После бури

17.01.2022

По политическим реформам власть взяла паузу до сентября, но эти реформы собирается обсуждать с общественностью. А вот изменится ли положение в экономике и социальных вопросах – видно будет уже в самое ближайшее время. Модернизируется ли буржуазный строй в Казахстане в сторону хотя бы имитации социального государства, или всё ограничится косметикой? Снова  загонять проблемы внутрь и только тянуть время – этот путь не принесёт ничего хорошего.

Режим чрезвычайного положения отменён в ВКО, до его отмены в целом по стране осталось два дня. Постепенно ситуация стабилизируется. Пока мы не знаем, и, наверное, ещё долго, а может быть, и никогда, не узнаем всей правды о событиях в Казахстане в начале января 2022 года. Самое главное – о движущих силах, организаторах, закулисных кукловодах.

 По таким значимым событиям хотя бы часть информации обычно появляется через много лет. Бывает и так, что и десятилетий не хватает, чтобы, наконец, узнать всю картину былых времён.  До сих пор закрыты архивы по политическим репрессиям 30-х годов прошлого века в СССР. Без снятия грифа секретности мы так и не сможем сделать исторически объективную оценку этой трагической странице истории. Не всё мы знаем и о т.н. «перестройке», завершившейся развалом Советского Союза. Прошло 35 лет, но вряд ли мы можем воссоздать полную картину  декабрьских событий в Алма-Ате в 1986 году. Такая же ситуация по переломным моментам  в других странах. Разве знают в США всю правду об убийстве президента Джона Кеннеди? А обо всех потайных обстоятельствах президентских выборов 2020 года, или о «штурме Конгресса» 6 января 2021 года американцы, а тем более, остальной мир, не узнают, наверное, и через сто лет.

 Будем придерживаться официальной версии – в Казахстане справедливый социальный протест был использован для попытки государственного переворота с целью захвата власти, а для этого привлекли профессиональных боевиков и террористов, криминал. Пока нет результатов следствия, нет приговора суда, можно говорить лишь об очевидных выводах.

 За несколько часов рухнул миф о «стабильности» в Казахстане. Весьма примечательно, что события произошли через две недели после триумфального празднования 30-летия независимости. В дни юбилея народ просто «перекормили» слащавыми статьями, фильмами, торжественными речами о выдающихся достижениях. Не нужно досконально разбираться в общественно-политических процессах, чтобы понять, что этот упорно создаваемый миф неизбежно  должен был рухнуть. Не может быть стабильности в стране и обществе, раздираемом противоречиями, непримиримыми противоречиями. К тому же, если часть этих противоречий усиленно продвигается самой властью, чтобы отвлечь народ от истинных причин и истинных виновников социальных проблем. Можно делать вид, что этих противоречий нет, загонять их вглубь, тянуть время, но рано или поздно противоречия приведут к социальному взрыву. Что и произошло, да ещё и в такой трагической форме.

 Народ увидел, понял, испытал на себе, что стоит собраться большой толпе, с помощью профессиональных провокаторов «подогреть» массы, и можно делать всё, что угодно – убивать, грабить, жечь, ломать, крушить. В считанные минуты можно лишиться имущества, бизнеса, жизни. В самый напряжённый момент правоохранительная система, силовые органы не справились со своей основной задачей – обеспечение безопасности населения страны. Если в регионах обстановку ещё удавалось держать под контролем, то в Алматы город на продолжительное время оказался в полном безвластии, а точнее, во власти убийц и погромщиков. Такое своеобразное «тестирование» силовиков и правоохранителей показало, что для сил, стремящихся дестабилизировать обстановку или захватить власть в стране,  есть большой соблазн повторить попытку. Наверняка после такой беды  число желающих уехать из Казахстана увеличится.

 Во всей красе проявилась  импотенция созданной политической системы. Ни одна политическая партия не выступила с заявлением «Отечество в опасности!», не призвала своих членов, а их только в партии «Nur Otan» более миллиона человек, выйти на защиту конституционного порядка, в поддержку главы государства. А разве могло быть иначе, если все эти партии – искусственно созданные, для видимости демократии и многопартийности? Если в партии идут преимущественно  лишь для карьеры или продвижения личных интересов, особенно в правящую партию? После этих событий нужно прекратить финансирование государством партий, прошедших в мажилис. Партии должны вести свою работу только за счёт членских взносов,  пожертвований и хозяйственной деятельности. Если сейчас в каждой партии посчитать реальное количество членов, то, наверняка, ни одна из них не наберёт необходимого минимального состава.

