До Аблакетки ехать – ни доехать

24.12.2022

Пошёл уже второй год, как жители посёлка Аблакетка в городе Усть-Каменогорске добиваются хотя бы нормального движения автобусов. И это отсчёт времени лишь с той поры, когда они стали действовать официально – создали инициативную группу, и обратились к власти со своими требованиями. Вот так в «абсолютно европейском городе Усть-Каменогорске» жителям приходится годами (!), уже дважды подавая иски в суд, добиваться самого элементарного – возможности нормально ездить по городу в общественном транспо

Пошёл уже второй год, как жители посёлка Аблакетка в городе Усть-Каменогорске добиваются хотя бы нормального движения автобусов. И это отсчёт времени лишь с той поры, когда они стали действовать официально – создали инициативную группу, и обратились к власти со своими требованиями.

 Почти полгода длились заседания, встречи, а затем рассмотрение иска жителей в суде. 1 февраля было заключено медиативное соглашение. Городской отдел ЖКХ взял обязательство  объявить тендер на право обслуживания маршрутов в сторону Аблакетки.  Таких маршрутов должно быть, как минимум, три. Один из них должен проходить по улице  Бурова, через поликлинику. На линию обещали выпускать  не менее 21 автобуса зимой, летом – больше с учётом дачного сезона; начало движения в 5-50, окончание в 22-00 на остановке «Аблакетка»; интервал движения 5-7 минут в будни, 10 минут в выходные;  расторжение договора, если выявленные нарушения не будут устранены в течение месяца.

 Казалось бы, после решения суда проблем  доехать до Аблакетки и уехать – не будет. Однако, уже в апреле возмущенные жители посёлка направили обращение к президенту с требованием отставки акима области Даниала Ахметова и акима города Жаксылыка Омара.

  «На протяжении ряда лет мы только читаем в СМИ про обещания закупить новые автобусы и наладить автобусное сообщение. Наш район является «забытым» местными исполнительными органами. Мы часами ожидаем прибытия автобуса, чтобы уехать на работу или вернуться с работы. Работаем, платим налоги, но местный исполнительный орган принуждает нас самостоятельно решать  вопросы с транспортом. Мы вынуждены проводить собрания, отслеживать работу транспорта, протоколировать нарушения, при полном бездействии акима областного центра.  Дело дошло до суда. В ходе судебного процесса мы пошли на уступки ответчикам и заключили с ними соглашение о медиации. Данное соглашение ответчиками в настоящее время саботируется, не исполняется»», - написали жители в обращении к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву. Горожане заявили, что терпение у них на пределе. «Своим бездействием нас буквально принуждают к протестным акциям (митингам или пикетам), поскольку никаких подвижек в решении вопроса мы не видим. Мы доведены до крайности. Мы не обязаны содержать налогами дармоедов, не решающих общественно-значимые вопросы!».

 В обращении содержалось  требование  к президенту направить в Усть-Каменогорск межведомственную комиссию для изучения ситуации. И, наконец, жители потребовали кадровых  перемен: «Принять меры для снятия с занимаемых должностей акима ВКО, акима Усть-Каменогорска и их заместителей, как не справляющихся со своей работой». Подписали обращение 150 человек.

Прошло 8 месяцев. За это время президент дважды показал, что ему нет никакого дела до мнения жителей. А ведь в столицу поступило несколько обращений с требованием отставки Ахметова и Омара!  Сначала Токаев в июне продлил полномочия Даниала Ахметова ещё на год. Ну, а уже после досрочных президентских выборов, в начале декабря предложил кандидатуру Даниала Кенжетаевича  на согласование собранию депутатов области. Естественно, подавляющее число депутатов проголосовало за Ахметова, и теперь он уже избранный демократическим путём аким области. Совсем другой статус! Сохранил за собой кресло Ахметов, и это  означает, что остаётся править городом Омар. Все на своих местах. И автобусы по-прежнему ходят отвратительно, и не только в сторону Аблакетки, но и по всему областному центру.

 И снова жители в августе  обращаются к руководству города с требованием наладить работу общественного транспорта, расторгнуть договор с перевозчиком. Снова получают отписку, обращаются с иском в суд с простым требованием: «Принудить ответчика ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска» обеспечить бесперебойное движение пассажирского транспорта».

 Вот так в «абсолютно европейском городе Усть-Каменогорске» жителям приходится годами (!), уже дважды подавая иски в суд, добиваться самого элементарного – возможности нормально ездить по городу в общественном транспорте!

