Казахстан геополитически попал впросак

16.02.2022

Спецпроект: «Казахстан в новой реальности». Выпуск № 1

В ООН приступили к разработке глобальной информационной кампании для нового миропорядка. 10 февраля в организации состоялось заседание, где обсуждались механизмы продвижения Целей устойчивого развития в мире. Это новая модель самоорганизации общества внутри стран, основанная на принципах практического народовластия, альтернатива действующему миропорядку.

Два проекта глобализации вошли в прямое политическое столкновение — «либеральный капитализм» с запутанной идеологией свобод и «устойчивое развитие» с технологической платформой по реализации народовластия.

Политическое открытие нового миропорядка состоялось 4 февраля вместе с открытием Олимпиады в Пекине. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии».

По сути, это манифест «трансформации системы глобального управления и миропорядка».

Ключевой посыл документа — «ООНоцентричный» мир. Возвращение регулирования международных отношений в легитимное лоно Организации Объединённых Наций.

Разработчики соглашения-манифеста — РФ и КНР, постоянные члены Совета Безопасности ООН и основатели организации наряду с США и Великобританией (страны-победители во Второй мировой войне).

Основная задача ООН: продвижение и защита демократии во всём мире через реализацию Целей устойчивого развития. Дана развернутая трактовка демократии.

Вызов брошен самопровозглашённым глобализаторам. Основа нового миропорядка — не идеология принуждения «большинства недоразвитых» к правилам жизни «сверхразвитого демократического меньшинства». Новая модель демократии — своего рода технократический социализм на рыночной основе, глобальная технологическая платформа управления государством в логике «удовлетворения потребностей и защиты интересов народа».

Платформа исключает из системы самоорганизации общества такой механизм управления, как «элита» (скрытые или публичные контролёры власти). Этот аппендикс, замыкающий на себе ресурсы общества, в новом миропорядке технологически излишен. Также платформа минимизирует возможности для коррупции. Госслужащий функционально и бюджетно прозрачен за счёт современных технологий мониторинга бизнес-процессов — конечно, при условии правильной цифровизации, когда госаппарат внедряет такую систему.

Глобальная платформа нового миропорядка — «Цели устойчивого развития». Проект реализуется под эгидой ООН, в нем участвуют 193 страны. Это унифицированный комплекс общечеловеческих ценностей, выраженный в виде 17 целей и 169 взаимоувязанных задач. Суть государства — коллективное решение этих задач на всех уровнях от госаппарата до каждого гражданина. Эти же цели и задачи являются базой международных отношений, за каждой целью и задачами стоят конкретные международные конвенции.

Повестка дня ООН

Базовые слоганы проекта: никого не оставить в стороне; мобилизация всех и везде.

Пока «демократическое меньшинство» вело информационную войну антикитайским и антироссийским мейнстримом, под эгидой ООН и под прикрытием «проекта помощи развивающимся странам» шёл процесс имплементации задач ЦУР в национальные системы планирования и управления. К примеру, Казахстан принял закон «Об официальной помощи развитию» ещё 10 декабря 2014 года. А в 2013-м была запущена «Концепция РК в сфере официальной помощи развитию».

Заявления ООН о необходимой смене проектов глобализации мировые СМИ предпочитают не замечать. Они не придали особого значения специальному докладу ООН, подготовленному к 76-й Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 2021), где глава организации Антониу Гутерриш призвал «мировые правительства обновить общественный договор как между правительствами и их народами, так и внутри обществ». В докладе «Наша общая повестка дня» дано стратегическое видение трансформации мирохозяйственного уклада в сторону народовластия.

Интересный факт. На заседании мажилиса парламента 11 января президент Казахстана также призвал к «Новому общественному договору». Цитата из документа:

Также интересен тот факт, что после выступления перед парламентариями первые зарубежные визиты Касым-Жомарт Токаев совершил в Китай и Россию.

Впрочем, наивно ожидать реальных политических перемен. Как показывает новейшая история Казахстана, исполнительная власть владеет безупречными навыками хоронить большие политические инициативы в обыкновенной суете освоения бюджетов. Возможно, без злого умысла.

Ещё в декабре 2012 года Казахстан одним из первых в мире официально объявил о переходе на новый проект глобализации «устойчивое развитие» («Стратегия „Казахстан-2050“: новый политический курс состоявшегося государства»). Курс получил всемерную поддержку ООН.

Суть стратегии:
1. Создать технократическое государство. Замкнуть процессы госорганов на главную цель — повышение доходов каждого казахстанца.
2. Перейти на принципы инклюзивной экономики. Ликвидировать реальную безработицу (минимизировать самозанятых), максимально вовлечь каждого казахстанца в активную жизнь страны.
3. Перевести госуправление на принципы стратегического планирования.

Каждая программа развития должна была приближать страну к заданным параметрам. За 10 лет госаппарат наплодил свыше 600 программ развития. И вот январь 2022-го.

Всё стратегическое планирование можно смыть в историю. И утереться программами развития, стратегиями, национальными планами, стратегическими планами, планами развития территорий, планами мероприятий. Хватит на каждого казахстанца.

Казахстан зашёл в глубокую геополитическую промежность. Из «либерального капитализма» как бы вышел, к «устойчивому развитию» не пришёл. Получилась недосоциальная олигополия со слабой государственностью. Траектория движения, судя по действиям исполнительной власти, пока не меняется.

Предложенная Правительством РК программа действий «Новый политический курс» больше похожа на добротную смету по освоению бюджетных проектов в среднесрочной перспективе. В списке из 499 действий нет стратегических решений, о которых президент говорил последние два года, а именно «механизма мобилизации всех человеческих ресурсов вокруг системы госпланирования»; «чёткого образа будущего страны, консолидирующего казахстанское общество»; «разработки нового формата общественного договора». Тут как в поговорке: тысячи мышей (в данном случае — действий), никогда не заменят одного слона (в данном случае — стратегической точки сборки).

Мнение автора публикации может не совпадать с позицией редакции.

Похожее