Капиталистическая трагедия

24.09.2021

 Тяжёлым выдался день 20 сентября для Казахстана и России. Президент Касым-Жомарт Токаев позвонил своему российскому коллеге Владимиру Путину. Главам государств пришлось обменяться соболезнованиями. Руководитель Казахстана выразил соболезнование в связи с трагическим событиями в Пермском университете, приведшим к многочисленным жертвам. Президент РФ передал соболезнования жертвам событий в Алматы, где при исполнении решения суда были застрелены пять человек – полицейские, судоисполнители и сотрудники ЧС.

 Что связывает эти два события? Алматинская трагедия – это типичное порождение капитализма. Сегодня уже известны многие обстоятельства. Подобных историй уже случалось, наверное, сотни и тысячи, но они проходили тихо. От отчаяния потерявшие всё люди могли выплеснуть свой крик души в соцсетях, записать видеообращение к президенту… А вот вчера в Алматы дело дошло до точки кипения и гибели людей.

 Да, история типичная. Предприниматель, банковский кредит, жильё в залоге, трудности с выплатой кредита, продажа залогового имущества, решение о выселении. Но в данном случае всё завершилось стрельбой и пятью трупами. Не будем вдаваться в подробности о сумме кредита, размерах дома, неизбежном риске при получении кредита, продаже дома по такой оценочной стоимости, которая оставила семью ни с чем, и прочих сопутствующих фактах, которые сейчас активно обсуждаются в социальных сетях. Это, может быть, и важно, но главное в том, что такая трагедия происходит только при капитализме, подобное случается в любой из стран глобального капиталистической системы. Всего три месяца назад точно такая же история случилась в российском городе-курорте Сочи. Там были застрелены два судоисполнителя, также пришедшие выселять, чтобы снести дом, признанный самостроем.  Владелец этого дома сказал, что много лет пытался узаконить постройку, но ему отказывали, а эта земля понадобилась кому-то, чтобы «поставить магазины и ларьки».

 А какое отношение к капитализму имеет стрельба в университете? – такой вопрос могут задать читатели. Самое прямое. В какой стране мира чаще всего происходят такие выходки стрелков-одиночек, расстреливающих всех, кто попался под руку? Правильно – в Соединённых Штатах Америки – цитадели капитализма, глобальном лидере и лидере «цивилизованного, свободного мира». А почему там стреляют в школах, колледжах, торговых центрах и прочих местах? Потому, что капитализм калечит психику людей. Разве не искалеченная психика у человека, расстрелявшего пятерых в Алматы? У пермского стрелка психика оказалась искалеченной уже в 18 лет.

   Бытие определяет сознание – этот постулат материалистической философии раньше был знаком даже выпускнику школы. Сейчас вряд ли об этом знают. Бытие капитализма калечит сознание и психику, калечит, прежде всего, вопиющей несправедливостью. Калечит тем, что жизнь подчинена погоне за прибылью у одних, и элементарному выживанию у других. Калечит тем, что из самых низов человеческого подсознания выходят все пороки, и эти пороки даже приветствуются, культивируются. Человеческая психика, человеческие чувства калечатся индивидуализмом,  господством принципа «каждый за себя», «это твои проблемы». Калечится презрением богатых к «черни»,  «лузерам», «лохам», «нищебродам». А разе не калечит капитализм сознание даже самых успешных бизнесменов, самых высших чиновников, калечит ощущением вседозволенности, безнаказанности? Психика калечится действиями властей по принципу «разделяй и властвуй», нарастанием социальных противоречий, кажущихся неразрешимыми. Самое тяжёлое –  когда человек думает, что всё зашло в полный тупик, и, как писал Александр Блок – «Живи ещё хоть четверть века, всё будет так, исхода нет».

