В ВКО машиностроительные предприятия несут убытки из-за простоя грузов на границе с Китаем

17.02.2023

На выездном заседании комитета машиностроения Палаты предпринимателей ВКО субъекты бизнеса рассмотрели наиболее актуальные проблемы своей отрасли, в частности речь шла о ремонте дорог и логистике. Огромное количество предприятий несут убытки, связанные с доставкой сырья, материалов и оборудования как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

Февральское заседание вновь образованного комитета машиностроения Палаты предпринимателей ВКО прошло на площадке ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод» (УККЗ), с участием субъектов бизнеса, представителей государственных органов и отраслевых департаментов НПП «Атамекен».

Председатель комитета машиностроения, гендиректор УККЗ Владимир Аксенов рассказал участникам об основных положениях проекта Комплексного плана развития машиностроения Республики Казахстан, которые в первую очередь касаются импортозамещения и поддержки экспортоориентированных производств.

«Учитывая, что у нас тоже порядка 60-70%, в зависимости от года, экспортируется за пределы Казахстана, то для нас бич – это возврат НДС. В декабре 2022 года нам вернули НДС за четвертый квартал 2021 года. Представляете, целый год наше предприятие фактически на сумму 60-90 млн тенге кредитовало бюджет! Ну, о чем тут мы говорим, какое экспортоориентирование, развитие? Это серьезная проблема, потому что мы кредитуемся в банках, и все это потом закладываем в цену», – отметил Владимир Аксенов.

Также в рамках обсуждения проекта подняты вопросы увеличения численности малого и среднего бизнеса в машиностроении за счет заключения долгосрочных оффтейк-контрактов, отсутствия государственной экспертизы контрактов, отсутствия государственного планирования строительства крупных объектов жизнеобеспечения и необходимости внутренней кооперации предприятий машиностроения.

«В какую отрасль вкладываться машиностроению? Или в оборудование для угольной промышленности, если будет строиться ТЭЦ, или в оборудование для атомной электростанции, если будет строиться АЭС, или для гидроэлектростанции, если будет строиться ГЭС? Если была бы программа соответствующая на уровне министерств, правительства, то мы бы понимали, что надо идти в сторону такого-то развития энергетики – атомной, угольной, гидроэнергетики. И тогда мы могли бы вкладываться в производство уже той продукции, которая будет использоваться в этих отраслях энергетики. А когда мы видим, что идет метание – естественно, во что вкладываться, в какое направление? У нас вопрос этот остается открытым, и в общем-то без четкого планирования, без понимания перспективы развития, к примеру, энергетики Казахстана на следующие 5-10 лет, естественно, машиностроение у нас тормозится», – аргументировал Владимир Аксенов.

Одной из острых проблем субъектов бизнеса ВКО остается состояние дорог республиканского значения от границы Российской Федерации до Шемонаихи, от Шемонаихи до поселка Бородулиха, от Усть-Каменогорска до Семея. По словам Владимира Аксенова, перевозчики России наотрез отказываются доставлять грузы в Казахстан из-за плачевного состояния наших дорог.

«Автомобильный переход от Шемонаихи до Усть-Каменогорска – это участок автомобильной дороги республиканского значения. На 2023 год мы как подразделение областное закладывали уже даже не реконструкцию, не капитальный ремонт, а средний ремонт участков этой автомобильной дороги, но, к сожалению, профильное министерство не поддержало нас. Однако госзадание, которое нам дает Комитет автомобильных дорог, будет корректироваться в течение года, так что надежду мы не теряем, что средства все-таки будут выделены. Что касается среднего ремонта, то после разделения областей из 12 объектов где-то 8-9 перешли в область Абай, а у нас остались объекты среднего ремонта только от Усть-Каменогорска в сторону Рахмановских ключей. Также сейчас мы «пробиваем» средний ремонт трассы Усть-Каменогорск – Риддер и планируем в 2023 году закончить ремонт дороги по направлению к Аягозу», – поделился планами руководитель подразделения эксплуатации ВКОф АО «НК «QazAvtoJol» Нурлан Азимбаев.

