Итоги заседания Совета по этике Агентства РК по делам государственной службы и противодействия коррупции в ВКО

13.02.2019

Под председательством руководителя Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО Қабдолдақызы Жанны состоялся очередной Совет по этике в Восточно-Казахстанской области.

На заседание Совета по этике приглашены представители государственных органов, прокуратуры Восточно-Казахстанской области, а также представители общественности и средств массовых информации. 

Жанна Қабдолдақызы открыла заседание Совета приветствием и представила присутствующих на Совете лиц, после чего ознакомила всех с повесткой дня.

Первым вопросом были заслушаны результаты принимаемых мер по соблюдению натуральных норм служебных помещений государственными органами Восточно-Казахстанской области, для рассмотрения которого были приглашены работники Областного и Усть-Каменогорского акимата, а также руководители других государственных органов.

В своем докладе главный специалист Департамента Окатенко Надежда Владимировна озвучила итоги проводимых государственными органами работ, при этом акцентировала внимание на Послание Президента Республики Казахстан «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 05 октября 2018 года: 5 октября 2018 года, Главой Государства поручено Правительству принять системные меры по оптимизации затрат и экономии средств, исключая неэффективные и несвоевременные расходы.

В этой связи, во исполнение совместного приказа Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции  от 15.10.2018г. №248 и Министерства финансов РК от 12.10.2018г. за № 998 «О проведении совместной работы по выявлению несоблюдения государственными органами натуральных норм обеспечения площадей», специалистами Управления контроля в сфере государственной службы, Управления государственных услуг Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО (далее – Департамент), совместно со специалистами Управления по государственным закупкам и коммунальной собственности ВКО, Департамента государственного имущества и приватизации КГИП МФ РК, в период с 5 по 30 ноября 2018 года осуществлены выезды в районные и городские центры ВКО для проведения инвентаризации площадей.

По итогам проведенной работы, все выработанные предложения и рекомендации были доведены до сведения акимов городов и районов, для принятия мер по высвобождению и оптимизации излишне занимаемой площади государственными органами, которое до настоящего времени не исполняется, что ставит под угрозу срыва поручение Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 29.03.2018г. №18-1301.

Всего по области инвентаризацией охвачено 436 госучреждений (тер.подразделения ЦГО – 155, МИО – 281), по итогам которой выявлены несоблюдение госорганами натуральных норм обеспечения площадями – 32 975,38 м2 (тер.подразделения ЦГО – 10 513,17, МИО – 22 462,21), из них превышение норматива площади кабинетов руководителей – 6022,98 м2 (тер.подразделения ЦГО – 1979,99, МИО – 4042,99), превышение норматива площади кабинетов сотрудников – 16360,29 кв.м. (тер.подразделения ЦГО – 7213,34, МИО – 9146,95), превышение норматива площадей общих помещений –  10592,23 м2 (тер.подразделения ЦГО – 1319,84, МИО – 9272,392).

Из выявленных излишне занимаемых площадей подлежат оптимизации (сокращению) – 10708,15 м2 (тер.подразделения ЦГО – 6703,42, МИО – 4004,73) с возможностью их передачи в пользование другим госорганам, арендующим площади у субъектов бизнеса либо при отсутствии такой возможности – передать в аренду физическим и юридическим лицам или другое.

         По состоянию на 04.02.2019г. ни одна рекомендация в полном объеме не исполнена, Акимами городов и районов и ответственными за исполнение лицами проявлен формальный подход к исполнению рекомендаций.

Подобная позиция приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, затрачиваемых на содержание излишних площадей, и неисполнению поручений Главы Государства, указанных в Послании народу от 05.10.2018г.

Акиматом г.Семей проигнорированы рекомендации по оптимизации банкетного зала, расположенного в здании акимата, а также передислокации ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства г.Семей», ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции города Семей», ГУ «Отдел строительства города Семей», ГУ «Отдел  культуры и развития языков города Семей», ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог  города Семей» в ГУ «Аппарат акима города Семей».

Кроме того, анализ полученных ответов показал, что в среднем на каждого государственного служащего городского и районного уровня приходится 1 внештатный работник.