 «Вот жизнь-то пошла, только жить да жить», - говорила мне одна пожилая женщина много лет назад, ещё на заре наступления капитализма на постсоветском пространстве. Она говорила это от восхищения полными разными сортами колбас и прочей снедью прилавками. Да, именно красивыми заполненными прилавками и витринами, калейдоскопом огней рекламы, ресторанов, баров,  обнажёнными силуэтами на обложках глянцевых журналов и поманил капитализм к себе советских людей в конце 80-х годов прошлого века. Да и народ в целом к «разврату» был уже готов, в своём большинстве пропитавшись мелкобуржуазными настроениями. Да, при капитализме можно назвать себя президентом, основать фирму, взять кредит, и добиться успеха. Но при этом в любую минуту можно быть вышвырнутым на обочину жизни. Ещё вчера ты вроде бы упивался самодовольством, налаженной, обеспеченной жизнью в своём маленьком мирке, а сегодня уже от отчаяния схватился за нож или оружие.

 Капитализм основан на частной собственности на средства производства и прибыли, как главной цели любой экономической деятельности. Это ежедневная, ежеминутная схватка сотен миллионов частных интересов, в которой каждый частный интерес желает и делает всё возможное, чтобы подавить и вытеснить другие частные интересы. В этой всеобщей схватке на задний план отходит всё человеческое. Дети могут судиться с родителями за 1/8 долю квартиры, или вовсе подсунуть старикам таблеточки, чтобы те побыстрее испустили дух, и завладеть их имуществом. «Друзья до гроба» могут кинуть в совместном бизнесе и оставить без штанов. Муж и жена могут дойти до ненависти и взаимного истребления в битве за деньги. Самый главный капиталист – государство в лице наиболее влиятельных чиновников в союзе с приближёнными олигархами -  не раздумывая растопчет всех и вся, если это потребуется, прихлопнет, как муху. При капитализме, как и в любом классовом обществе, государство выполняет волю правящего класса. Найти справедливость в государственных органах, в судах, правоохранительной системе,  невозможно, потому что система будет защищать крупную буржуазию.

 Капитализм очень живучий не потому, что он эффективен. Этот строй был прогрессивным на начальном этапе, когда он разорвал феодальные оковы, вывел на рынок огромное количество наёмной рабочей силы, в которой так нуждалась зарождающаяся промышленность, совершил промышленную революцию. Сейчас капитализм является тормозом экономического и общественного развития. Капитализм живучий потому, что он основан на индивидуализме. Это психология собственника. Моя хата с краю, своя рубашка ближе к телу. Каждый живёт в своём мирке, упивается собственным благополучием, мелким или большим, и думает, что его минуют невзгоды, или вообще об этом не задумывается. Но «чёрный день» приходит, и бывший «успешный человек» начинает биться, как рыба об лёд, биться в одиночку, а в одиночку ничего не добьёшься. Он апеллирует к «доброму царю», вопит в соцсетях о несправедливости, но его вопль лениво просматривают пока ещё «успешные», думающие, что их-то сия чаша точно минует. В лучшем случае можно наблюдать «коллективное одиночество», это когда аграрии продвигают свои интересы, транспортники – свои, металлурги – свои, рестораторы - свои и т.д. Весь этот «человейник» разрозненный, все куда-то спешат, суетятся, бьются друг с другом, но не знают цели, к которой идут. Потому что цель у каждого своя, а общей цели нет.

 Вот какую яркую характеристику капитализму дал великий американский писатель Теодор Драйзер в своей книге «Трагическая Америка». «Спешка и гонка – вот что определяет темп жизни в этой обширной стране. Но зачем все это делается? Для какой-то определённой цели? Ради создания каких-то высших духовных ценностей? Мне кажется, что наоборот, в такой обстановке человек неизбежно «выдыхается» и физически и морально; и с миллионами людей это уже либо произошло, либо должно произойти в ближайшем будущем. Они живут и умирают, так ничего и не испытав, ради чего стоило бы жить. Жизнь среднего человека превратилась в сплошную муку: она так ничтожна и бессмысленна, до такой степени сам он сбит с толку и заранее обречён на поражение!». Книга была написана в 1931 году, 90 лет назад. А читаешь её, и словно погружаешься в нашу современную действительность.

 Да, живуч капитализм. Но это не конец истории. А пока почтим память очередных жертв этой бесчеловечной системы. И  скорбно подумаем о неизбежных будущих жертвах.

 

                   Денис Данилевский   

Фото – из Интернета

Похожее