 Никак не проявили себя и депутаты. А ведь они тоже власть. Ни из стен парламента, ни из маслихатов не последовало заявлений с оценкой ситуации, никто также не призвал к защите Отечества. Выступать стали тогда, когда ситуация переломилась в пользу президента. И такая «тишина» депутатов также вполне объяснима. Ведь сейчас в депутатском корпусе только члены тех самых партий. Молчали партии, молчали и депутаты. А зачем нужны такие органы власти, если они в самый тяжёлый для страны момент сидят и молчат?

   Хоть как-то сохранить лицо парламентарии могли бы, например, создав парламентскую комиссию по расследованию всех обстоятельств гибели мирных граждан, в том числе детей. Но разве посмеют они?

  Ну, а кампания по развенчанию недавнего кумира, лидера нации, кроме отвращения ничего вызывать не может. Нет ничего противнее разрешённой смелости. Ещё месяц назад эти же люди задыхались в экстазе, высказывая восхитительные речи  о том, сколько сделал Елбасы для народа и государства. А теперь не преминут возможностью пнуть повергнутого лидера. Интересно, как будут голосовать, к примеру, депутаты Усть-Каменогорского городского маслихата, которые были и в прошлом созыве, когда вдруг встанет вопрос о переименовании проспекта Назарбаева снова в проспект Независимости? Например, в прошлом созыве был секретарь городского маслихата Александр Светаш. Тогда, в конце марта 2019 года, депутаты за один день получили «предложения общественности» о переименовании и сразу же, единогласно, решили этот вопрос. Как будет теперь? К гадалке не ходи – снова единогласно. Никто не выскажет иного мнения. Впрочем, такой опыт у нас с давних времён, еще с Коммунистической партии Советского Союза. В 1956 году делегаты XX съезда КПСС  молча, без единого слова против, сдали прежнего вождя – Иосифа Сталина.     

 События начались с социальных протестов по поводу повышения цены на сжиженный газ. Протесты абсолютно справедливые. Но дальнейший ход  подтвердил  известную истину. Стихийными протестами, с узко ограниченными требованиями, ничего не добьёшься. Сегодня выступили против повышения цены на газ. На полгода цены снизили, на год отложили газовые торги на электронной бирже. А что дальше? Так можно до бесконечности протестовать, поводов много – цены на продукты, уголь, тарифы на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте  и т.д. и т.п. Для реальной защиты жизненно важных интересов и прав  необходимы либо партия, защищающая интересы трудящихся, либо сильная общественная организация, необходимы профсоюзы. Но это должны быть организации, созданные не сверху, для каких-то комбинаций власти, а снизу, по инициативе самого народа. Без идеологической базы, программы действий, чёткой структуры и дисциплины, привлечения в свои ряды убеждённых (именно убеждённых) сторонников рассчитывать на успех и реальное влияние в политике невозможно. Когда протест представляет собой рыхлую толпу, объединённую только общим стоянием на площади, этот протест очень легко использовать совсем в других целях. Тогда народ становится в лучшем случае разменной монетой, в худшем «пушечным мясом» для других политических сил, более организованных и чётко знающих, чего они хотят.

 Строительство такой организации, или нескольких организаций, различных по идеологическим предпочтениям, но близких по текущим целям на современном этапе – дело непростое. Пока объективные и субъективные условия не создадут для этого ситуацию, такие организации будут малочисленны, но они должны быть. Сейчас работать в этом направлении будет ещё сложнее. Ведь дискредитирована сама идея какого-либо социального протеста. «Пусть будет плохо, но не нужно вылазить со своими требованиями. Вот во что вылился ваш протест, в сотни погибших. Главное – спокойствие и мир» - так могут думать многие наши сограждане, напуганные и шокированные произошедшим. Поэтому «смутьяны» могут быть подвергнуты остракизму, и весь протестный потенциал на какое-то время может уйти в традиционные бумажные  прошения, на которые чиновники научились давать отписки. У власти может возникнуть соблазн, пользуясь случаем, в очередной раз «закрутить гайки». Но только лишь на время.