Так, например, в г.Семей при штатной численности государственных служащих 286 единиц, численность внештатных служащих составляет 202 единицы.

В г.Риддер на 88 государственных служащих приходится 73 внештатных работника, из них в ГУ «Аппарат акима города Риддер» - 16 внештатных на 20 государственных служащих.

В Глубоковском районе на 106 государственных служащих приходится 157 внештатных работников, при этом 23 внештатных служащих работают в ГУ «Аппарат акима Глубоковского района», при численности государственных служащих в 22 единицы.

В Кокпектинском районе на 93 государственных служащих приходится 116 внештатных сотрудников, из них в ГУ «Аппарат акима Кокпектинского района» - 21 внештатный сотрудник на 25 государственных служащих.

Аналогичная ситуация сложилась по всем районам области.

Вместе с тем, отдельными акиматами принимаются меры по исполнению рекомендаций и поручения Главы государства. В частности:

Абайский район -

Кабинет заместителя руководителя (16,2 кв.м) ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования Абайского района» передан председателю территориальной избирательной комиссии. Сектор РАГС перемещен в ГУ «Аппарат акима Абайского района». Рекомендация исполнена частично;

Бескарагайский район -

ГУ «Отдел образования Бескарагайского района» передислоцирован на высвобожденные площади по адресу ул.Ауэзова, 39 (ранее на данных площадях располагалось ГУ «Управление государственных доходов»).

ГУ «Отдел земельных отношений Бескарагайского района» и ГУ «Отдел предпринимательства и сельского хозяйства Бескарагайского района» передислоцированы по адресу ул.Пушкина, 2а. Тем самым, оптимизировано расположение 6 госорганов, которые оказывают госуслуги в одном здании.

За счет оптимизации экономический эффект составит 2 млн.190тыс.тенге;

Бородулихинский район -

В связи с предстоящей оптимизацией государственных органов планируется оптимизировать 829,4 кв.м. общей площади из них: 723,3 кв.м. сотрудников ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бородулихинского района ВКО» переместить в ГУ «Отдел архитектуры, градостроительства и строительства Бородулихинского района ВКО» передать имущественный найм (аренду) или во временное безвозмездное пользование государственным юридическим лицам финансируемым из областного или республиканского бюджета, 106,1 кв.м. расторгнуть договор имущественного найма (аренды) путем перевода ГУ «Отдел финансов Бородулихинского района ВКО» в здание ГУ «Аппарат акима Бородулихинского района ВКО». Переместить ГУ «Отдел физической культуры и спорта Бородулихинского района ВКО» в ГУ «Отдел образования Бородулихинского района ВКО»;

Зайсанский район -

Оптимизировано площадей кабинетов руководителей 55,6м2, ГУ «Отдел культуры и развития языков Зайсанского района» перемещен в ГУ «Аппарат Зайсанского района» (ранее был расположен в подведомственной организации). Рекомендация исполнена частично, так как предлагалось ГУ «Отдел земельных отношений Зайсанского района», расположенный в подвале здания Нұр-Отан, разместить в ГУ «Аппарат акима Зайсанского района»;

Кокпектинский район -

Согласно предоставленного ответа, принимаются меры для размещения государственных органов на выявленных излишних площадях в здании аппарата акима Кокпектинского района расположенного по адресу с.Кокпекты, ул.Ш.Фахрутдинова, 44А;

Тарбагатайский район -

Рассматривается вопрос о передислокации  ГУ «Отдел сельского хозяйства Тарбагатайского  района»; ГУ «Отдел земельных отношений Тарбагатайского района»; ГУ «Отдел предпринимательства Тарбагатайского района» в здание партии Нұр-Отан;

Шемонаихиснкий район -

ГУ «Отдел культуры и развития языков Шемонаихинского района» (на аренде у ИП) разместить в ГУ «Аппарат акима Шемонаихинского района» Передислокация здания планируется после оптимизации в июле 2019 года;

г.Усть-Каменогорск -

С целью приведения в соответствие нормы площадей для руководителей и работников государственных органов принято следующее решение:

