В ВКО проблему эффективной подготовки кадров решает дуальное обучение

28.10.2022

В Восточно-Казахстанской области на семинаре «Формирование профессиональных компетенций студентов колледжей в условиях дуальной системы обучения» представитель Палаты предпринимателей ВКО рассказал о системе подготовки кадров в регионе с учетом реальных потребностей предприятий.

27 октября в Усть-Каменогорске прошел областной семинар «Формирование профессиональных компетенций студентов колледжей в условиях дуальной системы обучения» под модераторством и. о. руководителя Управления образования ВКО Алимы Ақылбек. В мероприятии приняли участие предприятия-соцпартнеры, директора и заместители директоров колледжей по учебно-производственной работе, представители Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области и ее районных филиалов, в том числе через платформу Zoom.

В своем приветственном слове Алима Ақылбек отметила, что система профессионального образования в сегодняшних условиях постоянно совершенствуется и требует новых подходов к установлению взаимодействия сторон. Так, в настоящее время приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда. При этом одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки кадров выступает дуальное обучение.

«В 2022-2023 учебном году по Восточно-Казахстанской области действует 42 учебных заведения, дуальное обучение используют 28 учебных заведений по 49 специальностям, по 61 квалификации. Охват у нас составляет 2 741 студента, из них по госзаказу обучается 2 431 студент с привлечением 448 предприятий – социальных партнеров наших колледжей. На сегодняшний день у нас заключено 2 587 договоров, в рамках которых выпускники проходят стажировку с дальнейшим трудоустройством», – привела данные Алима Ақылбек.

Одной из мер, влияющих на востребованность выпускников колледжей, является развитие социального партнерства. Сегодня общее количество социальных партнеров в ВКО составляет 976 предприятий по 31 отрасли экономики, отметила спикер.

Также Алима Ақылбек напомнила, что по рекомендации Министерства образования и науки РК на 2022-2023 учебный год за счет средств областного бюджета целевой госзаказ на подготовку кадров размещается при наличии двухстороннего договора между колледжем и работодателем. Так, по целевой подготовке для 15 колледжей Восточного Казахстана выделено 706 ученических мест. Выпуск по дуальному обучению в 2022 году по области составил 601 студента, из них на сегодняшний день трудоустроены 524 человека. Доля трудоустройства и занятости по дуальной системе обучения составляет 87,1%.

Начальник отдела развития человеческого капитала ПП ВКО Асет Адылхан выступил с докладом на тему «Дуальное обучение как система подготовки кадров с учетом реальных потребностей предприятий». Он сообщил о том, что ежегодно НПП «Атамекен» проводит масштабный опрос предприятий крупного и среднего бизнеса касательно потребностей в рабочих кадрах. В 2022 году участие в опросе приняли более 32 тысяч субъектов бизнеса, которые определили свою прогнозную потребность в кадрах на ближайшие три года. По Восточно-Казахстанской области на текущий год потребность составила более 2 200 работников.

Исходя из результатов опроса Нацпалата определяет ТОП самых востребованных специальностей на рынке труда, при этом от 57 до 62% составляет потребность в кадрах, которые обучаются в системе технического и профессионального орбразования (ТиПО), то есть в колледжах.

«В ТОП-10 самых востребованных специальностей в сфере ТиПО вошли слесари-ремонтники, электромонтеры, электрогазосварщики, водители, повара и так далее. Хотя существует такая тенденция, когда в поиске какой-то новой ниши многие колледжи внедряют специальности инновационного характера типа робототехники и т. п. На самом деле рынку требуются традиционные классические специальности, на которые у колледжей есть лицензии», – отметил Асет Адылхан.

Также существует проблема того, что студенты-выпускники колледжей, которых готовили, например, для сферы строительства, уходят в другие сферы деятельности, где более легкие условия труда и конкурентная заработная плата. И выходом из данной ситуации как раз является дуальное обучение.

«С 2014 года совместно с Управлением образования ВКО, Министерством образования и науки мы начали реализацию Дорожной карты дуального обучения. В этот процесс больше 300 предприятий ВКО было вовлечено, хотя за период с 2014 по 2019 годы у нас эта цифра доходила и до 500, и до 600 предприятий. Однако ввиду того, что законодательство наше не позволяло в полной мере реализовывать данный процесс, многие предприятия отказывались от этой системы, находили другие варианты взаимодействия. Но за последние годы НПП «Атамекен» совместно с МОН РК было сделано очень многое в части утверждения нормативов: сейчас и в Трудовой кодекс определенные изменения внесены, и разработаны специальные правила и механизмы реализации дуального обучения. На сегодняшний день из 770 колледжей по стране дуальным обучением охвачено 473, а это более 50%», – проинформировал Асет Адылхан.

Представитель «Атамекена» также рассказал о плюсах дуального обучения для предприятий, которые выражаются в учете их потребностей и пожеланий касательно подготовки кадров. Это касается и учебных программ, и объема учебных часов, и сроков проведения практики, и введения новых дисциплин, и т. д. Показатель трудоустройства студентов, прошедших дуальное обучение, составляет порядка 87%, чем не могут похвастать колледжи, не участвующие в дуальном обучении.

«Когда субъект бизнеса сам делает заказ на обучение необходимого специалиста, дуальная система обучения позволяет предприятию непосредственно участвовать в его подготовке. И основной документ, который регламентирует отношения между колледжем и предприятием, помимо договора, – это учебная программа, где по нашим нормативам минимум 60% времени должно быть отведено практическому обучению, различного рода производственным практикам, и 40% – теории. И тогда выпускник выходит из колледжа специалистом, «заточенным» именно под данное предприятие», – пояснил Асет Адылхан.

Что касается наставничества и стажировок, то Палатой предпринимателей ВКО принимаются заявки от предприятий на подготовку наставников из числа своих работников. То же самое касается преподавателей специальных дисциплин в колледжах, которые осваивают на предприятиях новые технологии, новые виды изделий, тем самым расширяя свои компетенции и навыки.

«Вы знаете, что если 60% времени студент проводит на предприятии, то наставник в основном занимается им. Минимум 10 человек должно быть у наствника, в зависимости от возможностей предприятия. И хотя этот наставник является специалистом своего производства, но у него нет определенных знаний в сфере возрастной психологии, в сфере педагогики, в организации учебного процесса и непосредственно производственной практики, в приеме экзаменов. И вот наша программа обучения наставничеству как раз решает все эти задачи. На сегодняшний день у нас есть тренеры-мультипликаторы, которые прошли специальное обучение за границей и теперь обучают наставников по заявкам предприятий. После прохождения данного обучения вы уже сами заметите, что подход и взаимодействие предприятия с колледжем станут на порядок выше», – завершил свое выступление начальник ОРЧК Палаты предпринимателей ВКО и призвал все колледжи и предприятия региона к воволечению в процесс дуального обучения.

Также в ходе семинара было рассказано о концепции, опыте, проблемах и перспективах дуального обучения, о технологии подготовки специалистов. В завершение мероприятия было принято решение масштабировать дуальное обучение, с охватом не только крупного, но и среднего бизнеса, в том числе в районах ВКО и сельской местности.

 

 

Похожее