 Ведь внутренняя политика государства, потерпевшая полный крах, больше не может продолжаться в прежнем направлении. Вместо анализа самых острейших проблем и выработки рекомендаций для политического руководства страны и регионов, идеологические ведомства годами  занимались только «хлопанием в ладоши», «маханием флажками», да успешным освоением средств, выделенных из бюджета на информационную политику, работу НПО, работу с молодежью. Вот и домахались, дохлопались, доосваивались…  Конечно, можно продолжать и дальше «хлопать», теперь уже по поводу другого лидера, но к чему это приводит, теперь все знают.

 Возможны ли подобные события в дальнейшем? Если не будут решены главные политические, экономические, социальные противоречия, то не только возможны, но и очень вероятны. Если противоречия не решать сверху, волей власти, то они обязательно будут решены снизу, самим народом. Ситуация, когда власть уже не может управлять по – старому, а народ не хочет жить по-старому, налицо. Но и власть не предпринимает решительных мер, чтобы управлять по-новому, и народ не может реализовать своё желание жить по-новому.

 Пока, кроме ослабления политического и экономического влияния Семьи, ничего не произошло по итогам трагических событий. Странным был и сам ход этих событий. Если заговорщики хотели захватить власть, почему они сделали упор на Алматы, а не на столицу? Власть всегда захватывается в столице, а уже потом распространяется по стране. Зачем нужно было жечь и разрушать здание акимата Алматы и в других городах? Если они его захватили, то логичнее объявить о переходе власти в этом регионе  в свои руки и принимать организационные решения, объявлять какие-то указы, кадровый состав руководства. Зачем вообще нужны были все погромы? Какие были у них лозунги, требования, идея, какая программа? Кого конкретно они хотели видеть в верховной власти? Об этом никто и ничего не говорил. А как можно завоевать массы без ответа на такие важнейшие вопросы? Погромами, насилием, убийствами доверие у людей не вызовешь. Для чего были организованы беспорядки на центральной площади в Усть-Каменогорске? Никто так и не понял.

 Что будет с многочисленными активами Семьи? Национализировать их явно никто не собирается. Всё это богатство так и останется за Семьёй, клан только будет отстранён от  властных рычагов? Своих высоких постов члены Семьи лишаются один за одним. Но ведь собственность за ними. По Конституции никто не может быть лишён собственности иначе, чем по решению суда. Кто и как отберёт у них предприятия, банки, заводы? И будут ли отбирать?  Семейство Кулибаевых, например, перечислило в фонд «Казакстан Халкына» 3 млрд. тенге. Состояние этой семьи составляет несколько миллиардов долларов.  Они уверенно контролируют свои активы. Пока ничего не ясно о собственности Семьи, и власть об этом не говорит.

 Только буржуазно-демократические реформы сейчас помогут как-то снять часть противоречий и оздоровить обстановку. На повестке дня новое выборное законодательство и разработка механизма честных выборов без административного ресурса. Выборы в парламент и маслихаты по одномандатным округам, или 50 на 50 одномандатников и по партийному списку. Выборы акимов областей, городов и районов. Выборность судей и руководителей полиции. Реальное местное самоуправление. Снижение необходимой для регистрации численности партий до нескольких тысяч человек и максимальное упрощение регистрации. Реальная политическая конкуренция, прекращение государственного финансирования парламентских партий. Самые простые условия для создания общественных организаций и профсоюзов. Реальная свобода слова, свобода деятельности СМИ. Трудовое законодательство, соблюдающее баланс интересов работника и работодателя, строгое наказание за отсутствие трудовых и коллективных договоров. Вынесение всех общественно важных вопросов на республиканский и местные референдумы, а также на общественные слушания, решение которых имеет обязательный характер. Примерно такой набор реформ.

 После бури устанавливается затишье. Но не навсегда. Ведь даже малейший ветерок может перерасти в ураган. По политическим реформам власть взяла паузу до сентября, но эти реформы собирается обсуждать с общественностью. А вот изменится ли положение в экономике и социальных вопросах – видно будет уже в самое ближайшее время. Модернизируется ли буржуазный строй в Казахстане в сторону хотя бы имитации социального государства, или всё ограничится косметикой? Снова  загонять проблемы внутрь и только тянуть время – этот путь не принесёт ничего хорошего.

 

             Денис Данилевский 

Фото - из Интернета                            

Похожее