  • кабинет руководителя государственного учреждения «Отдел внутренней политики города  Усть-Каменогорска» будет переоборудован на  15 м2 и создано рабочее место путем установки пластиковой перегородки;
  • в кабинет руководителя  государственного учреждения «Отдел предпринимательства города Усть-Каменогорска» будут перемещены работники  отдела, а руководитель будет занимать кабинет площадью 17,9 м2. Кабинет площадью 9 м2 будет занимать заместитель руководителя и один внештатный работник;

- часть площади кабинета руководителя государственного учреждения «Отдел ветеринарии и сельского хозяйства города Усть-Каменогорска»  будет использован для хранения документации ветеринарных врачей и документации о  регистрации специальной техники (архив);

- кабинеты руководителя, заместителей руководителя  государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» будут переоборудованы на 15 м2 и 7,5 м2, оставшиеся площади будут использованы  под конференц-зал, архив и кабинет копировально-множительной техники;

- по государственным учреждениям «Отдел финансов города Усть-Каменогорска», «Отдел архитектуры и градостроительства города Усть-Каменогорска» «Отдел земельных отношений города Усть-Каменогорска» излишне занимаемые помещения будут переданы в аренду;

  • государственное учреждение «Отдел физической культуры и спорта города Усть-Каменогорска» будет размещено в помещениях школы по улице Кабанбай Батыра, 160, занимаемых  в настоящее время отделом экономики и бюджетного планирования города Усть-Каменогорска. Отдел экономики и бюджетного планирования города планируется в конце февраля 2019 года разместить на первом этаже в здании по улице Казахстан, 27.

По остальным районам рекомендации проработаны некачественно.

Кроме того, к указанному сроку (28.01.2019г.) необходимо было предоставить расчеты по планируемым затратам, связанных с переездом государственных органов на высвобожденные площади в сравнении с затратами на содержание зданий (коммунальные выплаты, (свет, вода, теплоэнергия), заработная плата обслуживающего персонала, сжигание различных видов топлива в котельных установках (твердое, жидкое, газообразное) и т.д.).

Следует отметить, что мероприятия по выявлению несоблюдения государственными органами натуральных норм обеспечения площадей и дальнейшая их оптимизация не являются инициативой Агентства, а прямо следуют из послания Главы государства от 05.10.2018г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

При этом, Глава Государства в своем Послании говорит об оптимизации неэффективных затрат и сокращении руководящего состава, что приведет к повышению заработных плат низшего и среднего звена сотрудников в 2 - 2,5 раза, о чем показывает опыт пилотных государственных органов.

Кроме того, с 2019 года столичный Департамент Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции г.Астаны передислоцирован из здания районного акимата г.Астаны на 16 этаж Академии государственного управления при Президенте РК.

Площадь в Академии высвобождена за счет 30%-ой оптимизации штата центрального аппарата Агентства.

В новом офисе Департамента г.Астаны предусмотрена технология «Open space» пространства. Специалисты расположены за прозрачными стеклянными перегородками.

Заместители руководителя Департамента г.Астаны и руководители управлений располагаются вместе с главными специалистами, внедряя принцип и умение работать в команде.

Штатная численность Департамента г.Астаны оптимизирована с 47 до 32ед., то есть на 32%. Функции бухгалтерии,  государственных закупок, кадровой и юридической служб централизованы в центральном аппарате Агентства.

Оптимизация штата обеспечила рост надбавок ведущим и главным специалистам до 50% от основного должностного оклада, руководителям управлений до 10%.

За счет оптимизации площадей и экономии административных расходов имеется возможность дополнительного дифференцированного поощрения высокоэффективных специалистов.

Расходы Департамента г.Астаны на обслуживание площадей уменьшились с 14 млн. тг. до 3,5 млн., т.е. в 4 раза.

