Бизнес Востока заявляет о своем праве участвовать в законотворчестве

26.10.2022

В преддверье Х Съезда НПП «Атамекен» в Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области прошло расширенное заседание комитета услуг и торговли при Региональном совете, на котором поднимались самые злободневные системные и частные вопросы бизнеса. Делегатам Съезда дано поручение отстоять право бизнес-сообщества на экспертизу нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимательства, которая должна носить обязательный, а не рекомендательный характер.

На прошлой неделе прошло расширенное заседание комитета услуг и торговли при Региональном совете Палаты предпринимателей ВКО под председательством Романа Честных. В нем приняли участие представители отраслевых бизнес-ассоциаций, руководители областных и территориальных департаментов, руководители департаментов НПП «Атамекен», представители местных исполнительных органов, директора районных филиалов Палаты предпринимателей ВКО и заинтересованные субъекты бизнеса, в том числе через приложение Zoom.

Ранее предприниматели направили в Палату свои проблемные вопросы, на основании чего была сформирована повестка заседания комитета. Были рассмотрены системные и частные проблемы субъектов бизнеса, а в завершение встречи ее участники обсудили с членами Регионального совета их участие в предстоящем Х Съезде НПП «Атамекен».

 

НЕВЫПОЛНИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ – НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Директор ТОО «Штиф» Сергей Федоров рассказал о сложившейся ситуации с контрольными приборами учета (КПУ), внедрение которых на нефтебазах и автозаправочных станциях (АЗС) законодательно закреплено Министерством энергетики РК с 2024 года.

Примечательно, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности», куда внесено требование об установке КПУ, не был подвергнут анализу регуляторного воздействия и не был согласован с НПП «Атамекен» и бизнес-сообществом.

Сергей Федоров отмечает, что для полного оснащения КПУ одной средней нефтебазы требуется около 270 млн тенге, с учетом приобретения оборудования и расходных материалов, подготовительных и строительно-монтажных работ. Данные финансовые затраты, естественно, затем будут включены в стоимость нефтепродуктов для населения.

Вопрос поднимается бизнесом с 2018 года через Казахстанскую топливную ассоциацию. Были направлены официальные письма Президенту РК, премьер-министру, министру энергетики, в НПП «Атамекен» и ОЮЛ «Kazenergy» о том, что установка контрольных приборов учета никак не решает проблему дефицита дизельного топлива, который создался в текущем году.

Две недели назад директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев побывал в ТОО «Штиф» для обсуждения данной проблемы, после чего РПП включилась в процесс оспаривания целесообразности вводимых требований по установке КПУ.

«Интересно, что всё это законотворчество происходит в условиях уже отлаженной системы учета нефтепродуктов, и почему-то Министерством энергетики не принят во внимание тот факт, что нефтебазы не производят нефтепродукты, а лишь осуществляют их сбыт, поэтому цель внедрения КПУ – недопущение дефицита нефтепродуктов в стране – никак не может быть достигнута путем внедрения дополнительных требований к бизнесу из сферы торговли», – прокомментировал мнение отраслевого бизнеса Кайрат Мамырбаев.

По словам директора ТОО «Штиф», с помощью КПУ невозможно наладить достоверный учет расхода ГСМ. Все дело в разности годовых температур, при которых меняется плотность нефтепродуктов, и показания датчиков выходят некорректными. Еще один момент: при отгрузке ГСМ в документах указывается весь закупаемый объем, тогда как по факту продукт выбирается частями, по мере возможностей потребителей. Эта разница между фактическими отгрузками и показаниями КПУ порождает массу проблем с органами государственных доходов, что вынудило ТОО «Штиф» дополнительно принять на работу двух бухгалтеров, которые «сводят концы с концами» в этой неразберихе.

«Количество автотранспорта в стране постоянно растет, а у нас по-прежнему три завода выпускают ГСМ. Но вместо того чтобы наращивать производство топлива в Казахстане, который является нефтедобывающей страной, мы начинаем делить «тришкин кафтан». Ну, разве это государственный подход к проблеме? Все начинается с законов, которые продвигают и лоббируют, как я считаю, только установщики этих приборов КПУ», – говорит Сергей Федоров.

