Грустный автобус

10.02.2021

Интервью с председателем Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николаем Масич и председателем профсоюза работников предпринимательства ВКО Галиной Казанцевой

Николай Владимирович, мы встречались с Вами и руководителями нескольких компаний – перевозчиков чуть больше года назад. Уже тогда положение в автобусных городских перевозках было близко к катастрофическому. Что изменилось за прошедший год?

- К лучшему ничего не изменилось. 2020 год для городского общественного транспорта стал таким же тяжёлым, как и для всей экономики. Ограничения из-за коронавируса ударили по перевозчикам со страшной силой. Многие предприятия были закрыты, часть работающих перешла на «удалёнку», на дистанционную учёбу перевели школьников и студентов, к этому добавился ещё и запрет на движение общественного транспорта в выходные дни.

Ничего не изменилось и в наших взаимоотношениях с городским акиматом и отделом ЖКХ. Ни одна из острейших проблем городского транспорта не была за это время решена. Те вопросы, которые мы ставили в конце 2019 года, остались без ответа. Такое впечатление, что городская власть нас просто не хочет видеть и слышать.  Ко всему прочему, добавились ещё и проблемы с внедрением системы электронного билетирования и информационной системы диспетчеризации.

- Кстати, уже не раз руководство города официально заявляло о старте электронного билетирования, назывались конкретные даты, однако уже февраль, а система запущена только в трамваях. В чём причина задержки старта системы на автобусах, и когда пассажиры городских автобусов смогут расплачиваться за проезд электронными картами?

-  О системе электронного билетирования впервые заговорили на совещании в городском акимате ещё 27 мая 2016 года. С тех пор мы регулярно ставим перед властью вопросы, волнующие всех перевозчиков, но до сих пор так и не получили внятного ответа ни на один вопрос.  Мы писали акиму города Жаксылыку Омар 19 декабря позапрошлого года. С 1 июля прошлого года в автобусах началась установка этой системы, но никаких разъяснений нам никто не дал. Мы обратились к акиму 2 сентября 2020 г., 30 сентября, но получали формальные отписки. 28 декабря мы направили коллективное обращение автоперевозчиков, но ответа так и не получили. В итоге мы до сих пор так и не знаем, как будем работать с этой системой. Пока договор не подписан, и когда система заработает в автобусах – непонятно.

- Какие вопросы по электронному билетированию волнуют перевозчиков?

- Ещё в декабре 2019 г. мы поставили перед акимом города 18 вопросов. Не буду останавливаться на всех, поговорим о самых важных. Я уже сказал, что до сих пор не подписан договор на оказание услуг по обеспечению функционирования и комплексного сопровождения автоматизированной системы оплаты и учёта проезда на общественном транспорте в Усть-Каменогорске. Название длинное, но именно так официально называется договор. Долгое время мы вообще не могли получить сам проект договора. В октябре прошлого года Центр управления пассажирскими перевозками (ЦУПП) прислал перевозчикам лишь дополнение к этому договору – о полной материальной ответственности перевозчиков за сохранность и функционирование оборудования! Причём, так и не было понятно – о какой материальной ответственности идёт речь? Там говорится и о том, что перевозчики должны компенсировать убытки, если по их вине оборудование выйдет из строя. Какие убытки, в каком случае? Ничего конкретного! Кто будет нести убытки? ЦУПП? Отдел ЖКХ? Какие у центра и отдела могут быть убытки?

 Перевозчики проработали данное приложение к основному договору и отправили обратно в отдел ЖКХ. И снова получаем эту же бумагу о материальной ответственности в той же редакции! Ни один наш пункт не включили!

 Лишь 21 декабря прошлого года ЦУПП прислал перевозчикам сам договор для подписания. Хотя во всех СМИ, на интернет-сайтах, в соцсетях городские власти уже заявили, что электронное билетирование вводится со 2 января 2021 года!  Но в таком виде договор перевозчики не могут подписать. Он требует детального рассмотрения и доработки с участием всех перевозчиков. А нас почему-то к обсуждению всех вопросов, связанных с электронным билетированием, не привлекают. Вы не поверите, но обо всём, что связано с электронным билетированием, мы узнаем также, как и все остальные горожане – через СМИ! Мы не были ни на одном совещании в городском акимате по этому поводу! Нас туда не приглашают.

 - Можно подробнее о разногласиях между перевозчикам и акиматом по поводу электронного билетирования?

- До сих пор так и не решён вопрос о компенсации льготного проезда. Повторюсь, что мы узнали из СМИ, что 16 сентября прошлого года на одном из совещаний в акимате было определено, что при переходе на электронное билетирование сохраняются льготы на проезд  у 10 категорий населения, и всего льготным проездом будет охвачено 36 959 человек. Всем льготникам будут выданы специальные электронные карты.

 Нам совершенно непонятно, на каком уровне и с чьей подачи был определён этот перечень «сохраняемых» льгот?! Причём, без всякой предварительной проработки и снова без участия Ассоциации перевозчиков! Все льготы, которые предоставляются сегодня на городских маршрутах, в том числе бесплатный проезд инвалидам по зрению 1 и 2 групп, льготный проезд детям от 7 до 15 лет, гражданам от 70 лет и старше осуществляется только за счёт перевозчиков, принявших такое решение, но никак не заслуга акимата города по предоставлению льгот.