Передислокация также обусловлена удобным расположением в центре старого города в шаговой доступности от Центрального аппарата Агентства, акимата г.Астаны и других госорганов)

По результатам рассмотрения данного вопроса, Совет по этике рекомендовал акимам городов и районов, руководителям государственных органов Восточно-Казахстанской области:

- вернуться к рассмотрению итогов проведенной инвентаризации и принять меры по исполнению требований действующего законодательства по соблюдению натуральных норм обеспечения площадями для размещения аппарата государственных органов, поручений Главы Государства по оптимизации затрат и экономии средств, исключая неэффективные и несвоевременные расходы, а также меры по изъятию излишних площадей, установленных в ходе проведенных мероприятий;

- внедрить опыт столичного Департамента в применении технологии «Openspace» пространства;

- рассмотреть возможность внедрения технологии «Open space» пространства в местных исполнительных и территориальных подразделениях центральных государственных органов.

 

Вторым вопросом рассмотрены итоги внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Восточно-Казахстанского межрегионального департамент геологии и недропользования «Востказнедра», по результатам которого Советом по этике выработаны ряд рекомендации, направленных на недопущение подобных нарушений впредь.

Под третьим вопросом рассмотрена деятельность дисциплинарной комиссии Управления координации занятости и социальных программ, а также деятельность уполномоченных по этике Управления образования, физической культуры и спорта и аппарата акима Катон-Карагайского района.

В целом, сотрудником Департамента Турсынкановым Эльнаром Турсынканулы отмечено, что работа ответственных должностных лиц в этих государственных органах признана удовлетворительной, грубых нарушений законодательства не отмечено, а деятельность уполномоченного по этике Управления образования показательна для других.

К примеру, в Управлении образования в 2018 году проведено 11 семинаров, 2 анонимных анкетирования среди 32 государственных служащих и 13 консультаций с государственными служащими, по вопросам соблюдения норм служебной этики, а также 25 государственных служащих  награждены грамотами,  из них 5 – Министерством, 2 - заместителем акима области и 18 руководителем Управления, а также активно применяется принцип меритократии.

Аналогичные результаты достигнуты  уполномоченным по этике Аппарата акима Катон-Карагайского района (проведено 12 приемов граждан, 7 из которых выездные, а также 19 разъяснительных работ, в том числе 7 семинаров, «круглых столов», заседаний и других мероприятий. Проведено 6 анонимных анкетирования по мониторингу соблюдения норм служебной этики и фактов необоснованного привлечения государственных служащих на работу в выходные дни).

 

Четвертым вопросом рассмотрена деятельность местных исполнительных органов Кокпектинского района.

С докладом по данному вопросу выступил заместитель руководителя Департамента, заведующий Секретариатом Совета по этике Сапаргалиев Кайрат Нургазиевич, который довел до всех присутствующих результаты проведенного Департаментом анализа деятельности дисциплинарной комиссии и уполномоченного по этике Аппарата акима Кокпектинского района, а также результаты работы данного государственного органа по профилактике нарушения законодательства о госслужбе и противодействия коррупции.

При этом, отмечено о большей текучести кадров в 2018 году (количество уволенных составило 45 служащих, из них: по собственному желанию –14; занятие другой должности в данном и другом государственном органе – 23; смерти работника и достижения пенсионного возраста – 4, в связи сокращением  - 1, уволенные по отрицательным мотивам – 3).

В тоже время отмечено о слабой работе по профилактике коррупционных правонарушений несмотря на проводимые Антикоррупционные мероприятия (в 2018 году к уголовной ответственности привлечены 3 госслужащих местных исполнительных органов района, фамилий которых Вам известны (главный специалист Отдела земельных отношений Кудайбергенов Е.И., главный специалист Отдела предпринимательства и сельского хозяйства Копесов Ж. и руководитель Отдела земельных отношений Бахтинов Ж.).

Указанные госслужащие в настоящее время осуждены за получение взятки (ст.366) и присвоение или растрату вверенного чужого имущества (ст.189), с назначением наказания в виде штрафа и лишения свободы.

Кроме того, системные факты коррупционных правонарушений имели место в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Отдела образования, при этом ущерб, причиненный государству составил более 32 млн.тенге.)