Интересно, что ранее в ТОО «Штиф» и на других нефтебазах и АЗС уже были установлены дорогостоящие КПУ, но теперь Минэнерго выдвигает требование об установке приборов других, конкретно прописанных марок. При этом в Казахстане нет ни одного предприятия, которое бы изготавливало данные КПУ.

Сергею Федорову вторит директор ТОО «ГазТехОборудование» Сергей Акентьев, у которого также имеется собственная нефтебаза и 10 автозаправочных станций по области.

«Мы на каждой заправке поставили по 4-5 приборов, которые приобретали в Москве, нигде ближе их не было, это самые дешевые. Вложили туда 50 миллионов тенге. Результат от приборов в общем никакой, все меряется фактически: каждое утро операторы механически меряют шестами, поправки все делаются с учетом погрешности. Суть в том, что эти приборы просто забрали у нас деньги! Мы и так даем в налоговую все фактические остатки, проверки они все равно всегда приезжают и проводят механически, и получается, что мы просто выложили деньги, поставили эти приборы, но ими не пользуемся», – констатирует Сергей Акентьев.

Предприниматель также заметил, что деньги в установку КПУ обязали вкладывать субъектов бизнеса, а выгоду от данного мероприятия получит государство, ведь только одно его предприятие платит 500 тысяч тенге за передачу данных с КПУ. Поэтому было бы логично, если бы государство оснащало нефтебазы и АЗС за свой счет, а потом подсчитало, выгодно это на самом деле или нет, ведь реальной картины расхода топлива оно не получит.

Представитель Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов добавил, что АО «Национальные информационные технологии», которое отвечает за учет реализации дизельного топлива на АЗС, является государственной компанией, но взимает такие баснословные тарифы, что легче работать оператором, чем реализовывать нефтепродукты.

«Мы начали разбираться, и эти же цифры, которые мы в АО «НИТ» передаем, нам не показывают, мотивируя тем, что мы не заключили с ними договора и не оплачиваем за информацию, которую мы же им и передаем. Мы предлагаем передать эти функции соответствующему государственному органу, который будет самостоятельно обслуживать, не взимая плату с предпринимателей. Ежегодная сумма, которую планирует взимать АО «НИТ», составляет примерно один миллиард тенге. Некоторые еще и платят, наверное, но наша Ассоциация категорически рекомендовала своим членам не платить эти суммы. Сейчас они пробуют передать информационную систему в Министерство энергетики, и при этом просят на обслуживание ежегодно 300 миллионов тенге выделять. Сейчас они занимаются расчетами», – пояснил Жаксылык Жанкалов.

Обсуждая данную проблему, участники заседания пришли к общему мнению, что без 100% доступа к интернету во всех отдаленных уголках Казахстана о введении подобных требований не может быть и речи.

«Вчера слышал по радио, что мы лидеры по цифровизации. Лидерами только богатая страна быть позволяет, а мы уже на уровень Африки опустили себя. Надо менять подходы – есть заводы, которые отчитываются о количестве ГСМ на выходе, вот и всё. Надо заводы строить, отрасль развивать, а эту тему вообще надо забыть. Им зачем знать наше количество ГСМ, баранов, молока – это для меня нужно, для учета, для бухгалтерии своей, а им зачем это знать? Отменить надо это, потому что у нас цифровизация не работает – никому не нужные программы», – считает глава Корпорации «Восток-Молоко» Сейлжан Сайлаубаев.

Данный вопрос было решено поднять лично перед министром энергетики на предсъездной встрече в «Атамекене» 3 ноября. Задачу взял на себя председатель комитета услуг и торговли Роман Честных.

 

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦЭЛС

Заместитель директора ТОО «Казмедимпорт» Татьяна Ефремова в ходе встречи рассказала о проблеме, которая возникла в связи некомпетентностью некоторых сотрудников РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» (НАЦЭЛС), выдавших незаконное заключение касательно отнесения некоторых видов продукции к медицинским изделиям, требующим регистрации в РК. А именно речь идет о вспомогательных средствах для передвижения – таких, как инвалидные коляски, опоры-ходунки, костыли и трости опорные.

