Индустриализация или пародия на индустриализацию?

16.02.2022

А вот число новых предприятий можно пересчитать по пальцам одной руки.  Для огромной области, размером с несколько европейских государств, совсем маловато. Как же будет решаться задача повышения доходов населения, если новые крупные предприятия в стране не создаются уже десятилетиями? Пекарни и маслозаводы, конечно, тоже нужны, но они не решат проблему.

Повысить доходы населения, снизить число бедных, сократить уровень социального расслоения -  задачи президентом поставлены масштабные. Другое дело – как их решать. Самый лучший способ –  динамичное развитие экономики, в первую очередь, промышленности, создание новых предприятий, новых рабочих мест с достойной зарплатой и хорошими условиями труда.

 Город Алматы, крупнейший мегаполис страны, с почти двухмиллионным населением. Именно сюда стремятся люди из депрессивных регионов, умирающих городков, сёл, аулов. Их манят огни большого города, мечта о лучшей жизни. Вся эта армия переселенцев, которая даже не поддаётся точному учёту, нуждается в получении дохода, в работе. Как обстоят дела в южной столице с новыми предприятиями?

 По данным портала LS в городе реализуются 11 проектов в рамках карты индустриализации, из них в 2021 году запущены в производство три. Это завод по производству витаминно-минеральных премиксов и пищевых смесей, объём инвестиций 2 млрд. тенге.  В прошлом  году стартовал первый этап этого проекта. Создано 40 рабочих мест. Начало действовать  производство тары для пищевой и строительной промышленности (назовём его цехом), объём инвестиций  650 млн. тенге, трудоустроено 30 человек. Также модернизировано уже действующее предприятие по производству воды и соков. Стоимость модернизации – 2,1 млрд. тенге, сколько создано новых рабочих мест – не сообщается. Итого, в лучшем случае за год в Алматы появилось два небольших предприятия на 70 рабочих мест, и модернизировано ещё одно, допустим, что добавилось 50-100 рабочих мест. Негусто, если учесть, что за это время в город перебрались тысячи новых жителей. Да и что это за производства – пищевые смеси, тара, соки и воды?

 Явно не тянут на слово «индустриализация» и другие проекты, реализуемые в Алматы, которые ещё в стадии строительства или технического запуска. Это завод по производству термопанелей и декоративных изделий для фасадов зданий и сооружений (580 млн. тенге), цех по производству газобетонных блоков (1,6 млрд. тенге), цех квадратной заготовки (1,3 млрд. тенге),  производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (1,45 млрд. тенге), производство изделий из натурального камня  (900 млн. тенге),  электрических изделий (350 млн. тенге), завод по переработке и производству охлаждающих жидкостей (350 млн. тенге). Как видим, это небольшие, уровня цеха, производства продуктов питания и стройматериалов.

 Весьма условно к индустриализации можно отнести расширение действующего автозавода, поскольку это сборочное производство. Больше под это понятие подходит завод по производству стальных сварных труб большого диаметра, объём инвестиций 33 млрд. тенге. Его мощность составляет 100 тыс. тонн трубной продукции в год. На предприятии создано 304 рабочих места. Этот проект реализован китайским инвестором.

 И весь этот скромный список на огромный город! А ведь именно в Алматы январские события имели наиболее трагический характер. Именно здесь социальные противоречия обрели такую острую форму.

 А как индустриализация развивается в Усть-Каменогорске? Посмотрим отчёт по исполнению программы развития областного центра за прошедший год. В рамках государственной программы индустриально-инновационного развития в городе реализуются три проекта. Это элеватор для хранения масличных культур, строительство пекарни, и «Строительство гидрометаллургического завода по производству катодного золота» ТОО «ВостокГеоМеталл». Из этого весьма скудного перечня лишь последний проект можно считать индустриальным. А вот элеватор, и, тем более пекарня,  даже с натяжкой никак не повлияют на рост промышленного потенциала. Тогда уж и ларёк по ремонту обуви или часов давайте относить к индустриализации! Кстати, из всех трёх перечисленных, именно только пекарня и введена в строй. На элеваторе в конце прошлого года состоялся тестовый запуск. А вот  про гидрометаллургический комплекс в отчёте ни слова. Городской акимат почему-то «примазался» к строительству завода тепловыделяющих сборок (ТВС), который был возведён с участием китайских инвестиций на территории УМЗ, хотя никакого отношения к нему городская власть не имеет, кроме его реализации в черте города. И в данном случае речь идёт лишь о расширении уже давно действующего завода. Также городской акимат отрапортовал о солидных инвестициях  в основной капитал и обрабатывающую промышленность. Вот данные по этим инвестициям:  ТОО «Казцинк» - 21,4 млрд. тенге,  АО «УК ТМК» - 9,5 млрд. тенге, АО «УМЗ» - 3,1 млрд. тенге. А при чём здесь акимат, если это частные средства металлургических гигантов?

