В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ НАМЕРЕНЫ ВОЗРОДИТЬ ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

29.12.2022

На заседании комитета туризма Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО был презентован проект по запуску круизных речных маршрутов «Усть-Каменогорск – Катон-Карагай». Чтобы возродить былую славу водного туризма в Восточно-Казахстанской области, потребуется помощь Палаты, областного акимата и его отраслевых структурных подразделений.

28 декабря в Палате предпринимателей ВКО прошло заседание комитета туризма под председательством директора РПП Кайрата Мамырбаева, с участием представителей Управления туризма и внешних связей ВКО, Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО, Регионального центра государственно-частного партнерства ВКО, Регионального Совета деловых женщин НПП «Атамекен» по ВКО. Темой встречи стала презентация проекта ТОО «Белалекс» по запуску круизных маршрутов «Усть-Каменогорск – Катон-Карагай» на речном транспорте.

Директор ТОО Ксения Белова проинформировала участников встречи о текущей деятельности компании, которая с 2020 года организует водные прогулки на речных трамвайчиках.

«У нас накоплен большой опыт пассажирских перевозок, за один сезон нашими услугами пользуются более 40 тысяч человек. Уже третий год трамвайчики «Белалекс» являются одной из достопримечательностей областного центра. Туристы, посещая наш город, стремятся побывать на водных экскурсиях и речных турах по Усть-Каменогорскому водохранилищу. К нам приезжали ведущие программы «Орел и решка», приезжают казахстанские блогеры и певцы, которые считают своим долгом сделать селфи на наших катерочках», – поделилась Ксения Белова.

Она напомнила, что 2023 год в Казахстане объявлен Годом туризма и что Главой государства постоянно делается акцент на развитии экотуризма, этнотуризма, в котором кроется потенциал прироста внутреннего валового продукта в объеме около 8%. При этом именно в Восточном Казахстане имеются огромные возможности развития водного туризма, ведь наш край богат такими природными достопримечательностями, как Бухтарминское водохранилище, озеро Зайсан, урочища Киин-Кериш и Шекельмес, а также самый большой в стране Катон-Карагайский национальный парк.

ТОО «Белалекс» вместе с Палатой предпринимателей ВКО провели определенную работу по изучению потребности в пассажирских перевозках на речном транспорте из Усть-Каменогорска в Катон-Карагайский район до причала в Большенарыме. Как сообщила Ксения Белова, с июля следующего года казахстанцы готовы ехать в Катон, для чего существует три способа доставки – на автотранспорте, вертолете или теплоходе. Первый способ не совсем удобен, второй не всем доступен, а третий способ позволит не только комфортно добраться до места назначения, но и полюбоваться по пути красотами природы.

«Предложение по водному трансферу такое: у нас есть уникальная возможность запустить катера наподобие всем известного «Балакирева», но начать мы могли бы с кораблей поменьше – от 10 до 15 спальных мест, с кинотеатром, сауной и всеми соответствующими опциями. Мы можем останавливаться по дороге в прибрежных местах, на пляжах, на базах отдыха по требованию. Я хочу сказать, что развитие круизного туризма очень сильно повысит качество жизни населения.», – отметила Ксения Белова.

По подсчетам ТОО «Белалекс», время следования составит примерно 15 часов, с остановкой на Серебрянском шлюзе. Впрочем, процесс шлюзования можно и исключить путем доставки пассажиров колесным транспортом, в таком случае время следования сократится примерно до 9 часов. Периодичность маршрутов планируется в количестве двух-трех раз в неделю, но все будет зависеть от потребностей туристов.

В настоящее время ТОО «Белалекс» располагает пятью речными трамваями. Для того чтобы реализовать задуманное, необходимо приобрести несколько теплоходов и поставить причал в Большенарыме.

«На данный момент есть два подходящих теплохода – «Юрий Мурин» и «Виталий Метте». Наша компания готова взять их в работу и организовать водные трансферы и круизы. То есть это не просто доставка, но и путешествия по Бухтарминскому водохранилищу на Шекельмес, Киин-Кериш, как это было раньше. Чтобы купить теплоходы, мы видим разные варианты – либо государственно-частное партнерство (ГЧП), либо лизинг, либо грантовое финансирование, либо какие-то другие варианты инвестирования. И мы просим вас оказать нам содействие по покупке теплоходов и запуску проекта. То есть надо сначала создать алгоритм, последовательность действий, и просим Палату предпринимателей взять нас на коучинг-сопровождение на 2023 год для совместной разработки модели реализации данного проекта», – обозначила потребности предприятия Ксения Белова.

