Атамекен обсуждает законопроекты

08.07.2019

«…Отсутствие у предпринимателей механизмов воздействия на поставщиков предыдущих уровней вкупе с переложенной на бизнес ответственностью за налоговые правонарушения фактически нивелируют применение принципа добросовестности предпринимателя, на котором акцентировалось внимание в рамках предвыборной платформы Президента К. К. Токаева…»

Палата предпринимателей Восточно-Казахстанской области информирует бизнес-сообщество региона о законопроектах, находящихся на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. Депутаты обсуждают вопросы совершенствования процедур реабилитации и банкротства, регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности. Национальная Палата предпринимателей «Атамекен», в свою очередь, инициирует меры по урегулированию проблемы возврата НДС.

РЕАБИЛИТАЦИЯ И БАНКРОТСТВО

29 мая 2019 года на пленарном заседании Мажилиса одобрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства». Проект имеет несколько ключевых целей: изменение оснований для применения субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства; сокращение сроков проведения процедуры банкротства; упрощение ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства; установление субсидиарной ответственности не номинальных должностных лиц, а фактически виновных в доведении должника до банкротства.

В ходе обсуждения законопроекта сомнения депутатов вызвала статья «Причинение имущественного ущерба кредиторам путем обмана или злоупотребления доверием», вводимая вместо статьи «Ложное банкротство». Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что данная поправка ставит под угрозу основы ведения бизнеса в Казахстане. Согласно действующему законодательству участники ТОО или АО несут ответственность перед кредиторами только в пределах своего вклада в уставный фонд. И именно такая правовая конструкция, по словам спикера палаты, позволяет предпринимателям инвестировать свободные деньги в развитие бизнеса. Он предложил оставить действующую редакцию, согласно которой материальная ответственность учредителя по долгам его предприятия наступает только в том случае, если суд установит сознательное приведение предприятия к банкротству и нарушение прав кредиторов.

Как подчеркнула в своем комментарии к данному вопросу заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Алена Романова, Нацпалата не согласовывала вышеуказанную норму и дважды предоставляла отрицательное экспертное заключение. А свою позицию о том, что законопроект о банкротстве несет риски для бизнеса, НПП озвучивала еще в прошлом году в ходе рассмотрения концепции законопроекта на межведомственной комиссии, а также в феврале текущего года на заседании круглого стола в Мажилисе.

Также в ходе обсуждения депутаты подняли вопрос введения института саморегулирования в профессиональной деятельности банкротных администраторов и управляющих. Первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов в этой связи отметил, что рынок не готов к саморегулированию в связи с отсутствием конкуренции в указанной среде - сегодня на рынке функционирует лишь около 400 таких субъектов. В свою очередь председатель Мажилиса напомнил, что передача госфункций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям обозначена в Плане нации «100 шагов», и необходимая законодательная база для этого есть. Рабочей группе совместно с разработчиком поручено изучить данный вопрос до второго чтения.

В рабочую группу Мажилиса поступило более 400 предложений от депутатов, которые были рассмотрены на 10 заседаниях рабочей группы и на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, неправительственных организаций.

По результатам обсуждения спикер Мажилиса Парламента поручил доработать законопроект до второго чтения с учетом мнения НПП «Атамекен».

 

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Мажилисом Парламента РК одобрен во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности». Основной целью проекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования. В случае его принятия будут внесены соответствующие дополнения и изменения в 10 кодексов и 60 законов Республики Казахстан.

Проект закона направлен на решение нескольких актуальных задач: создание независимого органа регулирования финансового сектора, подотчетного Главе государства; разграничение компетенции между Нацбанком РК и новым регулятором; устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования; защита прав потребителей финансовых услуг; совершенствование системы гарантирования депозитов; перенос срока ввода и поэтапное внедрение всеобщего декларирования доходов и имущества физлиц; введение налоговой амнистии для физических лиц по списанию пени по налоговым обязательствам до 1 января 2019 года, за исключением налога на имущество и земельного налога, при условии погашения до 31 декабря 2019 года основного долга; списание суммы налоговой задолженности сроком более 15 лет с физлиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но имеющих долги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; уточнение редакции и приведение в соответствие норм действующего законодательства с нормами проекта закона.

Реализация проекта закона повлечет расходы республиканского бюджета в размере порядка 10 млрд тенге в год на содержание независимого органа регулирования финансового сектора.

В рабочую группу по данному законопроекту поступило более 200 предложений депутатов, уточняющих и улучшающих его содержание, в том числе в целях исключения возможной правовой коллизии в будущей правоприменительной практике.

Законопроект направлен на дальнейшее рассмотрение Сената Парламента РК.

 

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Одной из актуальных проблем, с которой субъекты бизнеса обращаются в НПП «Атамекен», является несвоевременный и неполный возврат превышения НДС, что приводит к снижению и даже «заморозке» 12% оборачиваемых финансовых средств предприятия. Как следствие немногочисленные отечественные экспортеры становятся неконкурентоспособными на внешних рынках.

Данная ситуация, по мнению Нацпалаты, является результатом принятых норм по возврату превышения НДС, в соответствии с которыми на экспортера ложится ответственность за налоговые обязательства поставщиков, находящихся на предыдущих уровнях товарно-сбытовой цепи - от третьего до девятого-десятого. Отсутствие у предпринимателей механизмов воздействия на поставщиков предыдущих уровней вкупе с переложенной на бизнес ответственностью за налоговые правонарушения фактически нивелируют применение принципа добросовестности предпринимателя, на котором акцентировалось внимание в рамках предвыборной платформы Президента Касым-Жомарта Токаева.

Департамент налогообложения НПП отмечает, что в отношении возврата НДС направляются предложения бизнес-сообщества по совершенствованию данных положений, однако уполномоченным государственным органом они не поддерживаются.

В целях обсуждения данного вопроса на уровне Правительства РК Нацпалатой направлено обращение премьер-министру РК Аскару Мамину с предложениями исключить норму по уплате пени и штрафа в случае доначисления НДС при повторной проверке; создать под руководством первого заместителя премьер-министра - министра финансов РК Алихана Смаилова проектный офис с привлечением заинтересованных государственных органов и бизнес-сообщества. Также в настоящее время под руководством члена правления НПП Рустама Журсунова заинтересованными департаментами НПП отрабатываются предложения по урегулированию вопроса возврата НДС зерновым и мукомольным предприятиям.

Еще одна проблема, вынесенная Нацпалатой на обсуждение с государственными органами, - необходимость урегулирования накопленного дебетового сальдо по НДС, размер которого составляет около 1,4 млрд тенге. Для решения данного вопроса следует провести анализ создавшейся переплаты по НДС и разработать комплекс соответствующих мер, считают в НПП.

Принятие кардинальных мер по совершенствованию системы налогового администрирования, в частности возврата НДС, будет способствовать решению поставленных перед Правительством и НПП задач по продвижению интересов отечественных компаний-экспортеров, расширению области применения принципа добросовестности налогоплательщика и, в целом, улучшению делового климата в стране.

 

Похожее