В Восточном Казахстане обсудили проблемные вопросы в сфере образования

14.02.2020

В Восточном Казахстане состоялось расширенное заседание коллегии Управления образования. Во встрече приняли участие заместители акимов по социальным вопросам районов и городов, ректоры региональных вузов, руководители и педагоги учебных учреждений и многие другие.

С основным докладом выступила руководитель Управления образования Сайрангуль Жумадилова. Она рассказала об основных итогах деятельность в 2019 году и задачах на 2020 год.

В системе дошкольного образования области функционируют 787 дошкольных учреждений с охватом 59 122 ребенка. Сохраняется 100% охват дошкольным воспитанием детей в возрасте от 3 до 6 лет. Однако охват детей от 1 до 6 лет ниже областного уровня в Аягозском районе, Семее, Усть-Каменогорске. Также при общеобразовательных школах работает 447 мини-центров, в том числе 278 мини-центров с кратковременным пребыванием от 2 до 3 часов, которыми охвачены 11 987 детей. По словам Сайрангуль Жумадиловой, это не позволяет ребенку полноценно развиваться, поэтому акиматам районов и городов необходимо работать над переводом краткосрочных мини-центров в мини-центры полного дня.

Не решается вопрос очередности в детские сады. На сегодня в очереди состоят 23 846 детей. В основном такая ситуация в Семее, Усть-Каменогорске, Риддере, районе Алтай, Аягозском, Зайсанском, Глубоковском, Уланском, Урджарском и Шемонаихинском районах.

К 2025 году все 100% государственные детские сады и мини-центры должны создать условия для воспитания детей с особыми образовательными потребностями. На сегодня этот показатель составляет 33%.

В системе среднего образования функционирует 648 школ с контингентом 188 255 учащихся. В организациях образования не хватает 267 учителей-предметников, из них 151 учитель в сельской местности. Наибольший дефицит в Усть-Каменогорске, Риддере, Уланском, Тарбагатайском, Аягозском, Катон-Карагайском, Кокпектинском районах. Больше всего не хватает учителей английского языка, математики, русского языка и литературы, начальных классов. Между тем ежегодный выпуск педагогических ВУЗов и колледжей составляет более 2 тыс. специалистов. При этом ежегодно по специальности трудоустраиваются не более 500. Для остальных условия трудоустройства остаются непривлекательными. В первую очередь, это отсутствие жилья и подъёмных. Все это приводит к перегрузке действующих учителей. Вследствие чего, снижается качество знаний учащихся. Так же несвоевременно заполняются вакантные позиции в школах, в особенности, на руководящие должности. Как показал анализ, в 43 школах области нет директоров, а только исполняющие обязанности.

95% учащихся перешли на обновленное содержание, в этом году перейдут 11 классы. Для успешного перехода приняты все необходимые меры - 19 152 педагога прошли необходимую курсовую подготовку, выделено 6,5 млрд.тенге на соответствующие доплаты.

В 2020 году курсы пройдут 7,5 тысяч педагогов, на приобретение учебников выделено полтора млрд.тенге.

В регионе развивается STEM-образование. В 2019 году программа обучения учащихся IT-классов включала в себя визуальное программирование в игровой форме, роботизированные системы, основы веб-дизайна, 3D-моделирование, мехатроника и программирование логических контроллеров. С этого года в данную программу внедрены программирование на языке высокого уровня Pуthon и создание автоматизированных устройств на базе электронных платформ Arduino Unо.

Программа прошла экспертную оценку и согласована министерством образования и науки РК, и будет внедрена в школах области в 5-11 классах со второй четверти текущего учебного года.

В прошлом году была завершена реализация трехлетнего комплексного плана по развитию трехъязычного образования. После чего был разработан еще один план до 2021 года. В него включено обучение французскому и немецкому языкам. В течение трех лет 4 тыс. педагогов повысят уровень владения методикой преподавания языковых дисциплин.

Не остается без внимания вопрос получения образования детьми с особыми образовательными потребностями. Благодаря поддержке акима области на реализацию программы по развитию инклюзивного образования выделено 807,6 млн.тенге из областного бюджета. Результатом принимаемых мер стало повышение доли школ области, создавших условия для инклюзивного образования до 68% при плане 66%. В задачи 2020 года входит достичь показателя 75%, в 2025 году 100%.

Дополнительным образованием охвачено 84% детей. Функционирует 113 организаций дополнительного образования. Ниже областного показатели в Аягозском, Бескарагайском, Тарбагатайском районах и районе Алтай. Однако охват детей дополнительным образованием, организованным летним отдыхом, напрямую влияют на уровень подростковой преступности. В целом, по области этот показатель снижен на 18,3%. Но в Аягозском и Глубоковском районе наблюдается рост.

Также за 12 месяцев 2019 года зарегистрировано 65 фактов суицидального поведения, из них 13 оконченных и 52 попытки. Для усиления работы психологических служб и профилактики суицида и девиантного поведения Управлением образования, впервые в республике, реализуются проекты как «Служба школьной медиации», «Наши дети-наше будущее», «Мои знания – моя безопасность». На эти цели в 2019 году выделены 16,7 млн. тенге, в 2020 году выделены 25 млн.тенге. Целью данных проектов является сокращение общего количества конфликтных ситуаций среди подростков, предотвращение буллинга в подростковой среде, улучшение психоэмоционального поведения детей и укрепление семейных ценностей.

По завершению доклада руководителя Управления, заместитель акима ВКО Алишер Мархабат дал ряд поручений отделам образования городов и районов.

- Необходимо проработать вопросы обеспечения дошкольного образования. Вышеназванным районам необходимо принять меры по развитию сети яслей-детских садов, в которых будет осуществляться прием детей с 2 лет, при необходимости годовалых. Также нужно взять на особый контроль занятость детей дополнительным образованием, чтобы уменьшить количество несчастных случаев и происшествий. Необходимо решить вопрос с нехваткой кадров. Также в области в очереди на жилье из государственного жилого фонда состоят 7088 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в Абайском и Аягозском, Жарминском, Катон Карагайском, Тарбагатайском районах вообще не выделяется жилье для данной категории. Нужно проанализировать текущую ситуацию и провести работу по решению данного вопроса, - заключил заместитель акима области.

Похожее