Литий – немцам, а что Восточному Казахстану?

26.10.2023

Альянс казахстанских «агашек» и германской компании, являющейся одной из крупнейших в мире по разведке и добыче твёрдых полезных ископаемых, конечно, получит свою прибыль. А что получит Восточный Казахстан?

В прогнозе социально-экономического развития ВКО на 2024-2028 годы об этом проекте всего несколько строк. «Строительство горно-обогатительного комбината по добыче и переработке лития» в Уланском районе. Проектный объем производства сподуменового концентрата 25 тыс. тонн в год, карбоната лития 4 тыс. тонн в год. Объем инвестиций – 50 млрд. тенге, ввод в эксплуатацию – 2025 год».

   На сессии облмаслихата в июле аким области Ермек Кошербаев называл другую сумму инвестиций в комбинат по переработке лития – 165 млрд. тенге. А совсем недавно в ходе визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Германию стало известно, что заниматься добычей и переработкой лития будет германская компания HMS Bergbau AG. Президент компании Деннис Швиндт представил проект ГОК президенту Казахстана  и сообщил, что будет вложено 500 млн. долларов инвестиций (237 млрд. тенге по нынешнему курсу).

   О планируемых геологоразведочных работах  вблизи  посёлка Ново-Ахмирово наш сайт рассказывал ещё в прошлом году в статье «Месторождения лития, олова и других редких металлов в Усть-Каменогорске», опубликованной 1 апреля 2022 г. https://flashpress.kz/blog/flash/178014.html

Общественные слушания по воздействию геологоразведки на окружающую среду состоялись 8 апреля 2022 г. Разведку проводит компания  ТОО «Creada Corporation». Этой компании в сентябре нынешнего года акимат Усть-Каменогорска предоставил публичный сервитут (право ограниченного пользования земельным участком)  на 6 лет для разведки твёрдых полезных ископаемых. В ходе обсуждения проекта постановления акимата на портале «Открытые НПА» было высказано вот такое мнение:  «Насколько помню, этот участок исследовался «Казгеологией», но от дальнейших изысканий отказались из-за возможного экологического воздействия на людей, слишком близко он находится к населенному пункту. Если участок будет разрабатываться, то местное население может пострадать» (автор – Данияр Сериков). https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14706535

 «Сами геологоразведочные работы, конечно, не принесут никакого вреда экологии и жителям прилегающих населённых пунктов. Гораздо интереснее – что будет потом. Как станут разрабатывать месторождение, и извлекать из  руды олово и литий. Кстати, предполагаемое содержание металлов в руде довольно низкое.

 На промышленных сайтах можно познакомиться с методами добычи, обогащения и переработки оловянных и литиевых руд. Это довольно сложный технологический процесс. Дело, конечно, долгое, до конца 2027 года много воды утечёт. Но, думается, вряд ли нынешних и будущих жителей Ново-Ахмирово и других близлежащих населённых пунктов и дачных товариществ, 23-его городского микрорайона обрадует перспектива соседства с рудником и обогатительной фабрикой. Ведь этот район считается одним из самых экологически чистых» - это отрывок из упомянутой прошлогодней  статьи на нашем сайте. Предполагаемые запасы руды с содержанием олова составляют более 2,5 тыс. тонн, лития – более 34 тыс. тонн.

  Как на этом месторождении оказались немцы? В июне нынешнего года немецкая компания приобрела 51% долю в ТОО «Creada Corporation». Об этом сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев.

