Казахстанский автопром: плюс 10% за зиму, плюс 24% по итогам года

28.03.2022

Автопроизводители РК взяли хороший старт: несмотря на всевозможные кризисные явления в стране и мире, отрасли удаётся сохранить позитивный тренд прошлых лет

К весне, по итогам первых двух месяцев текущего года, темпы роста экономики Казахстана ускорились до 3,5%. Министр национальной экономики Алибек Куантыров отдельно отметил, что в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности обеспечен динамичный рост производства продукции машиностроения: на 9,2%, в том числе автомобилестроения — на 10,2%.

Действительно, автомобилестроение в последние годы играет всё более важную роль в промышленности РК. Так, по итогам всего двух месяцев текущего года выпуск в секторе составил в деньгах уже 133,6 млрд тг (годом ранее — 93,5 млрд тг). Это уже 38,4% от всего выпуска в сегменте машиностроения РК. Для сравнения: в целом по итогам 2021 года показатель составлял 32,1%, а пятью годами ранее, по итогам 2016 года — всего 9,9%. В свою очередь, сам сектор машиностроения по итогам 2021 года обеспечил уже почти 14% всего выпуска обрабатывающей промышленности РК, против всего 9,4% пятью годами ранее.

Для справки: в целом по итогам 2021 года производство в секторе автомобилей, прицепов и полуприцепов в стоимостном выражении составило сразу рекордные 739,1 млрд тг. Рост промышленного производства в секторе по итогам года достиг весьма весомых 24,3%. Для сравнения: в целом в сфере машиностроения рост производства составлял 20,4%, по обрабатывающей промышленности — 5,5%, а в общем по промсектору — всего 3,8%.

Таким образом, несмотря на «коронакризис», «кризис полупроводников», глобальные логистические проблемы и прочие сложности сектора во всём мире, казахстанское машиностроение остаётся на коне, а производство «железных коней» в РК бьёт рекорды.

За два месяца в стране произвели 14,3 тыс. автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов — почти на 10% больше, чем годом ранее. Непосредственно легковых автомобилей среди них — 12,4 тыс., плюс 7,2% за год.

В целом же по итогам прошлого года выпуск в секторе составил сразу 93,5 тыс. единиц техники, плюс 20,8% за год — новый рекорд казахстанского автопрома. Непосредственно легковых автомобилей было произведено 80,7 тыс. — сразу плюс 24,5% за год.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), более 60 тыс. автотранспортных средств — в полтора раза больше, чем годом ранее — было произведено на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». Это 64,2% от РК.

Ещё 26,7 тыс. автомобилей и лёгкой коммерческой техники сошло с мощностей автопроизводителей в Алматы, 4,3 тыс. единиц техники произведено в ВКО, 1,6 тыс. — в Акмолинской области. На карте ниже представлены ключевые производства автопрома Казахстана.

Экспортные поставки казахстанских автомобилей выросли на 49% по итогам 2021 года и составили 12,1 тыс. Основные экспортные направления — Россия, Узбекистан и Беларусь.

В свою очередь, в самой республике казахстанцы в 2021 году приобрели 117,6 тыс. новых автомобилей — на 25,9% больше, чем годом ранее (было 93,4 тыс.). Два из трёх проданных в РК автомобилей произведены в РК: за весь прошлый год дилеры реализовали 73,2 тыс. отечественных автомобилей и лёгкой коммерческой техники — на 9,5% больше, чем в 2020 году (было 66,8 тыс.).

Есть на авторынке Казахстана и любопытные новости. В феврале текущего год первый заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил о снижении ставок на утильсбор на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50%. А уже в марте новую методику расчёта утилизационного платежа вынесло на обсуждение Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Заметим: министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев уверен, что за счёт высокой доли продаж казахстанских автомобилей изменение утильсбора не повлияет на цену продаваемых авто, разве что прибыли дилеров будут выше. В то же время некоторые официальные дилеры утверждают, что цены снизятся ровно на сумму понижения утильсбора.

Впрочем, в сложившейся ситуации это мало поможет: учитывая текущий курс валют, стоимость импортных авто вырастет настолько, что новые цены едва ли порадуют казахстанцев. Так, к примеру, 16 марта курс доллара достигал 512,2 тг, против 431,8 тг в первый день года, евро — 563,6 тг, против 489,1 тг на 1 января.

Есть и ещё одна не слишком оптимистичная новость. Уже в прошлом году близкий к нам географически российский автопром не справлялся с дефицитом даже на авторынке РФ, о чём писали и мы, и российские издания. В текущем же году, из-за беспрецедентных санкций, наложенных мировым сообществом на Россию, автопром РФ уже сократил мощности вполовину и грозит полностью остановить производство в связи с отсутствием компонентов.

В таких условиях самый доступный вариант для казахстанцев стать-таки автовладельцами — отечественные автомобили. Остаётся надеяться, что государство готово достойно поддерживать и производственный сектор, и казахстанских покупателей отечественных «железных коней».

Похожее