«Для ввоза средств реабилитации на территорию Республики Казахстан требуется разрешение монопольной организации НАЦЭЛС. Ранее на обязательные обращения, которые мы им писали, нам выдавались заключения в свободной форме, и всегда был ответ, что это средство реабилитации, к медицинским изделиям не относится, регистрация не требуется. Но теперь и сама услуга по запросам стала платной – мы отдали за три таких письма 200 тысяч тенге, – и к тому же по непонятным причинам нам дали ответ, что данная продукция относится к медицинским изделиям. Обыкновенная трость, с которой ходит пожилой человек не потому, что он больной или инвалид, а просто он уже старый человек, ему надо на что-то опираться, относится к медизделиям, требует регистрации», – поделилась Татьяна Ефремова.

Как выяснилось далее, данный товар уже изготовлен на китайской фабрике и загружен в контейнер, поскольку в ТОО «Казмедимпорт» были абсолютно уверены, что получат адекватный ответ на свой запрос. Особенно с учетом того, что по тем же самым наименованиям изделий аналогичным компаниям в Астане и Шымкенте даны заключения о том, что они не относятся к медизделиям и не требуют регистрации.

Присутствовавшая на заседании руководитель Департамента Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК по ВКО Алмагуль Кусатаева подтвердила, что согласно Приказу министра здравоохранения от 15 июня 2015 года за №516 данный товар не относится к медицинским изделиям, разрешен к оптовой и розничной реализации субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

«По вашему обращению Департаментом было направлено письмо в НАЦЭЛС, где мы написали, что просим оказать содействие в решении возникшей коллизии в выданном заключении по принадлежности инвалидных колясок, опор-ходунков, опорных костылей, тростей к медицинским изделиям. Мы также указали, что на данный момент вышеуказанные средства реабилитации проходят процедуру таможенного оформления в Казахстане, в связи с чем попросили ускорить предоставление отчета. В дополнение хочу сказать, что вообще ввоз и вывоз таких товаров запрещает или разрешает непосредственно Комитет Министерства здравоохранения, то есть мы», – пояснила Алмагуль Кусатаева.

По данному вопросу было решено дождаться ответа от НАЦЭЛСа, после чего со стороны данной организации должен быть сформирован корректный ответ заявителю. Со своей стороны модератор встречи Роман Честных рекомендовал ТОО «Казмедимпорт» в дальнейшем взыскать по суду с НАЦЭЛС убытки, понесенные предприятием.

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ?

Председатель Ассоциации торговых предприятий по ВКО Владимир Бердник поднял вопрос касательно проведения местным исполнительным органом мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), а именно на подсолнечное масло. Он рассказал о том, что магазины у дома подверглись проверкам со стороны монторинговых групп по жалобам покупателей на завышенные цены. Причем за 3 дня, по словам спикера, все жалобы поступили именно по подсолнечному маслу.

«Факт жалобы смотрите, какой: покупатель приносит чек, допустим, на сумму 1100 тенге, а масло должно стоить 950 тенге. И вот так на столе стоит масло сфотографированное, не в магазине, видеозаписи нет. Сфотографировал масло и пишет, жалуется, что я вот купил масло в том магазине, а в чеке наименование не указано, стоит просто сумма. Это законно или нет – принимать такую жалобу и направлять уведомление о проверке? Как вы докажете, что он у меня масло купил, если в чеке не указано наименование товара, а масло сфотографировано не у меня на прилавке?» – задал вопрос представителям контролирующих органов Владимир Бердник.

Руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства города Усть-Каменогорск Гасан Турганбаев пояснил, что проверка для того и проводится, чтобы подтвердить либо опровергнуть доводы покупателя, подавшего жалобу. МИО обязаны реагировать на каждую жалобу, даже если в ней изложены заведомо ложные сведения. Он также добавил, что отдел предпринимательства как местный исполнительный орган не заинтересован наказывать субъектов бизнеса. Так, с начала 2022 года в Усть-Каменогорске было проведено 1350 проверок, из них было установлено 634 нарушения, которые были устранены на месте, по 12 жалобам насчет завышенных цен доводы покупателей не подтвердились, и в целом за год ни один предприниматель оштрафован не был.