«Немецкая компания Bergbau выкупила 51%-ную долю в казахстанском предприятии. Сейчас главным участником становится немецкая компания.  У них литиевое месторождение. Одно на востоке  выкупили, там разведка проведена. Сейчас их геологи изучают местность. Речь идет о добыче лития. Из него уже делают аккумуляторы. Сейчас речь ведем только о добыче», – сказал он журналистам.  Источник https://kz.kursiv.media/2023-07-04/zhnbbergbaukzinvestlithium/

 Литий планируют добывать и перерабатывать для дальнейшего производства литий – ионных батарей для электромобилей. Сообщалось, что литиевые концентраты предполагается перерабатывать на УМЗ. Но теперь планы изменились, и будет возводиться специальный ГОК. Построят ли его вблизи месторождения, а фактически на окраине Усть-Каменогорска, или в другом месте – пока неизвестно. Но выгоднее расположить комбинат недалеко от места добычи лития. Конечный продукт (литий – ионные батареи)  вряд ли будут производить в ВКО и в Казахстане.

 - А литиевые батареи для электрических машин – уже второй этап. Безусловно, здесь мы не должны говорить о том, что мы будем производить батареи. Все зависит от того, какие запасы и достаточно ли этих запасов, чтобы организовать масштабное производство, – сказал министр индустрии и инфраструктурного развития.

 На месторождение лития в Уланском районе  нацелились очень влиятельные люди. «Согласно данным eGov, единственным учредителем CREADA CORPORATION, которая занимается геологоразведкой, является компания KAZ Lithium Ltd, зарегистрированная в Международном финансовом центре «Астана». KAZ Lithium Ltd принадлежит Ерлану Исекешеву и Данияру Аубакирову. Ерлан Исекешев – старший брат Асета Исекешева, который с февраля 2022 года по 1 сентября 2023 года занимал должность помощника президента Касым-Жомарта Токаева.  До этого Исекешев-младший был помощником президента – секретарем Совета безопасности РК». Источник - https://kz.kursiv.media/2023-09-13/zhnb-isekeshevlithium/

  Альянс казахстанских «агашек» и германской компании, являющейся одной из крупнейших в мире по разведке и добыче твёрдых полезных ископаемых, конечно, получит свою прибыль. А что получит Восточный Казахстан?

 Сотню-другую рабочих мест, преимущественно рабочих специальностей. Вряд ли местному населению  стоит рассчитывать на руководящие позиции, или хотя бы на топ-менеджеров. Налоги в бюджет. Возможно, будущий ГОК примет какое-то участие в социальных программах Уланского района. Например, оборудуют кабинет в школе или купят оборудование для сельской больницы, построят спортплощадку. На этом, пожалуй, и всё.

 А вот экологические проблемы области явно пополнятся ещё одним объектом. Министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев уже заранее успокаивает, что «новые проекты по разработке редкоземельных металлов и других критических материалов должны будут вводиться в строй по стандартам ООН». «Соответствующая возможность уже обсуждается Казахстаном с ООН. Эти требования будут предъявляться к горнорудным проектам дополнительно к существующим казахстанским стандартам».  Источник - https://kz.kursiv.media/2023-07-04/zhnbbergbaukzinvestlithium/

  «Поскольку единой системы для редкоземельных элементов не существует, производителям в настоящее время приходится ориентироваться на множество стандартов и требований», -  сказал Бадринат Велури, президент глобальной ассоциации промышленности редкоземельных элементов (REIA).

 Редкоземельные элементы представляют собой набор из 17 родственных тяжелых металлов, которые обычно встречаются широко рассеянными, а не в концентрированных месторождениях, и используются в различных продуктах - от ветряных турбин до электромобилей и в промышленных процессах.

 Переработка редкоземельной руды на отдельные элементы - сложная операция, включающая растворители и токсичные отходы, которые необходимо тщательно утилизировать.

Китай, который доминирует в мировом производстве, заявил в прошлом году, что с 2016 года он закрыл более 1300 предприятий по производству тяжелых металлов, чтобы обуздать широко распространенное хроническое загрязнение почвы.

В ближайшие годы производство редкоземельных элементов будет географически расширяться, поскольку Соединенные Штаты и Европа стремятся избавиться от зависимости от Китая.

«Для создания равных условий жизненно важную роль играют игроки, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Если будет единый стандарт и унифицированная методология, то игрокам, занимающимся добычей полезных ископаемых, будет гораздо легче принять это», - сказал Велури.

