Предприниматели Востока, чьи грузы простаивают на границе с КНР, могут оформить свидетельство о форс-мажоре

16.11.2021

Директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев сообщил участникам внешнеэкономической деятельности Восточного Казахстана о текущей ситуации с грузоперевозками автомобильным и железнодорожным транспортом между Республикой Казахстан и КНР. Согласно ответу МИИР РК на запрос Нацпалаты «Атамекен» предприниматели, чьи грузы простаивают на границе с Китаем, имеют основания для оформления свидетельства о форс-мажоре во Внешнеторговой палате Казахстана.

Предприниматели Востока продолжают нести колоссальные убытки в связи с ограничениями по доставке грузов, предпринятыми китайской стороной. Так, в сфере автомобильных перевозок в связи с ограничениями, введенными КНР с конца марта 2020 года, проходимость автотранспорта на пунктах пропуска (ПП) между Казахстаном и Китаем снизилась примерно в 10 раз. В сфере железнодорожных перевозок из-за ужесточения мер контроля китайской стороной в связи с распространением коронавирусной инфекции за январь-сентябрь текущего года снижение объема перевозок грузов между РК и КНР по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составило 2% (15,8 млн тонн), объем передачи грузов из Казахстана в Китай составил 9,2 млн тонн.

Национальная Палата предпринимателей РК «Атамекен» проработала вопрос о признании сложившейся ситуации форс-мажором, чтобы участники внешнеэкономической деятельности Казахстана могли безболезненно урегулировать конфликт со своими контрагентами, возникший из-за вынужденного нарушения договорных обязательств.

«Нацпалата получила ответ на свой запрос от Министерства индустрии и инфраструктурного развития касательно текущей ситуации с грузоперевозками автомобильным и железнодорожным транспортом между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой. В нем сообщается о работе Правительства по разрешению ситуации в сферах автомобильных и железнодорожных перевозок», – сообщил директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.

Представитель «Атамекена» подробнее рассказал о сведениях, предоставленных МИИР РК. В частности в сфере автомобильных перевозок до ограничительных мер китайская сторона принимала до 200 единиц транспорта в день, сегодня этот показатель составляет от 20 до 30 автотранспортных средств. При этом на сегодняшний день с китайской стороны остаются закрытыми ПП «Калжат – Дулаты» и «Майкапчагай – Зимунай».

«С 9 сентября 2020 года Комитетом государственных доходов МФ РК была внедрена система электронной очереди на сайте GoCargo.kz, которая позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. Система имеет «обратную связь» – перевозчиков оповещают через СМС-сообщения. Как сообщают в КГД, на 1 ноября текущего года в системе электронной очереди забронировано 10 043 автотранспортных средства», – рассказал Кайрат Мамырбаев.

Вместе с тем, китайской стороне предлагается рассмотреть вопрос по возобновлению работы ПП «Калжат – Дулаты», «Майкапчагай – Зимунай», а также по планомерному увеличению количества суточного пропуска автотранспортных средств через ПП «Нур-Жолы – Хоргос» до 200 единиц за счет изменения действующего механизма пропуска транспортных средств. Данный вопрос обсуждался 2-4 ноября на 13 заседании Подкомитета по транспортному сотрудничеству Казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству.

«В сфере железнодорожных перевозок с конца 2020 года сложилась тяжелая ситуация по несвоевременному вывозу грузовых поездов китайской стороной по пограничным переходам «Достык – Алашанькоу» и «Хоргос – Алтынколь», что в результате привело к массовому скоплению на казахстанской стороне «брошенных» грузовых поездов. Так, китайской стороной через «Достык-Алашанькоу» в сутки в среднем обеспечивается вывоз лишь 6-11 поездов, при наличии грузов по сети АО «НК «КТЖ» и согласованном графике сдачи на 16-18 поездов. По казахстанской стороне за 9 месяцев этого года наличие груженых вагонов в среднем сутки составляло 159 поездов, или 7 971 вагон, в том числе 105 «брошенных» поездов, или 5 250 вагонов», – привел данные Кайрат Мамырбаев.

Директор РПП ВКО напомнил, что на пограничных пунктах между РК и КНР Нацкомпанией «Қазақстан темiр жолы» с 1 октября введен запрет на перевозку всех грузов, кроме грузов контейнеров и железной руды, в направлении станции «Достык» и далее – КНР:

По состоянию на 1 ноября, по сведениям МИИР, количество «брошенных» грузовых поездов в среднем сутки составляет 53 поезда, или 2 650 вагонов. В то же время, по итогам переговоров с вице-премьером Государственного совета КНР Хань Чжэном сдача по МГПС «Достык» увеличилась с 4 до 11 поездов в сутки.

В письме МИИР за подписью первого вице-министра Каирбека Ускенбаева сообщается, что для решения сложившейся ситуации на границе с КНР принимаются все необходимые меры.

«На основании данных, полученных из МИИР, мы доводим до сведения участников внешнеэкономической деятельности Восточно-Казахстанской области, что они могут оформить свидетельство о форс-мажоре во Внешнеторговой палате Казахстана», – подытожил Кайрат Мамырбаев.

Подробную консультацию по оформлению свидетельства о форс-мажоре предприниматели могут получить на официальном сайте Внешнеторговой палаты Казахстана https://kazcic.kz/ и по тел. 8-717-227-96-16. Также за консультациями можно обратиться в отдел сопровождения проектов Палаты предпринимателей ВКО по тел. 8 (7232) 742-814.

Похожее