 Не бывает льгот на безвозмездной основе. Они должны либо компенсироваться из бюджета, либо закладываться в расчёт стоимости тарифа и субсидироваться. В действующем тарифе в 90 тенге никакие льготы не заложены. Ещё в 2016 году согласно методике был рассчитан тариф  176,5 тенге. Данный тариф был подтвержден рабочей группой, созданной распоряжением акима Усть-Каменогорска. Городская власть, согласно закону, должна субсидировать проезд на социально-значимых маршрутах, чтобы стоимость проезда для горожан была приемлемой. Но вопрос с субсидиями как не решался, так и не решён до сих пор.

- Был опубликован проект решения областного маслихата об утверждении списка социально-значимых маршрутов. Может быть, после этого дело с субсидиями сдвинется с мёртвой точки?

- Да, такой проект есть. По Усть-Каменогорску в список социально-значимых внесены 42 городских маршрута, обслуживаемых автобусами. Будем надеяться, что ближайшая сессия областного маслихата примет это решение. Но дело в том, что в городской бюджет не заложены средства на субсидии.  Теперь в лучшем случае реально вопрос с субсидиями решится лишь ко второму полугодию, пока решение примет областной маслихат, потом будет просчитана необходимая сумма, найдены эти средства, и решение примет уже городской маслихат.

 Точно также и с льготами для пассажиров старше 70 лет. Городской маслихат 25 декабря принял решение о введении такой льготы. Но средства для компенсации перевозчикам не выделены! Т.е., льгота есть, но перевозчики должны возить за свой счёт! Когда теперь будут изысканы средства из бюджета для компенсации – непонятно! Разве так делается? Если  решили ввести льготы, то сразу и просчитывайте сумму компенсации, и находите средства! А то теперь получается, что власти хорошие, ввели такую льготу, а перевозчики плохие – требуют компенсацию!

 Такая же ситуация и с проездом для детей от 7 до 15 лет. Пока нам не пояснили, как будет компенсироваться этот льготный проезд. Более того, руководство города сообщило, что для школьников будут выпускаться специальные карты, и эти карты не предполагают никаких данных о ребёнке, они будут безликими, т.е. без фамилии, даты рождения, без фотографии. Получается, что этой картой может воспользоваться любой. Зайти, и приложить её к валидатору. Нарушение может обнаружить лишь контролёр, но не на каждом рейсе будет контроль! Опять вопрос о школьных картах с нами не обсуждали. Мы 18 января направили письмо в управление пассажирского транспорта ВКО и отдел ЖКХ  Усть-Каменогорска по данному вопросу. Но ответа пока нет!

Вот сколько неясных и важных вопросов только по субсидиям и по льготному проезду! А ведь ещё предполагается ввести льготный проезд для многодетных матерей, для подростков от 15 до 18 лет. Кто будет компенсировать? И ни на один вопрос перевозчики не получили никаких пояснений!

 Есть ещё один аспект перехода на электронное билетирование. Перевозчики будут вынуждены выплачивать налог на добавленную стоимость (12% от выручки) и перейдут на общий режим налогообложения. А это дополнительные затраты. К чему приведут такие затраты при отсутствии субсидирования, при отсутствии компенсации за льготный проезд и при сохраняющемся заведомо убыточном тарифе?

-  А как будет осуществляться оплата перевозчикам через систему электронного билетирования? 

- Вот здесь самое интересное! Оказывается, деньги после прикладывания карты к валидаторы будут списываться с карточки пассажира, и идти на счёт ЦУПП! А уже потом ЦУПП будет перечислять средства перевозчикам!  При этом мы даже не знаем, смогут ли перевозчики видеть все транзакции, и хотя бы знать, сколько они заработали за день, за неделю, за месяц! Представляете, те, кто перевозит, те, кто трудится, не смогут даже точно знать, какую же сумму они в итоге заработали! Хорошая система?

 Мы также не знаем, сколько мы должны платить за каждую транзакцию, сколько платить банку, сколько должны платить ЦУПП за то, что они перечислят нам наши же деньги, сколько будем платить ЦУПП за контроль и диспетчеризацию, мы ничего не знаем! А ведь это финансы! И с нас ещё собираются взыскивать какие-то убытки ЦУПП!

- Странная система. А почему, допустим, нельзя сделать так, чтобы средства с карты пассажира, зашедшего в автобус маршрута №60, сразу перечислялись в тот банк, где обслуживается перевозчик – ТОО «РОСТ»? А уже потом ТОО «РОСТ» перечислило со своего счёта за услуги ЦУПП?

- И мы о том же! Это логично. У каждого перевозчика есть счёт в банке. Ведь какая цель системы электронного билетирования? Прозрачность доходов перевозчиков и определение точного количества перевезённых пассажиров. Так контролируйте! А зачем посредничество в перечислении финансов? Ведь это приведёт к дополнительным расходам для перевозчиков, к недоверию! И как Вы думаете – можем мы подписывать при таких условиях договор?

