Строящийся завод или призрак?

02.03.2021

Так всё-таки новый автозавод «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» - это реальная стройка или это призрак, мираж? Вроде бы уже построили корпус завода, можно приступать к поставке и монтажу оборудования. А вот если послушать ответ акима ВКО Даниала Ахметова на вопрос сотрудника завода «АЗИЯ АВТО», заданный в ходе онлайн- отчёта главы области перед населением, то можно подумать, что никакой стройки вообще нет.

- Почему так получилось? – стал объяснять Даниал Кенжетаевич ситуацию вокруг группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». – Министерство индустрии и инфраструктурного развития заключило с АЗИЯ АВТО соглашение. Заводу предоставлялись льготы и преференции, взамен предприятие должно было расширяться, увеличивать степень локализации, наращивать долю казахстанского содержания.

И что же? С 2010 года не было забито ни одного колышка! – возмутился аким. – Хотя «Астана Моторс» за прошлый год построила точно такой же цех сварки и окраски! В Костанае также построили такой цех.

Итак, глава области полагает, что уже прошло 10 лет, а на строительстве цеха сварки и окраски не было забито ни одного колышка.

Вот что было написано на странице акима ВКО в социальной сети Facebook 12 января этого года.

«Уважаемые земляки! Сегодня посетил строительную площадку, где Группа Компаний «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» до конца прошлого года обязались сдать в эксплуатацию производственные мощности по сварке, окраске и сборке кузова не менее одной модели легкого автомобиля.

Председатель Совета директоров Группы Компаний «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» Анатолий Михайлович Балушкин отметил, что на сегодняшний день они заинтересованы в выполнении принятых на себя обязательств. Идут работы по строительству помещений и приобретению технологического оборудования.

Я несколько раз встречался с руководством компании. Для урегулирования сложившейся ситуации на основании предложений предприятия акиматом области и МИИР РК подписана Дорожная карта по решению проблемных вопросов автосборочных предприятий.

Сегодня в ходе встречи также обсудили меры и предложения, которые будут рассмотрены на правительственном уровне».

К тексту приложено видео. Корпус цеха сварки и окраски практически готов. Как-то эта картина совсем не подходит к такому яркому эпитету, как «за 10 лет не забили ни одного колышка»! Странно, неужели глава области уже позабыл своё посещение стройплощадки полтора месяца назад?! Ведь отчётную встречу Даниала Ахметова смотрели, как сообщается на его странице в Facebook, около 70 000 человек. Значит, они услышали эту информацию, и обратили свой гнев против компании, которая получала льготы, но за 10 лет «не забила ни одного колышка»!

Неверная информация и по суду. Даниал Ахметов сказал, что само предприятие АЗИЯ АВТО подало в суд на министерство индустрии и инфраструктурного развития. Между тем, иск о взыскании более чем 173 млрд. тенге ущерба государству за якобы необоснованно полученные льготы и преференции был подан именно министерством. Завод лишь пытался перенести суд из Нур-Султана в Усть-Каменогорск, по месту нахождения ответчика, но это ходатайство не было удовлетворено.

Ещё одна неточность – сравнение цеха сборки и окраски в Алматы и в Усть-Каменогорске. Да, «Астана Моторс» построила такой цех на территории индустриальной зоны в южной столице. Но площадь цеха – 34 тыс. кв.м. Строящийся цех в Усть-Каменогорске – площадью 120 тыс. кв.м. Явно не «точно такой же». Не лишним будет упомянуть, что на строительство цеха в Алматы был выделен кредит Банка развития Казахстана в 12,8 млрд. тенге на 15 лет, и АО «Фонда развития промышленности в 7,4 млрд. тенге. Это всё государственные структуры, а значит, и выделенные деньги – государственные. А в строительство цеха в Усть-Каменогорске вложено более 72 млн. долларов частных средств.

Даниал Кенжетаевич сообщил, что государством была оказана поддержка в строительстве инженерной инфраструктуры к строящемуся заводу, в том числе и железнодорожных путей. Для этого выделили 11 млрд. тенге, еще 1 млрд. на прокладку железнодорожного подъезда ещё не освоен. Но и в Алматы инженерные сети были возведены за счёт государства, поскольку вся суть индустриальных зон к этому и сводится: государство предоставляет землю с уже готовой инфраструктурой.

Так и непонятно, а где же упомянутая акимом области 12 января «Дорожная карта по решению проблемных вопросов автосборочных предприятий», подписанная акиматом ВКО и МИИР? Если уже объявлено о сокращении почти 2000 человек, видимо, никакую дорожную карту министерство и не собиралось выполнять, если таковая вообще существует.

Конечно, хорошо, что областной акимат принимает самое деятельное участие в судьбе сокращаемых работников, помогает найти работу. Понятно, что аким области не может обладать всей информацией по всем проблемным вопросам огромного региона, это даже физически невозможно. Не исключено, что глава ВКО в череде ежедневных забот мог позабыть, что корпус уже построен, ведь сейчас на первом плане коронавирус и здравоохранение. Наверное, недостоверную информацию ему подготовили его подчиненные, что говорит об уровне их квалификации. Но, к сожалению, в итоге десятки тысяч людей создали для себя искажённую картину вокруг строящегося автозавода, признали правоту действий по уничтожению предприятия.

Даниал Ахметов сказал, что если расширение производства продолжится, то государство и областной акимат будут поддерживать предприятие. Но сейчас судьба уже построенного корпуса совершенно непонятна. Нужен ли цех сварки и окраски в сложившихся условиях? На днях АвтоВАЗ заявил, что приостанавливает производство автомобилей Lada на площадке в Усть-Каменогорске. А вот будет ли оно возобновлено – неизвестно. Возобновлять его пока негде. Завод «АЗИЯ АВТО» стоит, и, вероятнее всего, будет продан с торгов, а в новый цех ещё не поступило оборудование. А нужно ли его закупать и монтировать? Или этот цех останется стоять пустующим, как символ мудрой индустриальной политики государства?

Денис Данилевский

На фото – скрин-шот видео к публикации на странице Д. Ахметова в Facebook. Такую картину увидел аким ВКО на стройплощадке 12 января 2021 года.

Похожее