Спор участников вызвало отсутствие уточнений по категориям и видам подсолнечного масла в Приказе Министерства торговли и интеграции об установлении предельных цен на СЗПТ. Так, если на прилавке в магазине стоит 10 различных видов масла, закупленных у разных контрагентов по разным ценам, то почему «накрутка» на любой из этих товаров должна быть ограничена 15% от самой низкой стоимости масла?

«Да, мы когда первый раз начали проверять, тоже столкнулись с такой проблемой. Заместитель министра торговли и интеграции дал пояснение по данному вопросу на сайте egov.kz в рубрике «Открытый диалог». Предприниматель спросил: если у него есть несколько видов товара СЗПТ по разной закупочной цене, должен ли он на все накручивать 15% от минимальной стоимости? Зачитаю выдержку из ответа замминистра: «В случае наличия СЗПТ от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливается размер предельной торговой надбавки 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика на СЗПТ с наиболее низкой стоимостью, указанной в договоре поставки СЗПТ», – процитировал Гасан Турганбаев.

Учитывая факт двоякого толкования требований об установке предельных цен на СЗПТ, комитет услуг и торговли поручил Палате предпринимателей ВКО направить официальный запрос в Министерство торговли и интеграции РК конкретно по сортам и видам подсолнечного масла.

В то же время, сообщил эксперт департамента торговли НПП «Атамекен» Олжас Сагитов, Нацпалата придерживается позиции, что введенное регулирование цен является неэффективным, и выступает за его полную отмену.

«Буквально 19 октября на заседании Правительства данный вопрос поднимался. Как следствие на сегодняшний день в Правительстве на рассмотрении находится проект Правил установления СЗПТ, сейчас он к нам на экспертное заключение поступил, там на две товарные позиции устанавливаются предельные цены, не на всю линейку, проект более к рыночным реалиям приближен. Там проблема была в том, что предельные цены устанавливали ниже себестоимости, а должны браться в расчет логистика, налоги и так далее. Сейчас эти моменты все учитываются. Так что здесь мы продвинулись, я считаю», – сказал Олжас Сагитов.

 

ЧТО СЪЕЗД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

4 ноября 2022 года в Астане пройдет Х Съезд НПП «Атамекен», на который в качестве делегатов от Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО отправятся 14 предпринимателей, в том числе члены комитета услуг и торговли Роман Честных и Азамат Бигалиев. Участники заседания дали свой наказ делегатам, который выражается в одной-единственной сентенции: заключения о разрабатываемых нормативно-правовых актах (НПА), исходящие от экспертов бизнес-сообщества и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», должны получить статус обязательных к исполнению.

На внеочередном IX Съезде НПП в феврале текущего года предприниматели призвали разработать такие правила, ввести такое законодательное требование, при котором без учета мнений бизнеса не принимался бы  ни один закон, имеющий отношение к предпринимательству. В противном случае решение проблем бизнеса и развитие бизнес-климата в стране не получат должного развития.

«На Съезде надо сказать, что экспертные заключения «Атамекена» должны быть обязательными для государства. При этом мы сами должны быть экспертами при разработке законопроектов. Потому что в Правительстве никто ничего не знает, это только специалисты, технари могут рассуждать и заключения давать, правильный это законопроект или неправильный. Если мы хотим существовать, то только как мощная сила, с которой государство считается. «Атамекен» нас не должен защищать, нас должен защищать Закон, а «Атамекен» должен быть экспертом законотворчества», – высказал общее мнение Сейлжан Сайлаубаев.

О том, какие решения примут на Х Съезде НПП «Атамекен», мы обязательно расскажем со страниц сайта Atameken.kz, а также в СМИ и социальных сетях.

 

 

 

Похожее