Как долго Усть-Каменогорск и Восточный Казахстан смогут жить за счёт металлургии?

15.08.2022

Никаких планов по изменению существующего положения в экономике у нынешней региональной и городской власти нет. В стратегии развития областного центра до 2050 года так и записано, что основой останется металлургия, т.е. «Казцинк», УМЗ и ТМК. Какая же это стратегия, если власть сама подтверждает, что и за предстоящие 30 лет в структуре экономики ничего не изменится?!

Этот вопрос задал известный общественник Роман Честных на  слушаниях по заявке на получение разрешения на экологическое воздействие Усть-Каменогорского металлургического комплекса «Казцинка». Слушания состоялись сегодня. Вопрос подразумевает, прежде всего, наличие сырьевых запасов для металлургических предприятий.

Что касается, «Казцинка», то подразделения компании надёжно  обеспечены сырьём до 2042 года, - ответил главный специалист по экологии УК МК Вадим Кушнарёв. За предстоящие 20 лет, наверняка, будет решён вопрос и на более длительную перспективу.

 Вопрос Романа Честных был обращён не только к «Казцинку», но и к представителю городского акимата. На подобных слушаниях акиматовские чиновники выступают в роли председателя. Смысл уже несколько иной – когда же город и регион в целом освободятся от металлургической зависимости? Когда появятся другие отрасли, способные пополнять бюджет также, как и металлургические гиганты?

 Вопрос этот поднимается уже много лет. Но за три десятилетия рыночной экономики сдвигов никаких. Область, по сути, живёт тем, что было создано ещё в эпоху Иосифа Сталина. В 60-е-70-е годы прошлого века были построены предприятия машиностроения, приборостроения, лёгкой промышленности, деревообработки, и индустриальный облик Восточного Казахстана стал разнообразным. Но в 90-е практически все эти предприятия либо прекратили своё существование, либо жизнь там еле теплится. На месте завода приборов – торговый центр, от Востокмашзавода осталось несколько цехов, да и те не работают, канули в прошлое домостроительный комбинат, завод ДВП, мясокомбинат, комбинат шёлковых тканей, завод сантехизделий и т.д.

 За 30 лет ни в городе, ни в области не было построено практически ни одного нового крупного предприятия. Велось лишь расширение действующих – «Казцинка», УМЗ, подразделений «Казахмыса» (KazMinerals). Только автосборочный завод «Азия Авто» заработал в 2002 году, успешно была реализована  частная инициатива предпринимателя Анатолия Балушкина. Но и этот завод государство в лице министерств, судов, правоохранителей  умудрилось загубить, как и весь холдинг «Бипэк Авто-Азия Авто» с 5000 работников и 5 млрд. поступлений в бюджет.

 В итоге Усть-Каменогорск, по сути, является моногородом, полностью зависимым от металлургии. А область – огромным монорегионом. До недавнего времени металлургия была источником существования суперобласти, включавшей ВКО и бывшую Семипалатинскую область. Ведь в Семее реформаторы также благополучно развалили всю имевшуюся промышленность.

 Никаких планов по изменению существующего положения в экономике у нынешней региональной и городской власти нет. В стратегии развития областного центра до 2050 года так и записано, что основой останется металлургия, т.е. «Казцинк», УМЗ и ТМК. Какая же это стратегия, если власть сама подтверждает, что и за предстоящие 30 лет в структуре экономики ничего не изменится?! Что здесь стратегического? А с учётом уже прошедших 30 лет, получается все 60! За 60 лет не будет никаких изменений, будем жить тем, что создано уже почти 100 лет назад – вот что планирует (!) местная власть!

 Подобная «стратегия» была принята в 2020 году. За почти 8 лет правления акима ВКО Даниала Ахметова и за 4 года правления акима Усть-Каменогорска  Жаксылыка Омара ничего ни на шаг не сдвинулось в экономике. А ведь до нынешней весны  действовала программа, громко именовавшаяся  «индустриально-инновационного развития»!  В последнее время в ВКО взят курс на строительство маслозаводов. Это важно, но, даже на непосвящённый взгляд, многовато маслозаводов на один регион. Так можно всё земледелие превратить в монокультуру. Да и не решат заводы с персоналом в 200-300 человек задачу, как сейчас модно говорить, «диверсификации экономики».

 Даниал Ахметов и Жаксылык Омар хорошо планируют различные аллеи, Арбаты, зоны отдыха, дворовые площадки, фонтаны. Ещё они хорошо могут выступать на пресс-конференциях. Восхищённые журналисты из обеих  столиц  даже называют областной центр «мегаполисом», а недавно с лёгкой руки Ахметова он получил ещё и звание «абсолютно европейского города».  Да, благоустройство – это нужно, это хорошо. Но кто будет гулять по Арбату, если вдруг металлургия всё-таки «накроется»? Регион придёт в запустение, ведь почти во всех районах собственных налоговых  поступлений не хватает даже на зарплату бюджетникам и коммунальные услуги, жизнь идёт за счёт субвенций из области, а их источник – металлургия. Усть-Каменогорск превратится в большую деревню (впрочем, это уже сейчас происходит, но по другой причине). Конечно, металлургические предприятия будут работать. Но геополитические события этого года показали, что ситуация может измениться за несколько минут. И перспективы хоть какого-то промышленного  развития, не связанного с металлургией, нет ни в одном официальном городском и областном  документе.

 Да что ВКО! У нас вся страна находится в полной сырьевой зависимости. И как отойти от этого «сырьевого проклятия» никто из высших руководителей не может толком сказать.

 

                        Денис Данилевский       

Похожее