Спикер добавил, что письменные обращения предпринимателей с изложением существующих проблем и предложений могли бы стать реальным обоснованием для проектов, которые направляются филиалом в профильное министерство. Он призвал предпринимателей обращаться в филиал, чтобы как можно эффективнее и быстрее решать возникающие вопросы.

Еще один наболевший вопрос предпринимателей машиностроительного комплекса – доставка сырья, материалов и оборудования из Алматы до Усть-Каменогорска железнодорожным транспортом и простои грузов на границе с Китаем. Владимир Аксенов сообщали, что если до пандемии на УККЗ получали товар из Китая в течение 30-45 дней, то в настоящее время ожидание длится от 3 до 6 месяцев. При этом основной акцент делается на транзитных маршрутах из других стран, а отечественные предприятия страдают из-за простоев, увеличения транспортных расходов и срывов исполнения контрактов.

«Внутри Казахстана у нас проблем нет. Китай сейчас принимает в среднем в сутки по 12-13 поездов от нас, мы оттуда тоже принимаем около 10 поездов в сутки. С «Достыка» к нам перевозка три дня максимум, даже за два дня поступают грузы. Это у вас просто проблема была по станциям «Достык» и «Алашанькоу», что не могли контейнеры перегрузить на погружную платформу. Но этот вопрос раз у вас стоит, я могу вам посодействовать, на Астану выйти, к своему руководству», – прокомментировал заместитель директора по логистике ТОО «КТЖ-грузовые перевозки»-«Семейское отделение ГП» Алмас Сейсемканов.

С его мнением, однако же, не согласились в Нацпалате «Атамекен». Так, заместитель директора Департамента логистики и перевозок НПП Гамир Жуматаев сообщил о том, что с 1 июля 2022 года количество брошенных поездов на магистральной сети постоянно растет.

«Если к 1 июля порядка 200-250 брошенных поездов ежесуточно на магистрали было, то пиковую ситуацию мы увидели в декабре-январе, когда на магистрали находилось до 600 брошенных поездов в сутки. Соответственно магистраль была забита!» – привел данные Гамир Жуматаев.

Представитель НПП также рассказал о проводимой «Атамекеном» работе и о поднимаемых вопросах на уровне Комитета транспорта МИИР РК. В частности Нацпалата настаивает на обеспечении паритетности перевоза железнодорожным транспортом грузов казахстанских предприятий, иными словами – транзитные перевозки не должны идти в ущерб отечественным. Он также добавил, что к рабочей группе, созданной по инициативе НПП на площадке Комитета транспорта, будут обязательно привлечены эксперты Палаты предпринимателей ВКО для сбора дополнительных предложений.

В завершение встречи заместитель генерального директора АО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры» Рустам Ахмадиев озвучил проблему общественного транспорта в областном центре и доставки сотрудников до предприятий, а также предложил вовлечь в работу комитета машиностроения как можно большее количество предприятий со всего региона для обмена опытом и поиска путей решения общих проблем.

По итогам заседания члены комитета машиностроения решили направить в Палату предпринимателей ВКО свои предложения в проект Комплексного плана развития машиностроения Республики Казахстан, проблемные вопросы по перевозке грузов ж/д транспортом внутриреспубликанского значения и связанные с таможней, а также информацию о простоях грузов на границе КНР и РК для дальнейшей отработки с Министерством иностранных дел РК; вынести вопрос возврата НДС на очередное заседание комитета машиностроения с приглашением уполномоченных государственных органов; направить письмо в АО «НК «QazAvtoJol» о необходимости ремонта дорог республиканского значения в ВКО; организовать совещание с акиматом города Усть-Каменогорск по проблеме работы общественного транспорта.

 

Похожее