Я скажу больше. С 26 декабря прошлого года ЦУПП, как таковой, можно сказать, уже не работает. Старая система диспетчеризации и контроля прекратила своё существование, а новая ещё не заработала! Сейчас ЦУПП не контролирует от 30 до 50 % подвижного состава. Сломать легко, что-то создать гораздо труднее. В ЦУПП ликвидирован отдел транспорта! А ведь можно было сделать по-другому: пусть на переходный период существовали бы и старая, и новая системы.

- Николай Владимирович, а ведь «Центр управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска» включён в программу приватизации на 2021-2025 годы. Если такая система оборота оплаты за проезд через ЦУПП будет действовать, то, получается, что после продажи в частную собственность владелец ЦУПП будет контролировать огромные средства, и по своему желанию перечислять или не перечислять их перевозчикам?

- Именно так.  Частные перевозчики будут в полной зависимости от частного ЦУПП. А перевозчикам это нужно?

- А что с конкурсом на право обслуживания городских маршрутов?

- Тоже ничего не понятно. Конкурс должен был состояться три года назад – в феврале 2018 года. С 1 января 2019 года были временно заключены действующие договора со сроком действия – до проведения конкурса. Вот и всё. Все перевозчики находятся в подвешенном состоянии. Никто не знает, что будет дальше, будут ли работать. В такой ситуации ни о каком обновлении подвижного состава не может быть и речи. Кто будет вкладывать огромные средства, если не известно будущее. Да и ни один банк не даст кредит. В банках сразу требуют договор, сразу смотрят на долгосрочные перспективы.

 Вот так в итоге мы и дошли до регулярности движения в 65% в лучшем случае. А ведь даже в тяжёлые 90-е годы, в начале 2000-х годов, регулярность была 98%. Что это означает? Что на линию выходит лишь 2/3 необходимых автобусов. Я уже не говорю про другие проблемы: нехватку водителей, низкую зарплату, дефицит запчастей, стоимость ГСМ и т.д.  Если ничего не предпринимать, то коллапс общественного транспорта в Усть-Каменогорске неизбежен, это только вопрос времени. А руководство города самоустранилось от решения этих вопросов.

- Получается, что пока горожанам не стоит торопиться покупать транспортные карточки?

- Вот выдержка из коллективного обращения перевозчиков к акиму города Жаксылыку Омар от 28 декабря 2020 года: «Преждевременное размещение информации о выдаче льготных карт, и о продаже транспортных карт с пополнением баланса за проезд может повлечь негативные последствия, а именно создание социальной напряжённости среди пассажиров, работников контрольно-ревизионной службы перевозчиков, а также среди льготируемой категории населения». В этом же обращении перевозчики просили оперативно подготовить полную информацию для СМИ по разъяснению сложившейся ситуации, уточнить реальные сроки введения электронного билетирования. Зачем людей вводить в заблуждение? Да, на трамваях систему ввели. Но это трамваи, где гораздо легче проработать все вопросы, это  муниципальное предприятие. А по автобусам пока ничего не ясно, и договор не подписан.

- Городская власть противопоставляет пассажиров и перевозчиков, - включается в беседу председатель профсоюза предпринимателей ВКО Галина Казанцева. – Ситуация в автобусных пассажирских перевозках дошла до крайней точки. Между тем, весь гнев пассажиров, часами стоящих на остановках в ожидании транспорта, едущих в битком набитом салоне, выливается на кондукторов и водителей, которым и так нелегко, которые и без того валятся с ног от усталости. Ведь для того, чтобы наладить работу общественного транспорта хотя бы до ситуации 2016 года, нужны системные решения, нужна работа городской власти. А они ничего, абсолютно ничего не делают, да ещё и представляют в общественном мнении всё так, что это перевозчики – сволочи, они виноваты, а мы хорошие. Где это видано, чтобы три года не проводить конкурс на обслуживание маршрутов? Разве можно нормально работать в таких условиях? Сколько ставили вопрос о субсидиях, о льготниках. Никакой реакции. Пусть тариф для пассажиров остаётся в 90 тенге, но тогда и власть должна выплачивать субсидии, ведь это норма закона! Сейчас всё действительно дошло до какого-то момента истины. Или власть будет принимать меры, чтобы вытащить транспорт из той ямы, в которую она его загнала, или скоро настанет момент, когда просто развалятся пока ещё худо-бедно выходящие на линию автобусы.

 Перевозчики надеются, что теперь горожане могут задать акиму города нелицеприятные вопросы -  когда же будут решаться проблемы пассажирского общественного транспорта? -  и власть, наконец-то пойдёт на диалог с перевозчиками.

 

 Мы также надеемся на это. Если у руководства города есть желание выразить своё мнение о ситуации с автобусным сообщением в Усть-Каменогорске, мы готовы предоставить им слово.

 

     Беседовал Денис Данилевский

Рисунок – иллюстративный рисунок из Интернета        

Похожее