REIA планирует использовать стандарты, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международной организацией по стандартизации (ISO), в качестве основы для своей системы устойчивого развития». Это фрагменты статьи информационного агентства Reuters https://www.reuters.com/article/uk-rareearths-environment-idUSKBN28L208

 В этой же статье сообщается, что автомобильный концерн BMV откажется от редкоземельных металлов для технологии электромобилей пятого поколения.

 Похоже, и Китай решил часть добычи редкоземельных металлов перенести на месторождения в Казахстане. Министр индустрии и инфраструктурного развития РК «назвал очень конкурентоспособными китайские компании, которые уже работают в Казахстане. По его словам, китайские компании перерабатывают более 70% всех редкоземельных металлов в мире. Также большой интерес к казахстанским редкоземельным металлам проявляют компании из Канады, Южной Кореи». https://kz.kursiv.media/2023-07-04/zhnbbergbaukzinvestlithium/

 Правда, министр назвал и выгоду для Казахстана от участия инвестора из Германии – «казахстанский партнер будет получать определенную компетенцию за счет работы с европейской компанией».

  1 сентября 2023 года в своём послании президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо выделил необходимость освоения месторождений редких и редкоземельных металлов.

«Одной из приоритетных задач должно стать освоение редких и редкоземельных металлов, по сути превратившихся в «новую нефть». Страны, которые смогут реализовать свой потенциал в этой сфере, будут определять вектор технологического прогресса всего мира», - сказал президент.

 Видимо, не зря Токаев сравнил редкоземельные металлы с нефтью. Судя по всему, у руководства нашей страны, обладающей  немалыми запасами этих природных богатств, подход к «редкозёму» будет таким же, как и к нефти – раздать эти богатства иностранцам на кабальных условиях. Казахстану и его народу, видимо, и от «редкозёма» перепадёт лишь ничтожная доля доходов, как и от нефти.  Это экономика колониального типа в чистейшем виде – отдать иностранцам сырьё, позволить им организовать здесь самые «грязные» производства и получать от таких сделок нищенский процент дохода.  А конечный продукт, развитие технологий и вся прибыль – это явно не для «туземцев».

 Президент в ходе практически  каждого зарубежного визита, при встречах с главами государств и крупнейших корпораций лично приглашает принять участие в добыче и переработке редкоземельных металлов.  Видимо, поступления от раздачи этих месторождений позволят решать текущие задачи, закрывать дыры в бюджете. Не скрывает этой цели и его подчинённый – министр индустрии и инфраструктурного развития. Он заявил, что  «Казахстан продаст месторождения только тем, кто заплатит больше».

«Для нас будет приоритет, кто лучше предложит условия. Отдельные виды редких металлов, допустим, на аукционе будут продаваться. Находясь в любой точке мира, можете участвовать. Кто наилучший, больше всех заплатит, та компания выиграет. Но еще важнее момент, чтобы организовать потом производство», – сказал он. Надо бы добавить – самый «грязный» этап производства.

 Молчат депутаты, молчат политические партии, общественные деятели. Из всех политических сил заявление по поводу передачи месторождений РЗМ иностранцам сделал только оргкомитет по созданию Социалистической партии Казахстана: «Мы считаем это проявлением неприкрытого неоколониализма под рассуждения о «зеленой экономике и энергетике», тогда как сама разработка месторождений РЗМ ведёт к необратимым катастрофическим последствиям для экологии, сельского хозяйства и населения.  В связи с важностью для страны и будущих поколений запасов стратегических минералов и РЗМ предлагаем  законсервировать участки и уже разведанные месторождения до того момента, пока Казахстан сам не обретет технологии добычи и переработки».

 

        Денис Данилевский

На фото: 1. Схема геологоразведки месторождения в Уланском районе; 2. Встреча президента РК и президента компании HMS Bergbau AG3. Момент деловых переговоров – фото сайт Акорда.

 

Похожее