В свою очередь докладчик обозначил данные социологического исследования - «Оценка населением уровня коррумпированности органов власти», проведенного Исследовательским центром «Юпитер» показали, что Кокпектинский район отнесен к региону с высоким показателем уровня коррупции, в числе других городов и районов области.

Наряду с этим, установлены многочисленные нарушения в деятельности дисциплинарной комиссии и практики применения дисциплинарных взысканий, что способствует к совершению иных правонарушений.

Что касается исполнительской дисциплины, Секретариатом Совета по этике также проанализированы результаты проверок других уполномоченных государственных органов, к примеру по итогам государственного аудита за 2018 год Ревизионной комиссией установлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства в процессе разработки и реализации Программы развития территории Кокпектинского района на 2016-2020 годы, повлекшие к нарушениям на сумму более 24 млн.тенге.

Аналогичные нарушения выявлены Департаментом внутреннего государственного аудита по ВКО в госорганах и учреждениях МИО в 2017 и 2018 годах по результатам проверок, установлены 26 фактов нарушения в сфере государственных закупок на общую сумму более 99 млн.тенге.

В завершении Кайрат Нургазиевич отметил слабую работу уполномоченного по этике аппарата акима Кокпектинского района, которая не обеспечивает поддержание должного уровня и превращает данную деятельность в неэффективный инструмент по предупреждению и профилактике как дисциплинарных, так и других правонарушений, в том числе этического и коррупционного характера.

По результатам высказанных мнении члены Совета по этике выработали ряд рекомендации на имя акима Кокпектиснкого района, исполнение по которым будут рассмотрены в сентябре 2019 года.

 

Пятым вопросом рассмотрены результаты служебного расследования в отношении руководителя областного управления финансов Ерембесова, который ранее работал заместителем акима города Семей, а также руководителя отдела земельных отношений Г.Семей Сейльханова и его заместителя Рахимжанова и руководителя отдела архитектуры и градостроительства г.Семей Салимова.

При рассмотрении данного вопроса слово для выступления было предоставлено заместителю прокурора области Шабер Виталию Николаевичу, который озвучил членам Совета по этике суть рассматриваемого вопроса. Это и предоставление отделом земельных отношений города Семей земельного участка под строительство АЗС в водоохраной зоне, что прямо запрещено Водным кодексом, это предоставление земельных участков при несоответствии с планом детальной планировки города, это неправомерное предоставление земельных участков на новый срок, когда сроки аренды по договорам истекли, в связи с чем, необходимо было провести аукционы, это выдача разрешения на захоронение в закрытом кладбище и другие нарушения.

По результатам обсуждения члены Совета по этике пришли к мнению, что рабочим органом, в лице должностных лиц Сейльханова и Рахимжанова совершены проступки, дискредитирующие государственную службу, в связи с чем, рекомендовано наложить дисциплинарного взыскание в виде понижения в занимаемой должности, а в случае отсутствия нижестоящей должности наложить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Остальным членам комиссии экс-заместителю акима города Ерембесову и руководителю отдела архитектуры и градостроительства Салимову, члены Совета по этике рекомендовали наложить дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.

 

Следующим вопросом были рассмотрены дисциплинарные дела в отношении должностных лиц Аягозского района заместителя акима района Жоргекбаева, руководителя отдела по земельным отношениям Молбаевой, руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог, строительства и жилищной инспекции Мустафаева, главного специалиста аппарата акима города Аягоз Серикова и руководителя Управления охраны общественного здоровья Жумаканова.

С докладом по вопросу совершенных проступков выступил руководитель Управления государственных услуг Департамента Жалелов Ерхат Кыргызбаевич, который сообщил членам Совета по этике факты предоставления земельных участков для ИЖС, когда в земельных участках имеются незаконные самовольные постройки, также о выявленных фактах предоставления земельных участков без проведения торгов и другие нарушения в сфере земельных отношений.

По результатам рассмотрения дисциплинарных дел члены Совета по этике приняли решение рекомендовать руководителям государственных органов привлечь вышеуказанных лиц за нарушение норм Этического кодекса и ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.

 

                 Пресс служба Департамента АДГСПК по ВКО

Похожее