Проект поможет создать новые рабочие места, поспособствует развитию прибрежного бизнеса, росту числа самозанятых, увеличению ВВП области и в конечном итоге – повышению рейтинга страны в целом. В ТОО «Белалекс» и Палате предпринимателей ВКО считают, что совместно с местным исполнительным органом можно возродить и развить водный туризм, который станет частью культурного наследия Нового Казахстана.

Директор Регионального центра ГЧП Даулет Батырбаев сразу пояснил, что на сегодняшний день вносятся поправки в Закон о ГЧП, поэтому инициирование проектов пока приостановлено.

Директор Палаты предпринимателей ВКО, со своей стороны, напомнил, что теплоход «Виталий Метте» находится под арестом в рамках уголовного дела в отношении АО «Азия Авто». Однако по аналогии с горнолыжной базой «Нуртау», которая также находится под арестом, но была сдана в аренду во избежание простоя, Кайрат Мамырбаев намерен провести переговоры касательно продажи либо сдачи в аренду речного транспорта. Когда закроют уголовное дело, неизвестно, а теплоход за это время может заржаветь и прийти в полную негодность, аргументирует представитель «Атамекена». Также он предложил Управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО (УПИИР) включить данный проект отдельным пулом в концепцию развития туристической отрасли, которая находится в стадии разработки, на что последовал положительный ответ со стороны и. о. руководителя отдела развития туризма Алимжана Дайырбаева. Для того чтобы проект получил дальнейшее развитие в частном порядке, последний пообещал провести переговоры с вышестоящим органом.

«Просто видите, ситуация какая: ждать времени нет, то есть зима сейчас пролетит быстро, весна наступит, а уже с мая месяца надо работать. Навигация начинается, к этому времени желательно бы что-то уже придумать и подготовить. Есть стандартные программы льготного кредитования, и я берусь лично порешать этот вопрос с «Народным банком». Может быть, мы и какую-то лизинговую компанию найдем – это как один из вариантов, мы его со счетов не сбрасываем. Кроме того, мы подготовимся к встрече с курирующим заместителем акима Шакарымом Буктугутовым, чтобы презентовать ему проект и наметить возможные пути решения вопроса с приобретением теплоходов», – продолжил Кайрат Мамырбаев.

Представитель ТОО «Белалекс» Олег Белов добавил, что есть еще два подходящих теплохода у АО «УМЗ», однако приобрести их можно только через торги, тогда как имеются и другие претенденты на эти две единицы транспорта.

«У нас есть одно удивительное отличие – это прямое сообщение с Россией. Ни у кого нет такого, только у нас на Востоке. Поэтому мы можем из России притащить речной транспорт, какой нам надо будет. Мы можем крупнотоннажные суда притаскивать. «Юрий Мурин» и «Виталий Метте» могут перевозить 4 тысячи человек за сезон, а у нас население города уже почти 400 тысяч, это я за гостей даже не говорю. Нам этих кораблей, если честно, штук 100 надо, а у нас ни одного нет! При Советском Союзе было всё, а сейчас уже 40 лет ничего нет. Помогите нам, ребята, давайте запустим этот проект!» – призвал Олег Белов.

Участники встречи проявили интерес к проекту ТОО «Белалекс», а директор Палаты предпринимателей ВКО намерен приступить к выполнению взятых на себя обязательств сразу после новогодних праздников.

«Алаколь мы отстроили, закончили, отдали Абайской области. Теперь будем поднимать свои туристические направления, тем более что глава региона уже озвучил планы, прописанные в Программе развития побережья Бухтарминского водохранилища. А проект ТОО «Белалекс» действительно интересный, нестандартный, мы давно уже потеряли вот это направление водного туризма, пора его восстанавливать», – подытожил Кайрат Мамырбаев.

 

Похожее