-  Состоялась встреча жителей с представителями ЦУПП и отдела ЖКХ, на которой было озвучено, что перевозчик «Бахытжол» не справляется со своей работой, о нерентабельности 27 маршрута для перевозчика. Также ЦУПП и отдел ЖКХ будут производить оптимизацию наших маршрутов.
Жители потребовали от представителей власти обоснования столь длинного маршрута № 4 от ГЭС до посёлка Меновное. Ведь десятки лет «четвёрка» ходила от ГЭС до Речного вокзала. Почему сейчас можно пренебрегать годами проверенной схемой маршрута?  Перевозчику, конечно, не выгодно тратить топливо на столь длинную поездку и всего за 90 тенге.
  Доводы жителей о нехватке автобусов, водителей, невозможности вызвать такси в наш район, что такой длинный маршрут усугубляет положение -  почему то не возымели успеха. Вот уже больше года налогоплательщики посёлка Аблакетка защищают в суде свое право попадать вовремя на работу и возвращаться с неё вовремя.  Отдел ЖКХ и ЦУПП, вам такая ситуация не кажется абсурдной? – говорит руководитель инициативной группы жителей Аблакетки Вера Томская.

  По работе общественного транспорта в середине декабря состоялось  совещание в городском акимате. В ходе обсуждения так и не удалось найти выход из практически безнадёжного положения. Акимат с гордостью доложил, что в этом году для всех перевозчиков было выделено 2,8 млрд. тенге субсидий. Цифра вроде солидная, но это для всех, а перевозки осуществляют 7 предприятий. Между тем, субсидии перевозчики требовали годами, и субсидирование социально-значимых маршрутов предусмотрено законом.  Наверное, правы перевозчики, поясняя, что первая в истории Усть-Каменогорска выплата субсидий позволяет лишь чуть- чуть поправить финансовое положение. Многие годы власть игнорировала требования о законных субсидиях, при этом и тариф не повышался. И если сохранение тарифа для пассажиров  вполне справедливо, то разницу между реальной стоимостью поездки и действующим тарифом должно компенсировать государство за счёт субсидий. Но в Усть-Каменогорске эта норма не действовала годами. Много лет не проводился конкурс на обслуживание маршрутов, что не давало возможности перевозчикам даже взять кредит в банке. До сих пор субсидии не выплачиваются маршрутным такси.  При Жаксылыке Омаре ситуация в общественном транспорте стала хуже, чем в 90- е годы.

 Субсидии, как рассказали перевозчики, помогли поднять зарплату водителям. Но пока потока желающих на водительские вакансии нет. Весь объём работы ложится на действующих водителей, а это люди уже явно не молодёжного возраста. Да, закупаются новые автобусы. Согласно информации городского акимата, приобретено 52 автобуса. Сейчас половина транспорта в возрасте от 10 до 30 лет, половина до 10. До конца года должно быть закуплено ещё 33, а в 2023 году – 74 новых автобусов. Из них основное обновление в трёх предприятиях – Voska, Рост и Марат – М. В «Бахытжол» планируют приобрести 2 автобуса. Но из-за требования, чтобы транспорт был казахстанской сборки – это автобусы с дизельными двигателями. Что означает увеличение  расходов на ГСМ, ведь цена дизтоплива на порядок выше стоимости бензина, да и на экологию влияние хуже.

 В акимате заявили, что не наблюдается и конкуренции среди желающих работать на городских маршрутах. На некоторых направлениях конкурсы приходится признавать несостоявшимися, нет ни одного участника. И если разорвать договор с кем-то из действующих перевозчиков, то не так-то просто найти нового.

 Говорили и о маршрутной сети. Она явно требует обновления. В новые районы с большим количеством населения власть просто тупо продляет действующие маршруты, в частности, в 19-й район левобережья. В итоге автобус идёт переполненным уже с конечных остановок, а дальше по ходу движения просто невозможно втиснуться в салон. А ведь 35 млн. тенге выделялось из бюджета для разработки новой маршрутной сети! Вроде бы даже учёные занимались такими исследованиями.  И где эта сеть? Для чего израсходовали 35 миллионов?

 Ясно одно – преодолевать тот упадок, в который пришёл общественный транспорт в годы правления Омара, придётся долго. А с учётом того, что аким продолжает править областным центром -  очень долго. У городских чиновников на проблемные вопросы жителей, на чрезвычайные ситуации один ответ: «Просим отнестись с пониманием, просим потерпеть».

                     Денис Данилевский       

Похожее