Непорочная связь

04.06.2020

В тренде: в период, когда весь мир стремится работать дистанционно, на золоторудном карьере Бакырчик в Восточном Казахстане через  Wi-Fi  стали «общаться»  гигантские карьерные самосвалы с экскаваторами.
Немного истории. Эта технология была разработана в нынешнем году группой IT-специалистов Бакырчикского горнодобывающего предприятия в составе компании «Полиметалл». На карьере уже несколько лет действует большая система диспетчеризации, установленная крупной зарубежной компанией. Эта система предоставляет горному диспетчеру самый широкий круг сведений о технике – от местонахождения каждого из четырех десятков самосвалов и объема перевозимого ими груза до уровня горючего в баке каждого из гигантов-тяжеловозов и даже объема воздуха в их шинах.
История с подвесками
Среди прочего, система позволяла передавать машинисту экскаватора данные о количестве руды, которую тот загрузил в кузов самосвала. Но процесс проходил с такой задержкой, что на момент поступления данные уже почти не имели смысла. Между тем, точно знать количество загруженной руды в каждый конкретный кузов – критически важно. Ведь у каждого самосвала свой предел грузоподъемности. Каждая тонна выше этого предела означает на практике преждевременный выход из строя дорогостоящей подвески. То есть, в конечном итоге, денежные потери. Поэтому группа IT-специалистов на Бакырчике занялись этим вопросом.
- Мы с коллегами принципиально изменили схему передачи данных с подвески самосвала на экскаватор, - пояснил начальник отдела информационных технологий и связи Бакырчикского горнодобывающего предприятия Владислав Черепанов. – Если в двух словах, то самосвал подъезжает к экскаватору, и в этот момент они автоматически соединяются по Wi-Fi. Буквально так же, как смартфон, который соединяется через Wi-Fi с домашним роутером. С той лишь разницей, что мы используем промышленное оборудование. 
Затем система передает данные о полученном грузе с подвески автомобиля на монитор в кабине машиниста экскаватора. То есть машинисту теперь не требуется весь его опыт, чтобы определить, сколько весят три загруженных в кузов ковша в данном конкретном забое (разные виды руды имеют разную плотность и потому различный вес на единицу объема). Он теперь просто смотрит на монитор.
Три секунды у ковша
Сейчас система работает в режиме пробной эксплуатации - идет отладка отдельных систем. Но уже понятно, что разработанная бакырчикскими специалистами схема работает лучше, чем та, что была прежде установлена сотрудниками крупной иностранной фирмы. 
- Нам удалось сократить задержку между тем моментом, когда груз опустился в кузов и тем, когда данные высветились на экране у машиниста экскаватора, до трех секунд, - говорит инженер автоматизации систем диспетчеризации БГП Владимир Котомкин. – Если учесть, что между двумя ковшами проходит где-то секунд 8-10, этого вполне достаточно, чтобы машинист сориентировался, сколько еще ему нужно загрузить в кузов. 
За этим стоит немалая работа: экскаваторы все время перемещаются по карьеру, а IT-специалистам надо иметь четко направленную связь точек доступа на экскаваторах с центральным сервером. Сидеть не приходится.
- Мы уже покрыли около 70 процентов карьера стационарными установками, теперь отслеживаем, где еще на карьере есть «слепые» зоны, чтобы закрыть и их, - рассказывает Владимир Котомкин. 
Новая система имеет еще несколько полезных функций: она сообщает, сколько минут потрачено на погрузку и вписывается ли машинист в нормативы, успевает ли выполнить план, или ему стоит поторопиться. Впрочем, несмотря на широкий функционал, IT-специалисты не планируют продавать свою разработку на сторону. «Полиметалл» - крупная корпорация с десятком подразделений по России и Казахстану, поэтому у них будет с кем поделиться своими наработками.

Похожее