохозяйственных объектов, в том числе водохранилищ и плотин. После 2006 года их успешно приватизировали, а чуть позже произошла трагедия с прорывом дамбы в Кызылагаше, унесшая более 40 жизней.

 В действующем Законе «О государственном имуществе» лишь один пункт подходит под понятие «необоснованно приватизированный объект» -  это возврат имущества, переданного по сделке, признанной недействительной. В ст. 35 п.2 говорится, что «в случае признания судом недействительной сделки, на основании которой государственное имущество перешло в частную собственность физических или юридических лиц, такое имущество возвращается государству, а при невозможности вернуть имущество в натуре его стоимость возмещается в деньгах». Этот процесс отличается от национализации. «Национализация может быть осуществлена в общественных интересах в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан с соблюдением надлежащего законного порядка и произведена без дискриминации при условии предварительного и равноценного возмещения Республикой Казахстан рыночной стоимости национализируемого имущества и других убытков. Национализация является исключительным случаем (исключительной формой) отчуждения имущества, находящегося в собственности физических лиц и негосударственных юридических лиц, и осуществляется только после полного исчерпания всех иных возможных форм отчуждения имущества, предусмотренных Гражданским Кодексом Республики Казахстан» - так гласит ст. 54 Закона РК «О государственном имуществе». Т.е. если сделка приватизации будет признана судом недействительной, то имущество возвращается государству безвозмездно, либо в натуре, либо деньгами. А при национализации, наоборот, государство должно компенсировать бывшему собственнику рыночную стоимость национализируемого имущества, причём предварительно.

 Анализ законодательной базы позволяет предположить, что возвращать «необоснованно приватизированные объекты» будут именно через механизм признания в суде недействительными сделок по передаче имущества в частную собственность. Если идти по пути национализации, тогда нужно посадить страну на голодный паёк на несколько лет, чтобы выплатить компенсацию за национализируемое имущество.  Да и народ не поймёт, если Семья ещё и получит компенсацию.

 Процесс этот долгий, но, скорее всего, дело максимально ускорят. Текущая политическая ситуация этого требует. Не зря дано поручение в недельный срок определить механизмы передачи объектов в госсобственность. При этом возникает вопрос - смогут ли нынешние власти Казахстана дотянутся до собственности, скрытой в оффшорах?

 Будут ли проверены все сделки по приватизации, или дело ограничится только крупными олигархами, связанными с кланом первого президента? Ведь приватизация – это вообще очень интересная история. Её ещё предстоит написать. Вот лишь некоторые данные, и то до 2006 года.  «В период с 1991 по 2006 годы в частные руки было продано более 39 тыс. объектов госсобственности, в том числе 3,7 тыс. госпакетов акций акционерных обществ и более 36 тыс. имущественных комплексов, а также объектов недвижимости, незавершенного строительства и т. д. При этом иностранцам, как правило, передавали лишь чистые активы предприятий, без их долгов и убытков. Доходы от приватизации за это время составили 350 млрд. тенге (сумма, безусловно, несравнимая с реальной стоимостью проданного)». (С.Смирнов «Национализация в Казахстане. Укрощение строптивых», сайт investkz.com).

 Много таинственных страниц приватизации и в регионах. Помнится, в 1996 году молодой и энергичный аким ВКО Леонид Десятник поднимал вопрос о законности приватизации одного из крупных торговых объектов областного центра. Были собраны документы, и юристы акимата полетели в Алматы, чтобы добиваться отмены передачи объекта в частную собственность. Но не успели. Десятник был освобождён от должности. Стало ли возможной причиной его отставки слишком большое желание разобраться в закулисных обстоятельствах приватизации «лакомых кусков» госсобственности – сказать сложно. Наверное, это был один из факторов кадровой перемены в руководстве Восточного Казахстана.

 Возникает и ещё один закономерный вопрос – что будет дальше с крупными объектами, возвращёнными в государственную собственность? Они останутся под крылом государства и будут работать на благо национальной экономики и всего народа страны? Неужели власти Казахстана начнут переход к китайской модели, когда многие крупные, ключевые, стратегические промышленные предприятия находятся в государственной собственности и работают по принципу плановой экономики, а остальные отрасли в частной собственности и регулируются рынком?

 Об этом вряд ли можно даже рассуждать. Ведь продолжается действие программы приватизации до 2025 года. На продажу выставляются такие важнейшие предприятия, как две ГРЭС в Экибастузе, морской порт в Актау, Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС в Восточном Казахстане и множество других. Что касается гидростанций, то в январе, сразу после трагических событий, была отменена прямая адресная продажа т.н. «арабским инвесторам» в лице суверенного фонда Абу-Даби. Но из списка приватизируемых объектов, причём списка первоочередной продажи, никто ГЭС не исключает. Пока процесс, судя по всему, остановился на неопределённое время. На сайте gosreestr пока даже не обновили «Дорожную карту» приватизации ГЭС. Там опубликован прежний график, по которому 15 марта должен быть заключён договор купли –  продажи стратегическому инвестору путём прямой адресной продажи. Но рано или поздно приватизация всё равно состоится.

 Итак, вопрос остаётся открытым. Собственность Семьи перейдёт государству. А дальше что? Предприятия снова выставят на приватизацию? При таком раскладе теоретически объекты снова могут перейти Семье, только уже за реальную стоимость. А вероятнее всего, их смогут приобрести другие «нужные люди». Тогда это будет не восстановление справедливости, а элементарный передел.

 

                    Денис Данилевский 

Похожее