Итак, в сухом остатке в областном центре ВКО вся «индустриализация» свелась в прошлом году к элеватору масличных культур и пекарне! Наверное, и сотни рабочих мест эти предприятия в общей сложности не наберут. А ещё в прошлом году благополучно были уничтожены подразделения группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Пусть это и сборочное, но хоть какое-то производство. Остановлено строительство цехов сварки и окраски кузовов «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН», в перспективе рассчитанное на 12 000 рабочих мест. Да, уничтожение шло по указке с самого «верха», и городские власти в этом не участвовали. Но, тем не менее, этот проект, которым также козыряли и областной, и городской акимы, в итоге так и остался проектом.

 Областной акимат, как и власти Усть-Каменогорска, с гордостью включил в список индустриальных достижений завод ТВС, а также расширение Актогайского горно-обогатительного комбината ТОО «KAZ Minerals Aktogay» объёмом инвестиций 396 млрд. тенге. Новое производство позволит увеличить объём переработки медной руды комбинатом в 2 раза, с 25 до 50 млн. тонн в год, а также создать 700 рабочих мест в Аягозском районе. На открытии побывал даже президент РК Касым-Жомарт Токаев. Но это частные инвестиции, и речь идёт о расширении действующего комбината.

 А вот число новых предприятий можно пересчитать по пальцам одной руки. Цитата из сводки «Предварительные итоги социально-экономического развития ВКО за 2021 год». «В городе Семее построен маслоэкстракционный завод мощностью 300 тысяч тонн сырья ТОО «Qazaq–Astyq Group» стоимостью 7,9 млрд. тенге. В Зайсанском районе ТОО «ARNNA MINERALS» организовано производство артезианской питьевой воды (газированной и без газа) и безалкогольных газированных напитков стоимостью 1,7 млрд. тенге на 57 рабочих мест». В списке также введение в эксплуатацию Тургусунской ГЭС-1 мощностью 25 МВт, стоимостью 13,4 млрд. тенге, завершение строительства 6 ветровых электростанций в Жарминском районе общей мощностью 30 МВт.

 Для огромной области, размером с несколько европейских государств, совсем маловато. Как же будет решаться задача повышения доходов населения, если новые крупные предприятия в стране не создаются уже десятилетиями? Пекарни и маслозаводы, конечно, тоже нужны, но они не решат проблему.

 При таких реальных подходах к индустриальному развитию совершенно  непонятно, как будет выполняться национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев».  Ведь в этом национальном проекте нет конкретики, одни цифры. Рассчитан он на 2021-2025 годы. Планируется создать 127,8 тыс. рабочих мест, из них 102,8 тыс. постоянных. Должен быть увеличен экспорт несырьевых товаров и услуг до 41 млрд. долларов. Увеличение налоговых поступлений (за счет запуска новых проектов в обрабатывающей промышленности) будет доведено до 417,3 млрд. тенге. Рост реальных денежных доходов населения составит  27,1 % от уровня 2019 года в ценах 2019 года. Увеличение зарплаты в разных отраслях запланировано от 25 до 50% к уровню 2020 года. Финансирование нацпроекта в объёме 15, 9 трлн. тенге, из них из республиканского бюджета 0,4 трлн., частные средства – 15,5 трлн. Впечатляющие цифры. Но прошёл уже год реализации нацпроекта, а о скромных  итогах в двух регионах мы только что поговорили. Неужели в оставшиеся 4 года произойдёт  стремительный рывок?
 В перспективе вообще не просматривается никакое масштабное промышленное строительство, кроме возможного возведения АЭС. В данном материале не будем вести дискуссии о целесообразности строительства атомной электростанции в РК – это отдельная тема. Лишь констатируем этот факт. Между тем, в Казахстане идёт уже третья пятилетка реализации государственной программы «форсированного индустриально-инновационного развития». Но вот где эта самая индустриализация, где инновации? Впрочем, наши министры и акимы, похоже, к инновациям относятся с новаторским подходом. Так, бывший аким Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов в числе инноваций официально, на пресс-конференции называл колбасный цех. А бывший глава ВКО Бердыбек Сапарбаев на совещании инновационными называл производство кумыса и пимокатню (выпуск валенков). Нынешние руководители ВКО считают инновациями пекарню и элеватор для подсолнечника, маслозавод, газированную воду. Так ведь  и в Алматы гордятся такой инновацией, как производство тары, говоря проще, ящиков и упаковок. В таком случае, несомненно, по инновациям мы первые на планете!

 

              Денис Данилевский

Похожее