Новая точка роста и драйвер проседающей экономики Казахстана — отечественный автопром

29.01.2021

НОВАЯ ТОЧКА РОСТА И ДРАЙВЕР ПРОСЕДАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА — ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ

В отрасли автопроизводства на фоне общего «коронакризисного» спада отмечен впечатляющий прирост: более чем в полтора раза за год

 

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, согласно оценке МВФ, привёл к падению глобального ВВП на 4,4%. Экономика Казахстана просела не так критично — лишь на 2,6%. В частности, на фоне общего спада реальных показателей в промышленности на 0,7% из-за ухудшения ситуации в добывающих отраслях, сегмент переработки в РК вышел в плюс на 3,9%. Одной из ключевых отраслей, позволивших стране сохранить высокий уровень экономической активности в обрабатывающей промышленности, стало машиностроение.

Объёмы выпуска в машиностроении достигли уже 1,81 трлн тг — на 16,3% больше в реальном выражении, чем годом ранее. Это почти 14% от совокупных показателей сегмента переработки, против 12% годом ранее, и лишь 9% — в 2016 году.

Точка роста казахстанского машиностроения — автопром. Автомобильная отрасль обеспечила уже треть выпуска всего машиностроительного сектора, против четверти годом ранее, и менее 10% — в 2016 году. В стоимостном выражении это составило 612,8 млрд тг: на 70,4% больше в деньгах и более чем в полтора раза — в натуральном выражении, чем годом ранее (359,5 млрд тг).

Таким образом, в кризисный период автопром стал новым драйвером недобывающего сектора, казахстанской промышленности и в целом экономики РК.

 

 

В натуральном выражении за 2020 год в РК произвели 77,4 тыс. единиц транспортных средств всех типов — на 53,5% больше, чем годом ранее.

Из них наибольшее количество — 64,8 тыс. — ожидаемо пришлось на легковые автомобили; годовой рост в сегменте достиг весомых 47%. Ещё 8,2 тыс. составили грузовые автомобили — здесь отмечен годовой рост сразу вдвое. В целом значительное увеличение показателей зафиксировано абсолютно во всех сегментах автопрома РК.

В региональном разрезе 54,3% легковых автомобилей произведено в Костанайской области: 35,2 тыс. — почти в полтора раза больше, чем годом ранее. Ещё 33,1% пришлось на ВКО, оставшиеся 12,6% — на Алматы.

 

 

Взлёт показателей в секторе отечественные производители автомобильной техники смогли обеспечить за счёт запуска новых производств, привлечения в РК крупнейших транснациональных инвесторов и углубления локализации и казахстанского содержания в сегменте. Так, весной 2020 года на костанайском заводе был запущен выпуск автомобилей Chevrolet (модель уже вошла в топ популярных брендов 2020 года в Казахстане). Осенью запущено производство легковых автомобилей Hyundai в Алматы.

Государство, в свою очередь, своевременно поддержало отрасль, обеспечив, к примеру, систему онлайн-продаж, а также сохранив эффективные механизмы поддержки платёжеспособного спроса в секторе благодаря программам льготного автокредитования и лизинга.

 

 

Кроме того, активность проявили и машиностроители вне легкового сегмента: так, было запущено производство автобусов Yutong в Карагандинской области. В этой же области совместно с ПАО «Татнефть» строится новый завод по производству шин. В Костанайской области совместно с ПАО «КамАЗ» запускаются два проекта по производству компонентов для грузовых автомобилей КамАЗ.

Весной текущего года будет завершён ещё один крупнейший проект машиностроительной отрасти страны: локализационный центр в Костанае. Центр с площадью производственных мощностей свыше 27 тыс. кв. м обеспечит компонентную базу для всех казахстанских автопроизводителей, что значительно повысит долю отечественного содержания как для автопрома, так и для сельхозмашиностроения РК и смежных отраслей.

 

 

В итоге отечественный автопром не только занимает всё большую долю на рынке страны (сегодня два из трёх приобретаемых казахстанцами легковых автомобилей — местного производства), но и уверенно ведёт экспансию на внешние рынки.

По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), в 2020 году производители экспортировали в страны ближнего зарубежья 8,1 тыс. автомобилей, что сразу втрое превышает показатели 2019 года (2,6 тыс. авто). На экспорт уходил каждый десятый произведённый в стране автомобиль. В стоимостном выражении объёмы экспорта достигли почти 56 млрд тг.

Высоким спросом в России, Узбекистане, Беларуси и Кыргызстане пользуются бренды Hyundai, Chevrolet и JAC. Экспорт полностью обеспечил костанайский завод «СарыаркаАвтоПром».

Похожее